— ХОТЬ ЗА УМ ТЫ ВЗЯЛАСЬ, НАКОНЕЦ-ТО — прям такую фразу отвесила мне одна одноклассница буквально на ходу, узнав о том, что я уволилась с работы и поступила учиться в тогда ещё музучилище на одну из творческих специальностей клубного отделения. Очно, я ж с аттестатом об окончании 9 кл. Поступила учиться в августе 1994.
А почему я поступила лишь в 18? А потому, что пошла работать в 15,5 лет. И не на подработку на лето, а именно на постоянную работу, потому что после НГ в 1992 году не имела возможности продолжать обучение в 10 классе.
Причина банальна - буквально не было денег на проезд, обеды и минимальные, сопутствующие обучению расходы. Несмотря на детство, "усыпанное" платьями и другими подарками от папы и дядек, в 15-16 лет у подростка - "выросла ножка и не только" и идти не в чем в буквальном смысле этого слова.
Накопления на книжке ушли на хозяйственные расходы. Отцу на работе з/п не давали месяцами. Бабушка и мама получали пенсии, ну что до слёз и только на минимальную еду. Дяди (им з/п не давали тоже) - кто разъехался и жил своей жизнью, а кого и совсем не стало, а так бы, конечно, они помогли.
Школа, что рядом, была неполной средней, т.к. наш, ныне городской микрорайон, в советские годы территориально относился не к городу, а к сельской местности. А до школ, где были 10 и 11 классы и в т.ч., до училищ, можно было добираться только на автобусе или на двух - далеко.
Папанька после СМУ работал в МПМК, так как в 1991г. строительные объекты разом кончились или остановились и много строителей просто "что-то делали" на базе. Собирал всех до места рабочий автобус, т.к. база была за городом.
На работе у отца освободилось одно "не блатное" место с невысокой оплатой, потому и пустовало более месяца. Как-то все вместе дома решили, что мне надо пойти работать. Пошла. Зарплату мне как и отцу задерживали на 2-3 месяца, но все легче стало.
Кстати, на работу я стала ездить в бабушкиной шубе и нисколько меня она не старила и не печалила, а очень нравилась )) Шуба была такого редкого цвета, что надо было ещё своим воображением потрудиться, чтобы его описать - в голове смешать коричневый, бардовый и цвет марсала и ещё оттенок какой-то был. Бабушка эту шубу называла китайской и может так оно и было, но покупала она её ещё до моего рождения. Шуба была легкая и совсем не продувалась.
Итак, вернемся в русло темы...
Под "умом" эта одноклассница и нередко другие "умники" зачастую себя позиционировали в таком статусе, что их "УМ" - это факт обучения вовремя, т.е. сразу после окончания школы.
— Такс, такс... , — подумала я... А, ну-ка... Давайте-ка рассмотрим поближе - какова цена "ума" у части одноклассниц и вообще студентов в те годы?
Итак, какова же цена "УМА"?
Перечисляю самое необходимое...
Денежка на проезд и одежду не то, чтобы модничать, а для того, чтобы просто дойти или доехать до места экзамена - ну, если межгород. А зубная паста, щетка, мыло и прочие средства гигиены. А трусы-носки-лифчики-колготки? Верхняя одежда и обувь? Минимальная канцелярия, но в нужном объёме? И так не один год. Да, ещё чуть не забыла про питание ))
Как ни крути, но выходит, что цена "ума" у "студентов-умников" это "мамина сумка" с едой да "папин кошелёк" с деньгОй. И это лишь о жизнеобеспечении студента очника даже на минимальном уровне на бюджетном месте. Про платную форму обучения я вообще молчу.
Плюс ко всему прочему - на некоторых специальностях специфика обучения такова, что время на подработку есть, а на некоторых нет такой возможности.
К примеру, в советские годы, процесс обучения при получении высшего образования в мединституте - это лекции, библиотека и анатомка. Потом период жизни интерна. Знакомые врачи старшего поколения, говорили, что подрабатывать не было возможности ни по времени, ни физически даже в те времена. Это мне говорили люди, которые учились в мединститутах в советское время со стабильной стипендией + небольшая помощь из дома.
Эти же люди, уже доктора, ещё говорили, что не представляют КАК учатся на врачей те студенты, которые оказались студентами-абитуриентами в те сложные годы в мединститутах. Стипендии "растаяли", а подрабатывать нагрузка и специфика обучения не позволяют. И если нет поддержки от родителей, то многие просто бросали обучение. Да, если не ошибаюсь, мне говорили, что курса с 3-го у них начиналась практика и была возможность подрабатывать ночами на скорой помощи. Опять же, системно "фельдшерить" ночами, учитывая дневную нагрузку, никакого здоровья не хватит даже у молодых.
В педагогическом было легче. Многие студенты того периода, ныне учителя, говорили, что подрабатывали - мыли полы и др. Было время как минимум.
И ещё, к примеру, муж мой, до получения технического образования закончил в Москве "сеченовку" по специальности "Медицинская сестра". Как раз захватил 1993 год, когда Лужники были в ларьках и по Белому Дому из т.а.н.к.о.в 🔥Общежитие хотя бы бесплатное, зато стипендия смешная.
А помогала бабушка, потому что, будучи на пенсии, составляла строительные сметы на основе СНИПов - оттуда и денежка. Была помощь - была и учёба.
