Найти тему
Елена Чудинова

"Первый русский" ресурс "ЦАРЬГРАД": а вот христианский ли?

Этот текст я пишу даже не единственно по своему хотению. Многие из моих друзей возмущены и расстроены тем, что люди верят каналу и ссылаются на разбираемый ниже текст. На полном серьезе - ссылаются.

В порядке скрепоскрепия и очень патриотического вдохновения, "Царьград" в феврале месяце решил побороться с 14 оного февраля днём, дабы российская молодежь не дарила друг другу сердечек, цветочков и воздушных шариков, словом - не разлагалась морально. Но битва с абсолютно светским обычаем англосаксонского мира у "Царьграда" плавно перешла в хулу на святого Валентина. (Собственно таковой Валентин, как вроде бы ясно всякому разумному человеку, имеет примерно такое же отношение к достаточно новому празднику, как, к примеру, яблоко к электронике).

Итак. На сайте выложена статья некоей Кристины Ясинской под названием "Кто такой святой Валентин и что не так с праздником влюбленных?"

Запрягает наша хнасси с первых строк с неимоверной лихостью, утверждая: святого Валентина может вовсе и не было, но совершенно точно, что он венчал однополых.

Не верите? Вот первая строка: "Образ святого Валентина — собирательный, какие-либо достоверные сведения о нём неизвестны". А вот - четвертый абзац неизъяснимого текста: Павел Орозий, писавший через сто лет после Флавия Евтропия, дополнил его информацию: "он тайно венчал мужей, поступая против самой человеческой природы и божественного промысла".

То есть да: был ли святой Валентин, неясно, но вот злые дела его нам хорошо известны.

Дедуренко, какой же ты Дедуренко...
Дедуренко, какой же ты Дедуренко...

Но тут, словно забыв про убийственное высказывание Павла Орозия, дама дает задний ход: "Нет прямых данных, что епископ Валентин заключал браки извращенцев, но "мораль" римских легионов этому вполне могла поспособствовать". То есть как это нет, если только что была ссылка на аж двоих древних писателей? И тут вдруг: не знаем, украл ли гражданин кошелек, но ведь мог, ибо беден. Отменная логика.

Но я отвлеклась, иллюстрируя то, что мне всегда крайне неприятно: полную неряшливость мысли. Казалось бы - лжешь, так хоть не путайся в показаниях. Но пора переходить к конкретике.

У меня сейчас открыта ПАВЕЛ ОРОЗИЙ ИСТОРИЯ ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ

HISTORIAE ADVERSUM PAGANOS. Будете смеяться, но я вообще не нашла там имени Валентин. Больше, вроде как, от Орозия к нам ничего не дошло. (Не исключаю, конечно, что гражданка Ясинская читала неизданные рукописи).

Сколько же таких мадбатов в сети!...
Сколько же таких мадбатов в сети!...

Вместе с друзьями (там побольше материала) взялись за Флавия Евтропия. Переводов с латыни не обнаружили, оригинал здесь. В нем тоже нет имени Валентин. Есть Консул Валент, который упомянут в контексте того, что событие произошло в год консульства Верера и Валента.

Обойдем даже то обстоятельство, что помянутый Флавий Евтропий был язычник: какое ему дело до некоего убитого христианина и тем паче до христианской морали?

Обратите внимание на кавычки...
Обратите внимание на кавычки...

Но чудеса еще только начинаются. По утверждению портала "он был священником или врачом в римской армии при императоре Клавдии II <...> а Клавдий II издал указ, запрещающий легионерам жениться. Влюбляться солдаты меньше не стали, и, к их счастью, нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными, за что и был казнён.

Христианский священник - в языческой армии? К которому, непонятному сектанту, легионеры, одержимые желанием узаконить отношения - бегали за венчанием? А что, извините, юридически дает христианское венчание в период гонений на христиан? С какой радости христианину венчать необращенных язычников?

Но пуанта не в этом. Дело в том, что христиане времен Клавдия вообще не имели еще Таинства венчания. Говорить о таковом допустимо в крайнем случае начиная с VI столетия, а повсеместно чин установился позже.

Старички, очухайтесь!
Старички, очухайтесь!

Далее бравая дама рассуждает о том, что святого Валентина де больше не чтят католики. Тут многое можно ответить, но решительно не имеет смысла углубляться в вопрос. Ибо. 1) "Царьград" позиционируется православным, а не католическим ресурсом (то есть если не обязан ничего знать о католичестве, о православии знать - подписывался). 2) Православная Церковь святого Валентина чтит.

Автор статьи совершает далее подтасовку, приводя как мнение Церкви о святом Валентине мнение Патриарха Кирилла о светском празднике веселых англосаксов. О святом же Валентине Патриарх в речи против "свободных и безответственных за близкого человека отношений" конечно же, не говорит ничего. Ибо православная Церковь чтит Св.Валентина. Берем информацию с официального церковного ресурса:

Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме День памяти: 6 июля

(Тот самый Валентин, что принял мученичество при том самом Клавдии).

Язычники обезглавили мужественного исповедника Валентина пресвитера и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия, а вместе с ним были арестованы и преданы мучениям и жившие у них святые подвижники из Персии. По повелению императора, в 269 году святые Марин, Авдифакс и Аввакум были обезглавлены, а святая Марфа утоплена в реке. Мощи святых мучеников находятся в Риме, в церкви святого Иоанна Кущника, а мощи святого Валентина - в храме святой мученицы Параскевы.

А вот и тропарь, который я очень советую всякому, посещавшему ресурс "Царьград" прочесть с надлежащим благоговением:

Тропарь, глас 4: Мученицы Твои, Господи:/ Марине, Марфо, Авдифаксе и Аввакуме,/ Кирине, Валентине, Астерие и многие другие Римские,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Кондак, глас 2: Светильницы светлии явльшеся, / божественнии мученицы Марине, Марфо, Авдифаксе и Аввакуме,/ Кирине, Валентине, Астерие и многие другие Римские,/ тварь всю светлостию чудес озаряете,/ недуги разрешающе и глубокую тьму всегда отгоняюще,// Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание: Величаем вас,/ страстотерпцы святии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

Я не без отвращения поместила выше эти веселые картинки. Пройдитесь и сами по поисковику, полюбуйтесь, как обильно вирусится хула на святого - под видом борьбы с мишурным праздником секуляристов. Впечатление будет сильным.

Случайно ли православных читателей вовлекли в такой страшный грех, как хула на святого мученика? А я не уверена. Ведь - если разматывать цепочку перепостов - в ее начале окажется конкретный человек, который сочинил "цитату из Павла Орозия" превосходно зная, что совершает подлог.

Духовный вред нанесен, чему немало поспособствовал ресурс, называющийся православным. И право слово, куда как меньше грех какого-нибудь юноши, подарившего девушке сердечко с конфетками 14 февраля, чем у тех, кто сопричислился к хуле. Неизмеримо, несопоставимо меньше.

Мучениче Валентине, моли Бога о согрешивших на тя!

PS Уже и лишнее, но не могу не добавить еще одной иллюстрации уровня авторов портала. Последняя цитата. "Английский король Генрих VIII, шесть жён которого почти все трагически погибли в 1537 году объявил 14 февраля официальным праздником для влюблённых". Ладно, авторесса не знает точного числа погибших трагически жен Тюдора. Но 37-й год, Карл! В этом году король Генрих вообще-то массово убивал католиков (см. Благочестивое паломничество), громил монастыри, кощунствовал над святыми мощами. Было бы немножечко странным, если бы он в пору зловещей Ликвидации вздумал вдруг обращаться к авторитету католических святых.

изображения из открытого доступа