Здравствуйте, друзья! Начать предлагаю издалека. А именно с истории освоения территории, называемой Сибирь. Как говорят учёные историки, Сибирь русскими была именно освоена, а не колонизирована, как страны Америки, Азии, Африки, Индии англичанами и французами.
Я не хочу никому навязывать своё мнение и предлагаю вам по мере изложения материала делать свои выводы и делиться ими со мной.
Приведу строки из книги русского историка Ключевского "Курс русской истории": " История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации расширялась вместе с государственной её территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней". Над созданием "Курса русской истории" Василий Осипович трудился более тридцати лет.
Ещё одна цитата из книги русского публициста Ядринцева Николая Михайловича: "Екатерина II смотрит на Сибирь как на инородческую колонию и русскую Индию, где необходима либеральная колониальная политика". Книга вышла в 1882 году.
Получается, что ещё в конце 19-ого веке термин "колонизация" считался вполне приемлемым для тех событий. Ну а дальше происходит постепенная замена понятия "колонизация" на "покорение", а после на более мягкое "освоение". То есть произошла подмена понятий с целью скрыть реальность вторжения.
"Колония - страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая империалистическим государством (метрополией)". Ожегов С.И. "Словарь русского языка", 1953 год.
Покорение Ермаком Сибири в 1581 – 1585 годах.
В первую очередь заслуживает внимания личность самого Ермака. Со слов русского историка Николая Михайловича Карамзина - «родом неизвестный, душой знаменитый». Ермак, до сих пор вызывает множество споров среди историков по неизученности своего происхождения, биографии до сибирского похода и даже имени. Изображения же его, Ермака, лично у меня вызывают отождествление более с испанским конкистадором, нежели с русским богатырём, каковым нам его представляют учёные.
Отряд Ермака был нанят и снаряжен купцами Строгановыми, которые занимались добычей соли и пушнины на территории, граничащей с Сибирским ханством. Получается, что поводом для организации вторжения вооружённого отряда в другое государство послужила частная инициатива промышленников.
До 1622 года письменные свидетельства о походе Ермака отсутствуют, хотя с того момента начала похода прошло 30 лет. Сибирский архиепископ Киприан в 1622 году создал соборный синодник, куда были внесены имена убитых при покорении Сибири, в том числе и имя Ермака. Этим церковь признавала заслуги дружины Ермака перед христианством. В 1636 году тобольским архиепископским подъячим Есиповым создано произведение «О Сибири и сибирском взятии», позже названного соответственно Есиповской летописью. Она имеет религиозную направленность, относя Ермака к орудию бога в борьбе с неверными. К первой половине 17-го века относят созданную неизвестным автором повесть «О взятии Сибирской земли», известную как Строгановская летопись. Эта летопись можно отнести к фамильной истории купцов Строгановых. Еще упоминается «Кунгурская летопись» Ремезова, точная дата создания которой неизвестна и знаменита она тем, что состоит в основном из рисунков. В 1744 году она была найдена Герхардом Миллером.
Эти летописи, включая и все более поздние, базируются на синоднике Киприана. Который, в свою очередь создан на основе рассказов оставшихся в живых казаков, участвовавших в походе Ермака.
Получаем интересный факт.
Киприан, имея целью возвысить Тобольскую епархию, решил создать образ мученика за христианскую веру в лице Ермака. В 1636 году в Москве патриарх священного собора утверждает прославление Ермака с дружиною. В том же 1636 году появляется Есиповская летопись, прославляющая деяния Ермака, как носителя христианства. Позже, с целью прославления семьи Строгановых, именуемых баронами и графами, пишется Строгановская летопись.
Учитывая сохранившиеся изображения Ермака, напрашивается вывод, что он был иностранным наемником, имеющим опыт проведения подобных операций. Вот почему о нём нет никаких сведений. Вот почему Ермак назван мучеником именно за христианскую веру, а не за православную.
Тема религии будет обсуждаться позже. Повторюсь ещё раз. Здесь я высказываю своё личное отношение к различным событиям. Я не ставлю своей целью оскорбить кого-либо и чьи-либо чувства и взгляды. И вполне допускаю, что могу ошибаться. Но тем не менее. Православие сейчас выдают за религию, которой придерживались русские. Но это не так. Ничего общего с христианством понятие «православие» никогда не имело.
Оно было заимствовано с целью скрыть под собой католическую основу. Церковь стала называть себя православной с 1943 года, а до этого называлась греко – кафолической ортодоксальной церковью. И суть её останется. Несмотря на смену названия.
Слова католический и кафолический происходят от одного слова καθολικός и имеют общее значение – всеобщий, всецелый. Также обращает на себя внимание заимствование латинской церковной терминологии.
Иркутская епархия учреждена в 1706 году как викариатство Тобольской митрополии с титулованием викарного епископа Иркутским и Нерчинским. С 1706 по 1746 года в Иркутске располагалась кафедра викариатства Тобольской митрополии. С 1727 года епархия становится самостоятельной. К тому моменту в городе имелось 2 монастыря и 8 церквей. В 1780 году открыта духовная семинария. В начальных училищах того времени закон божий является одним из основных предметов.
Тему колонизации Сибири хочется завершить выдержкой из статьи «Русская культура и инородцы», напечатанной в «Сибирской газете» в 1882 году.
«Уже триста лет прошло, как мы, русские, познакомились с сибирскими инородцами, взяли их под своё покровительство и назвались их старшими братьями; что же мы сделали для них, этих меньших братьев наших, в течение протекших трехсот лет? Мы настроили тут русских сёл и деревень, внесли в быт инородцев пьянство, разврат, болезни и эксплуатировали их, выжимая из них последние соки. А внесли ли мы в их жизнь хоть сколько-нибудь просвещения, хоть каплю цивилизации? Нет.»
Так называемое «освоение» Сибири происходило в несколько этапов. На первом – подчинение, либо уничтожение коренного населения с помощью военной силы и обложение данью. Второй этап - активное внедрение христианства. Третий – установление частной монополии на сырьевые ресурсы. Одновременно ведется заселение колонистов с целью привить чуждый местному населению образ жизни.
Принципы колонизации неизменны, независимо от страны, которая её проводит и страны, в отношении которой колонизация проводится.