Найти в Дзене

КАК ЮРИСТ ИЗ МОСКВЫ СДЕЛАЛ СЕТЬ ФИТНЕС-КЛУБОВ В ИЗРАИЛЕ

Тамерлан Бадаков приехал в Израиль в 2019 году. В России он был успешным юристом, в Израиле работал выучился на фитнес-тренера, работал вышибалой в клубах и охранником в Хайфском порту. Сейчас у него две фитнес-студии на севере Израиля, 15 человек на зарплате и желание построить в маленьком Израиле большой бизнес. О том, как преуспеть, начав все с нуля в чужой стране, Тамерлан рассказал в интервью ЦР “Шалом”

Как вы оказались в Израиле?

У супруги были еврейские корни, а я сам казах (родился в Волгограде). Все началось с того, что жена поехала в Израиль на Таглит. Это одна из программ для еврейской молодежи, которую привозят посмотреть Израиль. Программа короткая - обычно 10-дневная, образовательно-ознакомительная. На Таглите супруга узнала про МАСУ, ей предложили там поучиться. Программа МАСА посерьезнее Таглита, это 4 - 8 месяцев учебы (в том числе - академической) в Израиле и разные возможности после.

Я ехать не хотел. Своя квартира в Москве, зачем куда-то ехать? У меня хорошее юридическое образование, я получал потанинскую стипендию в ВУЗе, и дальше все тоже складывалось удачно. Когда жена сказала, что нас с ней ждут в Израиле на 8-месячной программе, я сразу ответил “нет”. Потом у меня была экспедиция на Байкал в в составе участников Русского географического общества. Без связи с внешним миром была целая неделя подумать обо всем в тишине. Меньше шума - больше ясности. Я решил, что можно и съездить.

-2

Мы приехали в Израиль в сентябре 2019 года. Вскоре начались уроки иврита. Язык не шел. Мне казалось, что я делаю услугу для жены - она хотела, а меня уговорили. Потом я сказал самому себе: “Приехал - будь добр, учись”. В итоге я оказался одним из лучших на курсе. Надо было просто себя психологически перебороть. Иврит - совсем не сложный язык на самом деле.

Учились мы еще и прикладным профессиям. Жена выбрала бьюти-индустрию, я получал образование фитнес-тренера. Там были дисциплины и по анатомии, и по физиологии, и кинезиология (наука о движении), диетология, отдельный курс был по физкультурным снарядам.

Как все было устроено для вас в Израиле?

Нас повезли в маленький поселок на границе с Египтом. Там живут 200 - 300 человек, в основном студенты. В поселке нет даже магазина, но все что нужно для жизни, имеется - вкусная столовая, футбольное поле, бассейн 25 метров, природа, закаты, хамелеоны. В поселке есть почта, школа для одаренных детей бедуинов, учебка для солдат. Это оазис - все поливается, все зеленое, хотя вокруг пустыня. Мы жили в большом автофургоне - “караване”, как их называют в Израиле. Там было 2 комнаты и общий салон (гостиная). У каждой семьи по комнате. Когда приезжаешь из крупного города в такое место и такие условия, как следует перезагружаешься. В целом, конечно, для многих это было похоже на шоу “Дом-2” - пионерлагерь для взрослых.

На самом деле МАСА - лучший способ репатриации. Мы изучали иврит, получали профессию, находились на полном обеспечении агентства Сохнут. Бесплатная еда, интересные экскурсии (руководитель программы говорил нам, что мы увидели больше Израиля, чем любой средний израильтянин за целую жизнь) - оно того стоило.

Не было ли ощущения дауншифтерства от этого всего? Всё же карьера юриста в Москве могла пострадать…

Ощущения, что я меняю перспективы на нечто несерьезное, не было. Я поехал с убеждением, что через 8 месяцев вернусь домой. При этом “железками” я давно уже занимался как хобби, даже полупрофессионально. Я был хорошим юристом, но в этой сфере на самом деле выгорел. Спустя несколько лет работы по специальности мне стало казаться, что я отдаю больше, чем получаю. Да, дела выигрывать приятно, но сколько усилий и времени! Процесс длится полгода или больше. Если апелляции - то еще полгода, а потом еще кассации… От этого выгораешь. Я решил попробовать себя в другом, заняться фитнесом профессионально. Спасибо Израилю, что дал такой шанс.

В какой момент изменилось решение уехать обратно?

На МАСЕ мы жили в качестве туристов, по окончании курса могли по закону получить гражданство. 80% так и сделали. В целом, МАСА устроена так, чтобы показать страну с лучшей стороны. Большая часть поэтому стали гражданами и решили остаться в Израиле. Я сперва гражданство оформлять не хотел, но жена убедила. Потом, когда курс закончился, паспорта были получены, она сказала - давай поживем тут чуть-чуть. Новым гражданам положена денежная помощь от государства. Этих денег хватает на первые полгода - год в стране. Мы решили немного пожить, тем более условия к этому располагали. В Израиле все так устроено, что ты сразу остаешься на год - просто потому что стандартный договор аренды квартиры - годичный. Ты отдаешь хозяину жилья чеки на 12 месяцев, он каждый месяц снимает часть суммы, которая как раз тогда должна оказаться на счете. Уехать можно, но надо найти вместо себя кого-то, кто будет платить аренду, на кого будет переписан этот годовой договор. Либо теряешь существенные деньги. Ну а за год очень много происходит…

Обычно жизнь репатриантов строится так: жена идет учиться, муж работает. Через полгода у нее заканчивается учеба, у него уже запала нет идти учить иврит. Многие так и остаются в русскоязычной среде на маленьких зарплатах. У нас было образование, язык, мы понимали, в какой стране находимся.

