Уже в 1990-е годы этот фильм смотрелся забавно, но в целом это такой камерный фильм ужасов из прошлого. Дешёвый грим и богатые декорации - такое несочетаемое сочетание мы увидим в этой картине. Фильм скорее камерный: всё основное действие происходит в поезде, который мчится по Транссибирской магистрали в Москву.
В самом начале забавно, что англичане старались соблюдать какие-то приличия и даже вывески в Пекине сделали на русском языке: "Багаж", "Осторожно! Хрупко!", "Ресторан". Вот только не сумели написать "Зал ожидания" ни по-русски, ни по-китайски - повесили английское "Waiting Room".
Есть, конечно, куча "каши". Относительно самой Транссибирской магистрали на 1906 год и возможности доехать из Пекина в Москву - оставим на совести авторов. Не знаю зачем вообще придумали эту сюжетную нить, не зная предмета разговора. Фильм вообще является вольной экранизацией всё той же повести, по которой был снят и фильм "Нечто". Там действие происходило, как вы помните, в Антарктиде. Но есть и ряд других неточностей и абсурдов. Например, Польша не была самостоятельной страной, как говорит главный герой фильма, а являлась частью Российской империи на тот период. Да казаки в Сибири не сидели. Тем более по имени "Казань". Но уровень образования англичан всегда был лишь чуть выше уровня американцев - потому эти две страны и являлись всегда самыми опасными паразитами планетами, сеющими смуту и живущих за счёт других.
- Добро пожаловать на Ленинградский Дзен-канал
В 1906 году профессор сэр Александер Сэкстон (Кристофер Ли), британский антрополог, возвращается в Европу на Транссибирском экспрессе из Пекина в Москву. С ним ящик с замороженными останками гуманоида, который он обнаружил в пещере во время своей экспедиции в Маньчжурии. Он надеется, что эта находка - недостающее звено в эволюции человека. Доктор Уэллс (Питер Кушинг), дружелюбный соперник Сэкстона и коллега по геологическому обществу, также интересуется этой древней находкой. Отправки экспресса среди прочих ждут старый польский граф Марион Петровски (Жорж Риго) и его молодая красавица-жена, графиня Ирина (Сильвия Тортоса). С ними путешествует их духовный наставник, какой-то православный монах по имени отец Пуджардов (Альберто де Мендоса), внешне похожий на Гришку Распутина. Когда китайский воришка вскоре будет найден мёртвым с белыми глазами возле ящика с мумией гуманоида, то этот "святоша" заявляет Сэкстону, что содержимое ящика - зло. Среди прочих пассажиров и инспектор Миров (Хулио Пенья) с отрядом солдат.
Стремление Сэкстона сохранить свои научные открытия в секрете вызывает подозрения Уэллса, который подкупает носильщика, чтобы тот исследовал ящик. Носильщик убит взглядом красных глаз гуманоида. После этого он выбирается из ящика, взламывая замок, и убивает ещё нескольких пассажиров. Уэллс проводит вскрытие одной их жертв и приходит к выводу, что существо впитывает навыки и воспоминания своих жертв. При этом мозг жертвы становится гладким, без извилин, а глаза белёсые как у варёной рыбы. Когда Миров в конце концов застрелил гуманоида, угроза, похоже, была устранена. Сэкстон и Уэллс обнаруживают, что реальной угрозой является бесформенный инопланетянин, населявший тело гуманоида. Неизвестное им существо вселилось в Мирова перед смертью ожившего тела гуманоида.
В общем как в том же "Нечто", когда это самое "нечто" вселялось в нового носителя. Это явно существо с другой планеты. Вернее сказать - сущность. Бестелесная, но нуждающаяся в теле.
Забавно будет когда "святоша" покажет истинное лицо всех этих церковников. Если в начале фильма он кричал, что существо в ящике есть истинное зло и рисовал крестики мелом, то став свидетелем переселения этого зла в инспектора, он тут же поклялся ему в верности, моля лишь не убивать его. На что существо ответило: "В этом нет надобности. В голове у вас так пусто, что взять оттуда нечего." Вот всё, что нужно знать об этих церковниках.
Инопланетянин застрял на Земле миллионы лет. Он был здесь оставлен своими сородичами в момент сотворения земного мира и выживал в телах наипростейших организмов, постепенно продвигаясь по лестнице эволюции. Теперь он оказался в человеке.
Он убивает пассажиров, обладающих специфическими знаниями, которые могли бы помочь ему построить новый космический корабль для отправки домой. На какой-то заснеженной станции в Сибири в поезд подсаживается казак по имени Казань (Телли Савалас) с группой своих головорезов. Понятие о казачестве у англичан сами понимаете... Быстро разобравшись кто есть кто, капитан Казань закалывает, а затем стреляет в Мирова. После смерти Мирова, Пуджардов, считая это существо сатаной и ранее поклявшись ему в верности, позволяет ему овладеть собой. Пассажиры бегут в последний вагон, в то время как инопланетянин убивает Казана, его людей и графа. Сэкстон, обнаружив, что существо не может использовать свои способности, когда на него попадает свет, ослепляет его. Инопланетянин заключает сделку с Сэкстоном, соблазняя его своими передовыми знаниями в области технологий и лекарств от болезней. Врёт конечно. Когда Сэкстон отказывается, то нечто воскрешает всех своих жертв в виде зомби и заставляет их напасть на Сэкстона и выживших пассажиров.
Сэкстон и графиня пробиваются сквозь зомбированных казаков, пока не добираются до последнего вагона, где укрылись другие выжившие. Сэкстон и Уэллс отсоединяют вагон от остальной части поезда, в котором находится Нечто. Начальство из Москвы отправляет телеграмму на ближайшую диспетчерскую станцию с инструкцией уничтожить поезд, отправив его по запасному пути, выходящему в ущелье. Выжившие из последнего вагона, остановившегося, как и положено, на самом краю, наблюдают, как поезд падает в ущелье и объят пламенем.
Вот такое вот забавное кино. Корявенькое конечно, но посмотреть можно. Фильм английский, но снимали его в Мадриде - отсюда столько местных актёров. Музыкальное оформление тут совсем не в тему со всеми этими свистульками. Особенно в конце перед титрами прям развесёлая мелодия. Но будем снисходительны к англичанам - они и так старались, вывески на русском языке рисовали без ошибок.