«Среди сопок Восточной Сибири,
Где жилья человечьего нет,
Затерялся в неведомой шири
Небольшой городишко Тайшет...»
(Анатолий Жгулин)
Год основания – 1897
Небольшой городок в Иркутской области, на реке Тайшетка, притоке р. Бирюса, на расстоянии 360 км от Красноярска и в 658 км от Иркутска.
В прошлом он был небольшим поселком с железнодорожной станцией на Транссибирской железнодорожной магистрали. Позднее станционный поселок стал расти и в последствии приобрел статус города.
Именно в Тайшете начинается Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и заканчивается Южно-Сибирская магистраль (часть этой дороги проходит по территории Казахстана).
Строительство Транссиба послужило толчком к появлению станции Тайшет, а строительство БАМа дало толчок к развитию города. Многие здания в городе были построены теми же людьми, которые строили Байкало-Амурскую магистраль. Многие из них после завершения строительства железных дорог оставались жить в Тайшете.
Глядя на карту, мы видим небольшой городок, железнодорожную станцию, соединяющую крупнейшие железные дороги нашей страны. За всем этим стоит колоссальный, титанический труд тысяч людей. Железные дороги прокладывались не одно десятилетие сквозь болота, реки, горы, скалы и ущелья, чтобы соединить западную и восточную части нашей страны.
Условия труда и жизни в Тайшете суровые: жаркое лето и крайне холодная зима, высокая влажность воздуха, что придает суровости климату. В окрестностях много болот. Согласно краеведческим источникам, зимой во время строительства Транссибирской магистрали, температура воздуха в Тайшете опускалась до – 45 градусов.
Вся жизнь Тайшета так или иначе связана с железной дорогой. Интересно, что в прошлом вагоны поездов были деревянными, в них были лишь места для сидения, не предполагалось постельного белья. Поезд тянул паровоз, работающий на угле. В настоящее время, после электрофикации железной дороги, на железной дороге работают электропоезда.
Железнодорожную трассу Тайшет – Абакан и по сей день называют «трассой мужества», поскольку строительство этой электрофицированной железной дороги было связано с очень сложными погодными и природными условиями. Благодаря мужеству и силе духа людей, работающих на стройке, она была завершена.
Людей в конце 19 века в окрестностях современного Тайшета проживало очень мало, около 1,5 человек на один квадратный километр. Поэтому для строительства железной дороги людей приглашали из центральной части России. По мере развития города, численность его населения росла, особенно интенсивно в 1950 – 1960 гг. В настоящее время наблюдается отрицательный рост численности населения.
Во время строительства железной дороги земли, принадлежавшие местным жителям, были выкуплены у них.
Сейчас в городе кроме предприятий, обслуживающих железную дорогу, работает Тайшетский алюминиевый завод, а также предприятия по лесопереработке и лесозаготовке, развивались строительные предприятия. Идея создания в Тайшете металлургического завода зародилась еще в середине 20 века, но по разным причинам его строительство постоянно откладывалось. Вблизи Тайшета начинается нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан».
Здание железнодорожного вокзала в Тайшете – знаковое сооружение. К слову, оно перестраивалось несколько раз.
Первая школа в Тайшете была открыта в 1900 году.
Тайшет печально известен как место ссылки политических заключенных. В период с 1930-х по 1950-е годы рядом с Тайшетом находились исправительно-трудовые лагеря системы ГУЛАГ, а именно Южный, Ангарский и Озерный лагеря. Заключенные лагерей принимали участие в строительстве БАМа, ряда строений самого города Тайшет.
Старейшими зданиями в городе являются: водонапорная башня, паровозное депо…
В 1960-е годы рядом с Тайшетом, на реке Бирюсе была построена крупная лесоперевалочная база. Она была нужна потому, что до этого лес из Приангарья экспортировали в страны Европы с помощью сплава (сначала лес сплавлялся по притокам Енисея, затем по самому Енисею, а после по Северному морскому пути). Ввод в строй лесоперевалочной базы позволял отгружать лес по железной дороге. Вместе с погрузкой древесины осуществлялась ее переработка на построенном тут же Бирюсинском лесозаводе. Кроме лесозаготовки в крае развивались предприятия лесохимической отрасли.
Лесозаготовкой вблизи Тайшета часто занимались заключенные
Сейчас в Тайшете функционирует нефтеперабатывающая станция. Она находится на пути нефтепровода Туймазы – Ангарск, протяженность которого составила свыше 3000 км.