Найти тему
Взгляд изнутри

А что там в школах и детских садах?

Мои постоянные читатели знают, что зачастую поводом для очередной моей статьи являются какие то события, в которых я участвовал сам, или общение с кем то, кто сподвиг меня на это.

И в этот раз я расскажу о том, что сейчас происходит в некоторых школах и детских садах нашего города. Рискну предположить, что подобное наблюдается и в других воспитательных и учебных заведениях нашей страны.

Ранее я уже рассказывал, как лично наблюдал сколько различной бумажной работы вынуждены выполнять воспитатели в детских садах заполняя различные отчёты и методические документы. Ещё раз уточню, что разговор идёт не о руководящем составе дошкольного учреждения, а о рядовых воспитателях, главной задачей которых является (как я считаю) воспитание детей.

В итоге, когда для всей этой бумажной работы у воспитателя не хватает времени в период сонного часа, он вынужден нередко заниматься ею и в те периоды, когда должен быть полностью сосредоточен на детях. В итоге, нередко дети остаются без прогулки, потому что воспитатель одним глазом следит за ними, а вторым изучает необходимые документы и пишет отчёты. И даже закончив подобную работу, человек далеко не сразу способен переключится на детей и полностью погрузиться в работу с ними.

Естественно, в таком режиме работы сложно ожидать качественного результата в вопросе воспитания детей. Потому что, как минимум, это очень негативно действует на нервную систему воспитателя и, как следствие, на качество общения с подопечными. А если ещё учесть не очень высокие зарплаты, но очень высокую ответственность за каждого ребёнка - всё выглядит мало привлекательно для потенциального воспитателя и, в итоге, сказывается на качестве воспитания детей.

Но, как оказалось, и в школах ситуация тоже не очень весёлая. Количество бумажной работы, со слов самих преподавателей, растёт с каждым днём. Количество претензий со стороны родителей, которые сами не занимаются воспитанием своих детей, а во всех проблемах винят школу - тоже не уменьшается. Даже не смотря на то, что должность учителя подразумевает терпимость и определённую культуру поведения, интриги в женском коллективе неизбежны. Иногда это может почувствовать даже посторонний человек, побыв в этом "серпентарии" буквально несколько минут.

Конечно, есть люди от природы спокойные, доброжелательные и умеющие вести себя достойно, но их не так много, как хотелось бы. На самом деле, достаточно часто, учителя испытавшие на себе все "прелести" работы в школе, в итоге уходят из неё и занимаются репетиторством. При этом, они избавляются от всевозможных склок, интриг, бумажной волокиты, выполняют свои непосредственные функции преподавателя и обучают детей более эффективно, чем им это удавалось в школе. Я уж не говорю о том, что оплата их труда подтверждает их востребованность и квалификацию.

А кто же тогда остаётся работать в школах? Вот это самое интересное. Учитывая катастрофическую нехватку кадров, на преподавательские должности частенько попадают люди, которых ещё самих нужно учить. Бывает, что некоторые учителя даже грамотно разговаривать не умеют со своими же учениками и, наблюдая со стороны, иногда кажется, что дети выглядят даже более достойно, чем их преподаватель. А заменить этих "специалистов" просто некем - специальность учителя уже давно не является престижной и поэтому те, кто достаточно успешно закончил соответствующий педагогический ВУЗ, стараются найти себе применение в более интересном месте, чем обычная общеобразовательная школа.

Но я хочу вернуться к теме забюрокрачивания работы воспитателя и учителя. Мы должны определиться - хотим "шашечки или ехать"? Для нас важнее воспитание и обучение наших детей или та куча бумаг, которыми постоянно грузят этих специалистов сверху. Я не помню, чтобы во времена моего детства воспитатели в детском саду и учителя в школе жаловались на такое количество макулатуры, с которой им приходится работать. Но зато воспитание было действительно достойным. Да, учителя брали тетрадки для проверки домой, но это их непосредственная обязанность. А как вдруг их обязанностью стала постоянно увеличивающаяся бюрократия? Почему вдруг именно отчёты, а не конкретные результаты стали показателем работы вышеупомянутых заведений?

В моём представлении в каждом детском саду есть директор и методический кабинет, в школе ещё и завучи - которые в принципе и должны выполнять ту бюрократическую работу, которую спускают сверху. Но как то странным образом всё это распространилось и на рядовых работников воспитательных и учебных заведений. Не удивлюсь, если завтра и уборщиц тоже заставят писать какие то подробные отчёты о своей работе. Видимо наверху тоже сидят "эффективные менеджеры", которые считают, что бумажка важнее всего. Во всяком случае, важнее качественного воспитания и достойного образования