В этой статье мы поговорим о том, какие этапы проходит человек на пути становления личности, что влияет на формирование характера и как детский опыт определяет нашу взрослую жизнь.
Младенчество (0-1 год)
- Формируются базовые функции связи и рефлексы - у младенца развиваются безусловные рефлексы, такие как сосательный, хватательный и другие. Они помогают младенцу выживать и адаптироваться к окружающей среде.
- Развиваются чувства - младенец начинает лучше видеть, различать звуки и запахи, осязание становится более чувствительным. Это помогает ему познавать мир.
- Двигательные навыки - младенец учится удерживать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить. Развитие движений открывает для него новые возможности изучения пространства.
- Появляются первые эмоциональные состояния - младенец начинает выражать радость, грусть, страх, удивление. Эмоции помогают ему взаимодействовать с окружающими.
- Вокализация - младенец издает различные звуки, лепечет, произносит первые слоги. Это закладывает основу для последующего речевого развития.
Раннее детство (1-3 года)
- Происходит быстрое развитие двигательных навыков - ребенок учится ползать, ходить, проектировать.
- Развиваются навыки самообслуживания - еда ложкой, одевание с небольшой помощью.
- Активно развитая речь - к 3 годам словарный запас достигает примерно 1000 слов. Ребенок начинает строить простые предложения.
- Развивается память и мышление - в семье обсуждаются понятия, ребенок запоминает первые стихи и песенки.
- Формируются первые социальные навыки - ребенок учится играть рядом с другими детьми, делиться игрушками.
Активно развивается речь и мышление
- Быстро увеличивает словарный запас.
- Ребенок начинает использовать сложные предложения, задавать вопросы.
- Развивается способность к обобщению - построению первых понятий.
- Ребенок может рассказать о событиях из своей жизни, описать картинку.
- Активно развивается воображение в игре.
Формируется способность к самообслуживанию
- Ребенок учится самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, застежки.
- Учится владеть навыками личной гигиены - мыть руки, ходить в туалет.
- Выполняет простое поручение взрослых - собирает игрушки, помогает накрывать стол.
Развивается воображение
- Ребенок активно разыгрывает увиденные события, придумывает несуществующих героев.
- Использует предметы-заместители в игре (палочка вместо ложки, кубик вместо мыла).
- Может рисовать эмоциональные состояния в игре, изображая взрослых и персонажей мультфильмов.
- Начинает фантазировать, придумывать небылицы.
Совершенствуются моторные навыки
- Ребенок учится бегать, прыгать, ловить и бросать мяч. Развивается координация и ловкость движений.
- Совершенствуются мелкие и точные движения рук – ребенок может рисовать, вырезать ножницами, застегивать пуговицы.
Активно развиваются речь, память, мышление
- Быстро растет словарный запас. Ребенок начинает строить сложные предложения.
- Развивается образная память — ребенок может записывать стихи и песенки.
- Формируются навыки логического мышления и умения простейших умозаключений.
Формируется половая идентичность, складываются черты характера.
- Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Проявляет интерес и подражает взрослым своего пола.
- Формируются основные черты характера - общность, упрямство, замкнутость и т.д.
Отрочество и юность
Младший школьный возраст (6-11 лет)
- Интенсивно развиваются познавательные способности. Дети начинают логически мыслить, у них развито внимание и память.
- Формируются навыки чтения, письма и счета. Дети учатся читать, писать и выполнять простые математические операции.
- Происходит активная социализация со сверстниками. Ребенок много общается с другими детьми в школе, у него развиваются коммуникативные навыки и навыки поведения в группе.
Подростковый возраст (11-15 лет)
В этом возрасте происходят значительные физиологические и психологические изменения:
- Наблюдаются бурные гормональные изменения, что приводит к половому созреванию и появлению вторичных половых признаков.
- Развивается стремление к независимости. Подростки хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, а не как к детям. Они стремятся принимать самостоятельные решения.
- Возникает повышенный интерес к своей личности и внешности. Подростки много времени уделяют тому, как они выглядят, следят за модными тенденциями. Их очень волнует собственная индивидуальность и уникальность.
- Происходит интенсивное развитие интеллекта и творческих способностей. Подростки быстро усваивают информацию и активно развиваются в разных областях.
- Возникает потребность в общении со сверстниками. Оценки и мнение друзей в этом возрасте часто важнее, чем мнение взрослых. Формируются первые романтические отношения.
Юность (15-21 год)
- Завершается укрепление скелета и мышц, тело становится более крепким и выносливым.
- Завершается половое созревание.
- Формируется мировоззрение - складываются ценности, взгляды на жизнь, общество, мир.
- Складывается профессиональные интересы.
- Развиваются навыки ответственности - человек берет на себя обязанности, несет ответственность за свои решения
- Формируется самостоятельность - способность самому планировать свою жизнь и принимать решения
Взрослость
На этом этапе человек реализует себя в профессии, семье, обществе. Происходит дальнейшее развитие личности.
Ранняя взрослость (21-40 лет)
Человек адаптируется к взрослой жизни, начинает трудовую деятельность:
- Завершается получение образования. Человек выбирает место работы.
- Формируются навыки самостоятельной жизни - ведение домашнего хозяйства, оплата счетов, покупка продуктов и т.д.
- Развиваются навыки межличностного общения в профессиональной среде.
- Происходит карьерный и профессиональный рост.
Создается семья, рождаются и воспитываются дети
- Человек находит брачного партнера, создает семью.
- Рождаются дети, человек берет на себя родительские обязанности по их воспитанию.
- Формируются навыки ведения семейной жизни - вопросы домашних обязанностей, планирование семейного бюджета, принятие решений партнера.
- Меняются приоритеты и ценности с учетом потребностей семьи и детей.
Средняя взрослость (40-60 лет)
Достигаются наибольшие профессиональные успехи
- К 40-60 годам люди обычно называют пик своей профессиональной карьеры. У них накоплен большой опыт и знания в своей сфере деятельности.
- Многие занимают руководящие должности и добиваются наиболее значимых достижений в профессии.
- Растёт заработная плата и общественные события. Человек чувствует свою профессиональную состоятельность и востребованность.
Происходит твердое психологическое равновесие личности
- К среднему возрасту складывается твёрдая и устойчивая психологическая структура личности.
- Человек обретает внутреннюю гармонию, эмоциональную зрелость, стабильное мировоззрение.
- Сглаживаются острые личностные конфликты, характерные для молодости.
- Человек лучше понимает себя, свои сильные и слабые стороны. Это помогает эффективно выстраивать жизнь.
Поздняя взрослость (после 60 лет)
- Человек выходит на пенсию, меняет социальный статус
- Возможно ухудшение здоровья, снижение активности.
Основными принципами развития человека являются постепенные этапы и кризисы переходных периодов. Каждый возрастной период имеет свои задачи развития.
Подписывайтесь если вам понравилась статья. На канале ежедневно публикуются интересные статьи из мира психологии человека .