Найти тему
А ну-ка, бабушки!

Почему внуки ряда выдающихся советских деятелей не поддержали СВО, а Татьяна Долматовская не разрешила исполнять фронтовую песню деда

Оглавление
Никита Михалков VS Татьяна Долматовская
Никита Михалков VS Татьяна Долматовская

В последнем выпуске "Бесогона-ТВ" Никита Михалков вновь поднял тему родственников заслуженных деятелей Советского Союза, не поддержавших СВО. Так, внучка поэта Евгения Долматовского не дала разрешение на исполнение к Дню победы песни "Дорога на Берлин", а внучка легендарного Валерия Чкалова открыто оказывает помощь ВСУ.

Нина Хрущева, правнучка Никиты Сергеевича, живет за океаном и выступает против политики РФ. Пытаясь объяснить феномен людей, которые высказываются против страны, ради которой жили и трудились их родственники, Никита Михалков заговорил о "генетической обиде", которая может быть, например, у Нины Хрущевой.

Чтобы понять, что движет Татьяной Долматовской, внучкой героя Великой Отечественной, которой Захар Прилепин посвятил эссе «Отцепись от деда, это не твое», решила пристальней вглядеться в биографию их семьи.

У "Песни на Берлин" есть автор
У "Песни на Берлин" есть автор

Два слова о конфликте

История с запретом на песню произошла еще в 2023-м. Ее озвучил Антон Красовский, который для праздничного мероприятия запросил у наследницы авторского права на композицию "Дорога на Берлин" (муз. М. Фрадкина) разрешение на ее исполнение к Дню Победы. Татьяна Долматовская, известный художник по костюмам, отказала, о чем сама же сообщила в соцсетях. И она оказалась не единственной.

Родственники поэта, участника Великой Отечественной Давида Самойлова, также не дали согласие на исполнение его песни «Когда мы были на войне…» (муз. В. Столярова). Не получили разрешения организаторы мероприятия и на композицию "Давай закурим", написанную еще одним ветераном Великой Отечественной - Ильёй Френкелем (муз. Модеста Табачникова).

Это вызвало огромный резонанс. Люди возмутились:

"Разве такие произведения не достояние страны?!" (Людмила Дмитриева).

А Захар Прилепин написал эссе, в котором напомнил, что поэт Евгений Долматовский, участник Великой Отечественной войны (а до этого советско-финской), дважды был тяжело ранен, попал в плен, дошел до Берлина - абсолютно героическая личность. И очень эмоционально высказался в адрес его внучки Татьяны:

«Ты. Не имеешь. К нему. К его стихам. К его жизни. К его подвигам. Никакого. Отношения».

Так имеет или не имеет? Есть "генетическая обида" или причина в чем-то другом?

Захар Прилепин
Захар Прилепин

Возможные пути разрешения

Конечно, конфликт должен иметь разрешение на законодательном уровне. Так, Денис Майданов напомнил, что "после того как пройдёт 70 лет после смерти авторов, эти песни автоматически перейдут в общественное достояние. И их можно будет исполнять без согласия наследников". Но что можно сделать сегодня?

Авторский совет РАО лет 10 назад уже разрешал публично исполнять песни военных лет в дни празднования Дня Победы без сбора гонорара. Никто из авторов тогда не возражал. Вполне возможен такой прецедент и сегодня.

Но я понимаю Никиту Сергеевича, которого больше волнует, почему потомки значимых для страны людей сегодня заняли другую сторону.

Немного из биографии Евгения Долматовского (1915-1994)

Уверена, что вы знаете и любите песни на стихи Евгения Ароновича:

  • «Комсомольцы-добровольцы»;
  • «Моя любимая»;
  • «Любимый город»;
  • «Случайный вальс»;
  • «Все стало вокруг голубым и зеленым»…

Его отец родился в многодетной семье купца 1-й гильдии. Арон Моисеевич Долматовский (1880-1939), будучи студентом Харьковского университета, участвовал в студенческих волнениях и находился под негласным надзором полиции. Образование ему пришлось завершать в Гейдельбергском университете (Германия). Вскоре он встретил свою судьбу - Адель Марковну Ингал, которая училась в Швейцарии. Вместе они переехали в Москву. Супруга всю жизнь проработала в Государственной библиотеке им. Ленина.

Родители Евгения Долматовского
Родители Евгения Долматовского

Арон Моисеевич начинал с помощника присяжного поверенного, с 1926 года преподавал в МГУ. В 1928-м его привлекли к "Шахтинскому делу", на котором ему, как адвокату, удалось добиться оправдательного приговора. Немецкие специалисты обвинялись во вредительстве в угольной промышленности. В 1933-м он защищал английского подданного. Тогда слушалось дело о вредительстве на электростанциях. И снова был вынесен оправдательный приговор.

А в 1938-м пришли за самим Ароном Моисеевичем, обвинив его в контрреволюционной деятельности. И 20 февраля 1939-го расстреляли. Адвокаты уже не требовались, открытых судебных процессов не было. Семья долго не знала о судьбе Арона Моисеевича, получив справку о "десяти годах без права переписки".

