О, это, пожалуй, настоящая мечта многих монархистов, что того времени, что современных. Мол, нужно было Николаю II повести войска с фронта на восставший Петроград, пострелять «запасников», перевешать депутатов и революционеров.
Однако, тут сразу же возникает множество «но», некоторые из которых я и хотел бы сейчас упомянуть.
Во-первых, не было никакой гарантии, что войска с фронта стали бы стрелять по своим согражданам и таким же «крестьянам и рабочим в шинелях». Тут приведу парочку цитат от историков, которых в каком бы то ни было «большевизме» обвинить точно никто не посмеет:
«И к 1917 году в стране уже была не армия, но вооруженный народ с перебитым офицерским корпусом в первую очередь в пехоте. Это очень важная деталь...» (с) К. М. Александров. Член НТС, исследователь власовского движения. / От патриотизма до революции. Как менялись настроения в русской армии от 1914 до 1917 года.
«Видите ли, к этому времени на фронте были точно такие же солдаты, которые взбунтовались в Петрограде, потому что никакого другого пополнения, кроме как из этих же самых запасных частей, они уже года два как не имели, понимаете?» (с) С. В. Волков. Ярый антикоммунист, исследователь белого движения и истории русского офицерства в целом. / Стрим 2019 года. Сообщество С. В. Волкова в ВК.
Иными словами, разница между «запасниками» и «фронтовиками» к февралю 1917 года была только в том, что одни до фронта дошли, а другие — ещё нет.
Собственно, «карательную миссию» в Петроград попытались отправить. Командовал сим предприятием военачальник Николай Иудович Иванов. Позднее он рассказывал, что лично сообщал императору о том, что войска могут за ним и не пойти. И вы знаете, так они и не пошли:
«Лукомский отмечал, что вместо начала «решительных действий» сразу после высадки батальона облеченный «диктаторскими полномочиями» генерал Иванов по прибытии в Царское Село вступил в переговоры с представителями местной власти.
В результате «разагитированный» батальон заявил о своем «нейтралитете».
В схожей ситуации оказались и эшелоны отправленной с Северного фронта пехотной бригады. Остановленные на станции Луга и разагитированные местным Советом солдатских депутатов воинские части отказались следовать далее на Петроград...» (с) В. Ж. Цветков. Генерал Алексеев.
И это стало проблемой: где взять надежные войска? А если снимем с фронта, то что «скажут» немцы?
Это второй важный момент. Военачальники собирались продолжать войну «до победного конца», но не очень-то хотели ослаблять фронт, вести гражданскую войну фактически... ради кого? Никакого «религиозно-верноподданнического трепета» генералы перед Николаем II и, особенно, перед его окружением... не испытывали.
Дальше мог бы следовать длиннющий рассказ о том, какие разные мнения существуют на счет поведения царского генералитета.
Были ли они «предателями», или же просто «испугались стихии», или же им просто-напросто было плевать на монарха и монархию, или же они не воспринимали конкретно Николая II в качестве серьезного деятеля... тут можно долго рассусоливать.
В любом случае, практически все генералы позднее единогласно писали и говорили о том, что подавление Февральской революции (уже не только в Петрограде — ведь 28 февраля комиссар-путеец А. А. Бубликов всем рассказал о «падении царизма») вылилось бы в «кровавую баню» и прекращение борьбы с Германией и Австро-Венгрией. А такого «союзники и общественность» не простили бы генералам. А войска — подняли бы на штыки. Повторюсь, военачальники не были уверены в своих людях.
Вот и получается такая картина: царь не может опереться на своих генералов, генералы — не могут доверять своим войскам. И... своему царю.
«Николай II не обладал качествами необходимыми в ситуации вооруженного мятежа – харизмой вождя, решительностью, жестокостью...
По ряду причин ни в среде правительства в Петрограде, ни в Ставке, ни в императорской свите подходящего человека не нашлось. Чиновники и генералы не были уверены в том, что стоящий за их спиной царь не бросит их в последнюю минуту...» (с) Ю. Е. Кондаков. «Бумажный» поход генерала Н. И. Иванова на Петроград.
Иными словами, если подобная «система» уже допустила ситуацию Февральской революции, то подавляя её войсками она бы могла только усугубить ситуацию. Но как-то так вышло, что под рукой у Николая II не нашлось ни надежных солдат, ни надежных генералов, ни надежных чиновников...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!