Найти тему
Werfstore.ru

ХРОНИКИ «ВЕРФИ». Раскрой

Привет, на связи Илья, один из основателей «Верфи». О производстве можно писать много, но часто мы не уверены, что это интересно и вам хочется об этом читать. Но надо же! Оказалось, все не так. Производство — просто неотъемлемая часть «Верфи»

Недавно проводил поставщикам маленькую экскурсию, которая навела меня на мысль, что в процессе производства одного изделия у нас участвуют в среднем (только в самом производстве) 12 человек / 12 процессов.

А чего у нас 12? Например, месяцев в году.

Этапы производства изделий «Верфи»
Этапы производства изделий «Верфи»

И я подумал, что можно написать эпопею длиною в год. Почти «хроники Верфи» могут получиться. В общем, будем весь год производить Shell, и к концу года одну ее все-таки произведем. По одному этапу за месяц. Поехали!

Сумки «Shell» бренда «Верфь» в цветах «nut» и «beige»
Сумки «Shell» бренда «Верфь» в цветах «nut» и «beige»

РАСКРОЙ

В Советском Союзе и его разрядной системе труда раскройщик в кожгалантерее и обуви мог достичь самого высокого разряда на производстве, выше швеи.

Женская сумка кросс-боди «Shell»
Женская сумка кросс-боди «Shell»

Почему раскрой кожи — это так сложно? 
Потому что кожа — живой материал, причем в прямом смысле, а не в переносном. Кожа абсолютно неоднородна. Мало того, что невозможно найти две одинаковые кожины, так даже в рамках одной кожины невозможно найти хоть сколько-то одинаковой поверхности. По сути, всё стремление производителей кожи сделать её более дорогой ведет к тому, чтобы с помощью химий и технологии производства достичь того, чтобы один артикул кожи был максимально однороден и един.

На что вообще это влияет? Практически на всё. На коже существует много пороков, как естественного, так и искусственного происхождения.

Какие существуют пороки
Например, шрамы, которые образуются во время жизни животного, также естественные пороки кожи, которые есть у любого живого существа; укусы насекомых и прочие внешние воздействия, которым подвергается кожа. Первая задача раскройщика — обойти эти пороки.

Видимые пороки обойти достаточно просто. Единственное, требуется хорошее освещение. В раскройном цеху света много не бывает — как в операционной! Плюс хорошее зрение и внимательность.

Проблема в том, что существуют невидимые глазу пороки.
Что это такое? Это слабая, дряхлая / дряблая кожа, которая после покрытия химией делает вид, что она сильная и красивая. Ты ее раскроил, прошел все этапы производства, собрал сумку, прошил, вывернул её, а там кожа превратилась в морщинистое нечто. И ни на каком этапе это не видно. Кстати, именно этот порок вы чаще всего видите на Sample Sale (распродажа). Знайте, это не проблема промежуточного контроля качества или безответственности сотрудников, это издержки материала.

Резаки и детали, которые необходимы для создания сумки «Shell»
Резаки и детали, которые необходимы для создания сумки «Shell»

У каждой компании свои допуски к раскрою — что норма, а что нет? 
В «Верфи» мы не допускаем никакую слабую кожу на лицевых частях изделия, это все идет в уценку. Так вот, классный раскройщик ещё и чувствует эти вещи. Он понимает, на какие детали сумки можно ставить кожу послабее, а какая кожа уже годна только на обрезки.

Как правило, сильная качественная кожа расположена в чепраке (спинная часть животного), а вся дряблая — это бока и пашины (участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны). Но, естественно, бывает, что и чепрак не очень, а в хорошей коже и бока могут быть хорошими. Хорошая кожа в большинстве своем — это хорошее сырье. Но, к сожалению или к счастью, натуральная кожа — это побочный продукт молочного и мясного животноводства. Никто никогда не заботится о состоянии кожи коровы, так что производителю кожи приходится работать с тем, что есть.

Вопрос: а почему нельзя ставить на сумки только классную сильную кожу с чепрака? 
Ответ: тогда сумка будет стоить от 30 тыс. руб. за «Shell». Думаю, комментарии излишни. Кстати, что обидно, вы легко можете купить сумку за 30–50 тыс. руб., которая сделана из некачественной кожи. Тут гарантии нет. Но ладно. Мы вообще не о коже, а о раскрое говорим.

Итак, сложность раскроя в том, что нужно обойти все пороки и почувствовать слабость / силу кожи, а также понять, какой резак куда ставить. Теперь к резакам. 
Например, на «Shell» у нас 56 резаков и 65 деталей, из которых 32 детали кожаные.

А дальше работа раскройщика — это такое собирание пазла в прямом смысле: как на эту кожину лучше уложить все резаки, чтобы осталось меньше отходов. Сначала всегда кроятся лицевые детали сумки из самой качественной части шкуры, плюс самые большие детали, так как тебе нужно поставить резак на достаточно большой кусок кожи так, чтобы на нем не было ни пороков, ни слабостей. Потом кроятся маленькие детали и внутренние части сумки.

Резаки, которые необходимы для создания «Shell»
Резаки, которые необходимы для создания «Shell»
Детали при раскрое «Shell»
Детали при раскрое «Shell»

Лайфхак для определения стоимости изделия
Часто на сумках есть шов где-то посередине, например, как у нас в
«Laguna»; это делается не для красоты, а чтобы кожаные детали были намного меньше. Это ведет к лучшей укладываемости кожи. Потому что, чем больше деталь, тем сложнее ее уложить на кожу (как у нас в «Continent», «Делах Семейных», «Cliff», «Neva»). И тут мы приходим к самому важному количественному показателю раскроя: процент использования кожи. То есть, какой процент кожи ушел в отходы. В больших сумках с большими деталями на среднем качестве кожи этот показатель может быть и 70%. То есть, 30% кожи уйдет в отходы.Если сравнивать с раскроем ткани. Ткань кроится настилами (в 5–10 слоев). Мы не выбираем, куда ставить резак, — снаряд просто идет с минимальными пропусками подряд. А кожу так кроить не получится совсем. Там бы в один слой нормально откроить! Ткань кроится, в итоге, в 30–50 раз быстрее. И показательно использования получается 95%-98%. Поэтому на раскрой ткани можно поставить человека сразу как он изучил оборудование, а к коже могут не подпускать годами. И поэтому раскрой так сильно влияет на качество и стоимость изделия.Вот такой он — раскрой.