Как складывалась жизнь в Израиле?

Поселок, где мы жили на МАСЕ - это тепличные условия, а дальше ты попадаешь в реальность и проходишь все стадии, какие бывают у любого эмигранта в любой стране. Сначала - первая любовь. Первые месяцы все видится через розовые очки. Потом начинаешь видеть только минусы - этот этап называется “долина смерти”. Потом из нее как-то выбираешься в обычную, нормальную жизнь, с плюсами и минусами. Мы поселились на севере Израиля - в Кирьят-Яме рядом с Хайфой. Там я устроился на свою первую работу - поваром на кухне. Правда, через две недели меня уволили за пререкания с начальником. Потом я открыл “эсек патур” - получил статус “индивидуального предпринимателя”. Пробовал устроиться работать в тренажерный зал, но в пандемию индустрия почти полностью умерла. Тренеры не требовались, к тому же живого, настоящего иврита у меня еще не было. Я бесился, хотел уехать. Тем не менее, стал публиковать объявления о частных занятиях по фитнесу. Работал вышибалой в ночных клубах, в Хайфском порту, проверял всем на входе температуру в университете Технион (продолжалась пандемия). Потом появились первые клиенты. Я тренировал их на улице. Гирьки, резинки… Постепенно круг клиентов становился шире. К концу 2020 года я понял, что могу открыть зал. 13 апреля 2021 года у меня появилась студия в Кирьят-Моцкине. Это было небольшое помещение с обычными белыми стенами. Мы купили гантели, резинки, повесили зеркала. В студию вложили те деньги, которые получали как новые репатрианты - они лежали у нас на счету, мы их не тратили. Какое-то время я все еще работал охранником в Хайфском порту, но постепенно на это не осталось времени. Мне удалось быстро заработать репутацию, меня советовали друзьям. За год я дошел до потолка - больше новых клиентов я уже не мог взять. Теперь можно было уволиться из охраны. Я решил создать полноценный бизнес в сфере фитнеса. К декабрю 2022 года получилось собрать деньги, найти помещение под большую студию с разными секциями, придумать бренд - Yalla Fitness. (“Яла" значит “вперед! давай!” - это слово - побуждение к действию). У меня стало уже две студии - одна маленькая, первая, и вторая - серьезная, где все по-взрослому.

-3

Мы ответственно подготовились к открытию - я нанял маркетолога, мы делали рекламные фотосессии, нашли модель - лицо бренда. На открытие пришло огромное количество людей, в том числе мэр города Кирьят-Ям. У нас был уже большой социальный капитал, город небольшой, нас все знали. Конечно, без проблем не обошлось - пришлось осваивать третью профессию - предприниматель. Делаю это самостоятельно, но, думаю, если поступлю на программу МВА, вряд ли найду там что-то очень новое. Читаю книги, смотрю видео на бизнесовые темы, осваиваю, как настраивать каналы продаж. На самом деле все хорошо - в прошлом месяце у нас было 170 обращений за 3 недели. На входящих всего три человека, и мы чуть не сдохли от этого объема. Цена выше рыночной, но все равно люди покупают абонементы - потому что у нас сервис лучше, чем в обычном израильском фитнесе.

-4

С какими проблемами приходится сталкиваться?

Каждый месяц - новый пожар. Товарищ плохо положил полы - мы попали на 15 тыс. шекелей. Потом случилось нашествие муравьев - израильская природа достаточно агрессивна. Каждый месяц что-то такое происходит. В октябре началась война - мы просели на 30%. Сейчас все восстановилось, и в целом, уверен, перспективы очень хорошие у нас здесь. Десять процентов израильтян занимаются фитнесом. Это огромная цифра. У меня в штате сейчас 8 тренеров, 2 массажиста, администратор, смм-менеджер и фотограф. Плюс к этому я время от времени привлекаю маркетологов, таргетологов. Я и зарабатываю, и учусь - каждый специалист дает мне что-то свое - я очень счастлив. У нас 120 клиентов в большой студии из 198 возможных при максимальной загрузке. Нам нужно продать еще 78 абонементов - это не за горами. Шлифуем бизнес-модель, чтобы продавать франшизу. Двое человек уже напрямую предлагали деньги (в Израиле довольно легко найти инвесторов), но я отказался - сначала надо "допилить" модель. Самая большая проблема - найти тренеров. Тут у меня есть свое решение - многие из тех, кого я беру, на иврите не говорили - я сам их стал учить ивриту. Задача - чтобы могли говорить. Иврит, по сути, это 350 слов на 90% случаев. А вот хороший тренер - 10 тысяч часов опыта. Проще найти тренера, который не говорит, и научить его ивриту - таков мой подход.

-5

В чем сложности бизнеса в Израиле?

Наверное, как и в любой стране, тут вести бизнес сложно. Надо заниматься и своей спецификой, и понимать сразу и в финансах, управлении, найме сотрудников, бухгалтерии.

А какие преимущества и недостатки для вас?

Преимущества Израиля - одна из самых безопасных, несмотря ни на что, высокий уровень жизни. Это очень свободная страна. Недостатки тоже есть. Оборотная сторона свободы - самомнение израильтян, которое перерастает в наглость, бескультурье. Тут местами очень грязно на улицах, дети порой ведут себя бескультурно - к ним особое отношение, они этим пользуются. Но в целом преимущества жизни в Израиле перевешивают недостатки.

Если вы собираетесь репатриироваться и хотите лучше подготовиться к израильским реалиям, обращайтесь в Центр репатриации “Шалом” - наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам максимально подробно - https://shalom-center.ru.