А в меде не только на программе ВО, но и на СПО времени на подработку нет. Рассказывает, что лекции по некоторым дисциплинам вели М.И. Перельман, Я.Г. Гальперин, И.О. Вагин и многие другие специалисты известные в этой сфере.
Наши с мужем дочери (1997 и 2000 гг.р.) своевременно получили образование потому, что у нас была возможность помогать материально. На необходимые нужды, по крайней мере, на первоначальном этапе. В последние годы для студентов есть ряд возможностей для подработки. Одна дочь могла подрабатывать, а другая из-за занятости - совсем нет.
Не на каждой специальности, учитывая специфику обучения и объём домашних заданий, есть время на подработки. Например, в одном и том же колледже, студенты-библиотекари, как сетовал один мой очень родной человек 👧, "захлопнули книжечку" и свободны )) А декоративно-прикладники, к примеру, это очень большой объём заданий, учитывая подготовку материалов - плетение, подготовка холстов, сушка, вышивка и всего не перечесть.
Выучились - рады и мы и дочки. Они, понимая это, не поучают ровесников, которые по разным причинам пошли работать после 9 кл. Ведь случись какой форс-мажор в наши дни, как в те годы, и мои дети тоже бы пошли работать.
Работа родного человека ниже по ссылке ⬇
Подытоживаю личные наблюдения за одноклассниками и ровесниками о фактической возможности обучения на очной форме именно в "ТЕ" годы:
- Я не знаю ровесников и чуть младше, поступивших, обучавшихся и завершивших полный курс обучения до диплома без "сумки матери";
- Зато знаю кучу ровесников и чуть старше, что не стали поступать и/или не смогли продолжить обучение потому, что не было "маминой сумки".
Моя ситуация как раз и относится ко второму случаю - "УМА" у меня не было в виде поддержки. А что такое "поддержка"? Догадаться не трудно - это отцов кошелёк да материна сумка.
А однокласснице на её выпад я ответила следующее...
— Я ГЛУПО РАБОТАЛА, ПОКА ТЫ С УМНЫМ ВИДОМ 5 ЛЕТ МАМИНЫМИ ПИРОЖКАМИ В ИНСТИТУТСКИЙ ТУАЛЕТ ХОДИЛА , — думаю, ответ актуальнее некуда.
Также, случается слышать, что некоторые люди, примерно моего возраста — соседи, коллеги любят рассказывать байки "КАК СДЕЛАЛИ СЕБЯ САМИ". Мол, они и выучились только благодаря себе любимым и старательным.
Однако вопрос - почему у их родителей руки за 5-7 лет от сумок со снедью оттянулись ниже колена почти как у обезьян? И такое приходится наблюдать как в переносном так в буквальном смыслах. Родители этого не скрывают, даже вполне себе заслуженно гордятся и, при случае, не преминут рассказать во всеуслышание "как дитё на ноги ставили". А вот сами бывшие студенты "умники" старательно замалчивают об этом.
Наверное, "дитё" стесняется "дрожжей" своего своевременного образования.
Одна из моих бывших соседок тоже очень гордится своим своевременным образованием и уже в свои 24,5 года очень любила поучать менторским тоном всех НЕ образованных на тему карьеры, успеха да профессионального роста ))
Но мало кто знает, что её мама 5 лет кидала лопатой кокс в горячем цеху на добыче и переработке ферромолибдена - "чтобы доченька выучилась". Внимание, спецодежда в том цехе в обязательном порядке - каска и роба огнеупорная. Ну и верхонки, чтоб мозоли от лопаты не натирались.
Да, "хлеб взошёл" - образование получено, но правду о "дрожжах" - родительской помощи, многие "умники" тщательно замалчивают, как будто её и не было. Некоторые "умники" того периода не желают или не могут признать факт того, что их своевременное образование в те годы - это не их личная заслуга, а их "образовали" родные и близкие своей помощью в виде сумок с колбасой, сметаной да банками с разносолами, которые родители, бывало, оттягивая руки, возили на поездах за 400 -1000 км. до "умных" студентов.
ВСЕ ЛЮБЯТ "ЕСТЬ ХЛЕБ", НО НИКТО НЕ ЖЕЛАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ПРИВКУС ДРОЖЖЕЙ, БЛАГОДАРЯ ЛИШЬ КОТОРЫМ И "ПОДНЯЛОСЬ ТЕСТО"
Я не знаю какова будет реакция у прочитавших это людей из интернета, но в реальной жизни те самые "умники" - мои ровесники, кого я знаю лично и кто точно учился на "дрожжах" материнских сумок, начинали просто выходить из себя из-за такой простой правды.
КАК ВАМ ДУМАЕТСЯ - ПОЧЕМУ?
НАВЕРНОЕ, ПОТОМУ ЧТО ДРОЖЖИ У ХЛЕБА ГОРЬКИ?
P.S. Кстати, поступив и проучившись полгода, я так и не смогла доучиться по тем же материальным причинам. В 1995 г. снова пошла на работу на очень простое место, но окунувшись в очень непростую обстановку - тоже повод поделиться.
А образование по тому же профилю и далее я получила уже во взрослом возрасте - сдавала экзамены и поступала на бюджет, но, все же, мой "хлеб поднялся" благодаря мужу💑 и я ни сколько не стесняюсь об этом говорить. Ведь это правда.