Масленица со времен Древней Руси была самым веселым народным праздником, самой разгульной неделей в году, достаточно вспомнить русскую пословицу «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Как праздновали заговенье на Великий пост в прошлые века? О масленичных традициях в Царицыне (нынешнем Волгограде) рассказали в Волгоградском областном краеведческом музее.
В былые времена
Одним из главных развлечений на Масленицу были кулачные бои на льду реки Царицы. Со времен Ивана Грозного состязания проходили на замерзших водоемах, где драться было сложнее. В Царицыне традиционное место проведения кулачных боев было к тому же границей между двумя крупными районами – Центральным и Зацарицынским форштадтом.
Ударной силой с одной стороны в конце XIX века были мясники с центрального базара и «бутырские» – жители предместья. Против «центральных» в стенку становились в основном грузчики порта – он располагался за Царицей, на правом берегу реки, в деловом центре города. Их традиционно поддерживали станичники Волжского казачества, с начала XVIII века постепенно заселявшие Зацарицынский форштадт.
Перед схваткой соперники с обеих сторон, как правило, «разогревались» словесно, обмениваясь оскорбительными выкриками, вплоть до матерных частушек, которые в начале XX века приобретали политический оттенок. Начинали бой еще не служившие юнцы, а сильные борцы вступали ближе к концу в качестве главного резерва. Задачей соперников было вытеснить друг друга с поля боя. Строго соблюдались установленные правила: упавшего не били, дрались только на кулаках до первой крови. Хотя забава считалась простонародной, нередко в бой, скинув шубы, бросались местные купцы, вспомнив свое происхождение от крепостных крестьян.
– Есть сведения, что если драка затягивалась, в нее вступали самые рьяные женщины, – говорит научный сотрудник волгоградского областного краеведческого музея Наталья Комарова. – А если и это не помогало или состязание перерастало в непристойное побоище, приезжали пожарные и разливали соперников водой.
По завершении боя, согласно русской традиции, противники обязательно мирились, а иногда тут же и праздновать начинали. Кулачные бои помогали оставаться в хорошей физической форме и cбросить отрицательные эмоции перед началом Великого поста.
Основные масленичные гулянья проходили на Скорбященской площади в центре Царицына (сегодня это площадь Павших борцов и часть Горсада), а также на Сенной площади Зацарицынского форштадта, где сейчас Театр юного зрителя. Здесь размещались стихийные ярмарки и масленичные городки с балаганами, горками, каруселями. По главной улице Зацарицынского форштадта – Княгининской – катались на санях молодые пары, демонстрируя своим видом, что год прожит благополучно и в семье достаток.
На улицах встречались ряженые, традиция которых пошла от масленичных балов императриц Елизаветы и Екатерины II, когда мужчины при дворе одевались в женское, а женщины – в мужское платье.
Молодежь каталась с крутых волжских берегов на ледянках и дерюжках, штурмовала снежные крепости – сытное угощение располагало к активным развлечениям.
В мясопустную неделю перед Великим постом «отвыкали» от мяса и налегали на блины со сметаной, медом, творогом, маслом, а также красной и черной икрой, которой в рыбном центре Нижнего Поволжья было в изобилии.
К обеду Прощеного воскресенья основные гулянья завершались, на главных площадях сжигали чучело Масленицы. Во второй половине дня шли по родным и друзьям – просить прощения и примиряться перед постом. Мужчины, особо чтившие традиции, выходили за порог, полоскали рот водкой и выплевывали, зарекаясь пить до самой Пасхи.
Весна духовная
С началом поста жизнь в Царицыне затихала. На двух главных городских базарах закрывались мясные ряды, торговали в основном квашеной капустой, редькой, моченой клюквой, солеными и сушеными грибами. Мясо продавалось в отдельных точках – его покупали по необходимости для детей и больных.
До революции православных традиций строго придерживалась бо́льшая часть населения. До Пасхи закрывались кинотеатры, сокращалось число посетителей в ресторанах. А вот дорожные рестораны, напротив, процветали, так как путешественникам в пост традиционно разрешались послабления.
Современные кулачные бои
В кулачных боях на Масленицу волгоградцы участвуют и теперь. Эта традиция стала возрождаться при участии спортсменов и казачества около двадцати лет назад. На Центральной набережной Волгограда с 2000 года состязания проходят регулярно в Прощеное воскресенье и собирают до двухсот человек. Среди постоянных участников – жители Ахтубы, Красной Слободы, Михайловки.