Когда отца арестовали, Евгений Долматовский учился на последнем курсе Литературного института. Вот как он вспоминал то время:

«… Моя жизнь была просто ужасна. Одни товарищи обходили стороной, старались не замечать. Признаться, еще досадней стало сочувствие других».
Внучка Татьяна участвует в установке таблички "Последний адрес" в рамках мемориального проекта по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. На ней выбито имя Арона Долматовского
Внучка Татьяна участвует в установке таблички "Последний адрес" в рамках мемориального проекта по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. На ней выбито имя Арона Долматовского

Самое удивительное, что репрессии обошли самого Евгения Ароновича. Из поездки на Дальний восток он привез "Дальневосточные стихи", за которые в год гибели своего отца получил орден "Знак почета". В 1939-м же на экраны вышел фильм "Истребители", где песню "Любимый город" на его стихи исполнил Марк Бернес. Поэт обрел популярность.

Кстати, Евгений Долматовский пришел в поэзию, узнав жизнь и поработав на благо родины. По комсомольскому призыву строил первую линию метро. Может, поэтому в фильме "Добровольцы" он был не только автором песен, но и соавтором сценария. Правда, первые публикации Долматовского подвергались критике, во многом причина была в его дружбе с Павлом Васильевым (прочитать о поэте можно тут).

Уже на третий день Великой Отечественной Евгений Долматовский был отправлен корреспондентом на Юго-Западный фронт. В августе 1941 года попал в окружение (Уманский котёл), где был контужен и взят в плен. Долгое время его считали погибшим. Но в ноябре родные неожиданно получили письмо:

«Я был ранен в голову и руку, выздоравливал за колючей проволокой, бежал и испытал на себе всю верность украинских колхозников советской власти — они меня спасали и лечили, и тысячи подобных мне».

Водружение знамени на рейхстаг Справа: Евгений Долматовский в Берлине
Водружение знамени на рейхстаг Справа: Евгений Долматовский в Берлине

После побега и перехода линии фронта Евгений Долматовский прошел всю войну, закончив ее в Берлине. Романтик по натуре, он влюблялся в героических женщин, так и не вернувшись к своей первой супруге, от которой родилась мать Татьяны Долматовской Галина. Всего он был женат четыре раза. Третьей супругой поэта была легендарная Ирина Левченко, гвардии подполковник, Герой Советского Союза.

При этом бабушка всегда поддерживала первую невестку и помогала в воспитании дочери. Внучка Татьяна вспоминает, что дедушка (Евгений Долматовский) всегда приезжал к ней на дни рождения и дарил гитары. Мечтал, чтобы девушка научилась играть на музыкальном инструменте и петь его песни. К сожалению, этого так и не произошло. Татьяна выбрала другую профессию. Но по настоянию дедушки сохранила его фамилию.

Несколько слов о Татьяне Долматовской

Татьяна хранит пластинку деда с дарственной надписью:

Дорогая внучка Танька!
Брось молочный свой запой,
Поскорей на ножки встань-ка,
Песни дедушки запой!

С детства она мечтала стать художником по костюмам. Однако в профессию пришла не сразу. По окончании Литературного института работала в журнале Vogue Russia, пройдя путь до заместителя главного редактора и защитив диссертацию. А затем попробовала себя в театре и... отправилась на учебу в University of Arts London.

Сейчас Татьяне 45 лет. Она одна из самых востребованных художников по костюмам в театре и кино. Ей посчастливилось работать с Федором Бондарчуком, Павлом Лунгиным, Константином Богомоловым, Валерией Гай Германикой и другими выдающимися режиссерами. В 2023-м Татьяна Долматовская дебютировала в качестве продюсера сериала "Балет", главную роль в котором сыграла Алла Сигалова.

А еще Долматовская создала на Бережковской набережной Dolmatovskaya Costume Studio - хранилище костюмов. Проект включает в себя модные показы и возможность аренды. Татьяна Долматовская - вполне успешная женщина. Она счастлива и в профессии, и в личной жизни. Татьяна замужем за ресторатором Алексеем Зиминым, у пары трое детей.

Со слов Никиты Михалкова, Татьяна Долматовская сегодня находится в Лондоне, где учится одна из дочерей, а супруг является совладельцем заведения Zima. Оба не поддержали СВО. С этим и был связан отказ обладательницы авторских прав Евгения Долматовского на исполнение в России песни "Дорога на Берлин".

Дочь Евгения Долматовского и мать Татьяны была режиссером документального кино Справа: с мужем Алексеем Зиминым
Дочь Евгения Долматовского и мать Татьяны была режиссером документального кино Справа: с мужем Алексеем Зиминым

Вместо заключения

Есть ли тут "генетическая обида", судить вам. Очевидно, что абсолютно успешные в своей стране люди сделали выбор, который может кому-то показаться странным. Так и напрашивается вопрос: "Ну, чего им не хватало?"

Никита Михалков на проекте "Бесогон-ТВ" сказал про речь Никиты Хрущева на XX съезде:

"Заклеймил Сталина за репрессии, в которых сам, кстати говоря, принимал участие. Тем самым выбив почву из-под ног у миллионов людей, которые воевали в Великую Отечественную войну с именем Сталина на устах".

Разделяете ли вы эту точку зрения?

Отца Евгения Ароновича полностью реабилитировали в 1954-м. Посмертно.

Его сын, героически сражавшийся на фронте, награжден тремя боевыми орденами и множеством медалей.

Спасибо, что дочитали! В качестве бонуса предлагаю видео песни "Дорога на Берлин" в исполнении Леонида Утёсова.

Статья выходит в первый день Весны. Для настроения посмотрите маленький ролик со стихами (жмите тут).

Всем добра, Виктория Самарская