Юрий Крижанич, хорват («сербенин», как его называли на Руси), был человеком необычной судьбы. 17 лет он провёл в России, в основном в сибирской ссылке – в нём заподозрили шпиона, так как он скрыл свою принадлежность к ордену иезуитов. Крижанич пытался пропагандировать единение славян под властью русского царя и разумные политические реформы в России. Его труды остались невостребованными современниками. Уехав из России в 1676 году, он, в возрасте 66 лет, погиб на войне, защищая Вену от турок.
Реформа русского языка
Главный труд, которому Крижанич посвятил многие годы своей тобольской ссылки – «Грамматическое изложение русского языка». В нём Крижанич предпринял попытку создать нечто вроде общеславянского «эсперанто». Причём в основу всеславянского языка он предполагал положить именно современный ему русский язык.
По его мнению, только русские, благодаря своей политической независимости, сохранили славянский язык в наибольшей чистоте. Остальные славянские народы в значительной мере утратили чистоту славянской речи. Вместе с тем, Крижанич широко использовал и слова из других славянских языков, пытаясь создать язык для общения, понятный без перевода всем славянам.
Он пользовался кириллической азбукой с отдельными латинскими заимствованиями. Крижанич считал необходимым отказаться от Ъ на конце слов, от «ижицы», «юса» и прочих букв, передающих звуки, дублируемые другими буквами и встречаемые только в отдельных церковных терминах. В известной мере его можно считать предтечей реформы русской орфографии, осуществлённой в начале 20 века.
Панславизм под эгидой русского царя
Свои политические идеи Крижанич изложил в трактате «Политика» (1666), написанном на изобретённом им общеславянском языке. Крижанич видел в московском царе естественного главу всего славянского мира, который рано или поздно сможет объединить под своей властью славянские народы и вырвать их из-под власти иноземцев. Любопытно, что Польшу он не считал таким государством, и дальше будет видно, почему. По мнению Крижанича, только Россия сохранила не просто форму славянской независимой государственности, но и её дух. Крижанич напрямую обращался в своей книге к царю Алексею Михайловичу с призывом начать войну против турок за освобождение славян.
Программа освобождения южнославянских народов из-под власти Турции была положена в основу внешней политики России ещё Петром I, предпринявшим неудачный Прутский поход (1711). Затем она получила более явное выражение при Екатерине II и окончательно сложилась в 19 веке, в войнах 1853-56 и 1877-78 гг. Тогда же, в середине 19 века, возник и панславизм – интеллектуальное течение, провозглашавшее целью России всеславянское царство. Желание поэта Фёдора Тютчева, адресованное Николаю I во время Крымской войны – «восстань как всеславянский царь» – почти в такой форме было выражено ещё за 190 лет до этого Юрием Крижаничем.
Чужебесие, засилье иностранцев в управлении государством
Но на пути к осуществлению этой программы Россию могут ожидать опасности, которых следует избежать. Одна из самых страшных, по мнению Крижанича – чужебесие, преклонение перед всем иностранным и перед иностранцами, особенно западными. А от чужебесия недалеко и до чужевладства, когда иностранцы станут править страной.
Другие славянские народы, считал Крижанич, уже стали жертвами своего чужебесия, подпав под власть иноземцев. Он так расценивал и Польшу, в которой большое влияние приобрели немцы, а особенно евреи. При этом Крижанич признавал превосходство западных народов в науках, искусствах, образованности, утончённости культуры. Нужно, глядя на них, самим повышать свой уровень культуры, но нельзя полагаться на то, что западноевропейцы, приглашённые в Россию, будут стараться в этом смысле для русского народа.
Со времён Петра I началось усиленная миграция иностранцев на службу в Россию. Приглашённые пользовались большими привилегиями по сравнению со знатными русскими и быстро занимали высокие должности. А уже в начале 19 века обнаружилась резкая общественная реакция на это «немецкое засилье». Революция 1917 года во многом произошла потому, что нарисованная революционерами картина – «царь с царицей-немкою окружены немцами и всё делают в пользу Германии» – показалась народу близкой к истине.
Женовладство
Ещё одной угрозой для величия России Крижанич считал утрату царской властью мужского начала. Нет более горькой беды для государства, утверждал он, когда престол становится игрушкой женщин. Это мрачное пророчество сбылось очень скоро.
Почти весь 18 век, после смерти Петра Великого, был для России веком женщин на троне. Это было также столетие невиданной прежде политической нестабильности. Дворцовые перевороты следовали один за другим. Отсутствие авторитетной верховной власти вызвало засилье временщиков, также невиданный ни до, ни после расцвет произвола, коррупции и административного хаоса.
Россия дорого расплачивалась за эпоху женовладства. Резкое усиление крепостничества при Екатерине II вызвало кровавый пугачёвский бунт и ещё более кровавое его подавление. Та эпоха вырыла непреодолимую психологическую пропасть между русской знатью и русским простонародьем. А внешний долг, порожденный прихотями Екатерины II, Россия выплачивала потом до 1883 года.
Шатание из крайности в крайность
Славянам несвойственна умеренность, писал Крижанич. Мы постоянно бросаемся из крайности в крайность. От необузданности мы легко переходим к покорности, от жестокого правления к анархии, и наоборот. Всё это создаёт угрозу для государства в указанных смыслах, мешает России выполнить её предназначение.
Царское самодержавие Крижанич считал величайшим достоянием России потому, что по царскому указу здесь легко завести полезные учреждения. Но сейчас власть царских прислужников напоминает «людодёрство», и законы в России «людодёрские». Чтобы предотвратить мятежи, чужеземное порабощение и женовладство, необходимы разумные и умеренные политические реформы. В первую очередь, нужно дать людям определённые «слободины», защищаемые законом, и право политического представительства.
К этому совету никто не прислушался, и ответом на крайности деспотизма в 20 веке стала анархия, сменившаяся очередным деспотизмом.
Россия никогда не будет Западом
Эти реформы нужны России, считал Крижанич, не для того, чтобы стать Западной Европой, а чтобы остаться собой. Славянский Восток и немецко-латинский Запад – два непохожих мира, и вместе им не сойтись. Слишком сильно различаются душевные качества и даже физические типы народов.
Это предсказание тоже можно считать сбывшимся. Ведь, как за последние три с лишним века ни старались некоторые правители сделать Европу из России, этого не удалось никому.