– Появилась идея устраивать сход кулачных бойцов на улице, чтобы спортсмены могли собираться ежегодно, но не в формальной обстановке в спортзале, – рассказывает один из организаторов кулачных боев в Волгограде, руководитель общественной военно-патриотической организации – центра русского рукопашного боя «Сечь» Герман Студеникин. – Мы хотели показать молодежи, что есть в городе крепкие ребята, которые интересуются как русскими традициями, так и воспитанием здорового духа, здорового тела.
Колонны выставляются плечом к плечу по весовым категориям. Впереди главные силы, их задача – пробить стенку соперника, выдавить его за условную границу противостояния. Схватка обычно продолжается несколько минут, пока не выдохнется одна из сторон. Подключиться к ней может любой желающий. Зрелище заразительное, так что иногда ставшие зрителями соревнования мужчины сбрасывают с себя куртки и включаются в стенку.
Есть запреты: нельзя бить в голову, спину, ниже пояса; запрещены броски, разрешены только удары и сваливание противника. Но бой – дело горячее, и без нарушения правил иногда не обходится.
– Адреналин такой выделяется, что, бывает, и пролетает оплеуха. – говорит Герман Студеникин. – За соблюдением правил следит «старший» – человек в казачьей форме с нагайкой за голенищем. Если участник получил запрещенный удар, после схватки его выводят вместе с нарушителем и спрашивают, имеет ли он претензии к обидчику. Если нет, значит, попросили прощения, побратались и разошлись с миром. Если претензии имеются, обидчик отведает нагайки по мягким местам в назидание – правда, чисто символически.
Кроме «стеношных» боев для взрослых проводится отдельный для подростков. Также в программе – индивидуальная «кулачка» один на один, бои на палках, борьба без ударов и другие виды поединков. В перерывах – боевые акробатические упражнения, вольтижировка шашкой и нагайкой, традиционные русские забавы – «сцеплялка-свалка», «котел», «свар» и «буза».
Пост в наши дни
Среди современных волгоградцев многодневные посты соблюдают полностью, как правило, зрелые люди и молодежь, население среднего возраста – реже. Из четырех постов именно Великий в разной степени строгости старается соблюдать, пожалуй, наибольшее число верующих.
– Есть и те, кто, соблюдая пост, намереваются совместить приятное с полезным, – говорит протоиерей Олег Кириченко, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством. – Человеку действительно полезно периодически делать паузы в мясоеде, и некоторые используют пост как повод оздоровиться. Периодическое воздержание в пище даже необходимо для организма, особенно для людей старше пятидесяти.
Однако людям с заболеваниями, особенно желудочно-кишечными или поджелудочной железы, Церковь не предписывает ограничивать себя в пище по всей строгости. Это касается и тех, кто только начинает воцерковляться.
– Самые строгие недели поста – первая и последняя. Больные люди пусть постараются выдержать хотя бы их, а остальные – как Бог даст. Лучше всего пойти к духовнику, и он благословит на ту степень поста, которая конкретно этому человеку будет по силам и на пользу, и не будет накладывать ограничений, которых он в силу своего духовного роста еще не может понести, – советует протоиерей Олег Кириченко. – Нужно понимать, что церковный устав, принятый еще при князе Владимире, – это монашеский устав, и миряне не всегда могут следовать ему в полной мере.
Даже студенты Царицынского православного университета официально освобождены от соблюдения поста по всей строгости, рыба присутствует в меню столовой не только в дни, предусмотренные правилами. Послабления предусмотрены для солдат-срочников, заключенных, учащихся, беременных и кормящих.
Всем остальным рекомендуется соблюдать пост, что называется, «по силам» и кроме гастрономической не забывать о духовной составляющей: ограничить просмотр развлекательных программ и любимых сериалов, почаще подходить к Причастию или усерднее молиться дома, если пойти в храм не позволяет здоровье; многие берут на себя обет прочитать за время поста весь Новый Завет. Также самое время побороться с обидчивостью, злопамятностью, мстительностью, обуздать свой язык и гнев, поработать над прочими людскими слабостями.
Екатерина ЛАНДИНА