10 марта – очередная годовщина со дня смерти великого русского советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Сегодня его творчество немыслимым образом профанируют и извращают в РФ и безоговорочно запрещают на Украине, где ему не могут простить «Белую гвардию».
Если бы Булгаков написал только «Белую гвардию», то и в этом случае он гарантировал бы себе место в ряду первых российских писателей.
Михаил Афанасьевич наглядно, со всей силой художественный правды, показал, что так называемая украинская самостийность – есть «дешёвая оперетка» (выражение одного из «героев» книги), увы, замешанная на крови.
«Николка Турбин однажды улыбнулся, войдя в комнату Тальберга.
Тот сидел и писал на большом листе бумаги какие-то грамматические упражнения, а перед ним лежала тоненькая, отпечатанная на дешевой серой бумаге книжонка:
„Игнатий Перпилло – Украинская грамматика“.
В апреле восемнадцатого, на Пасхе, в цирке весело гудели матовые электрические шары и было черно до купола народом. Тальберг стоял на арене веселой, боевой колонной и вел счет рук — шароварам крышка, будет Украина, но Украина «гетьманская», — выбирали „гетьмана всея Украины“».
Гетмана выбирали в цирке. Но главные клоуны, включая гетмана, потом уехали на Запад, а цирк, кровавый цирк, ещё долго продолжался, пока большевики не навели порядок. А ведь после гетмана был ещё всенародно избранный президент Петлюра.
«– Сволочь он, — с ненавистью продолжал Турбин, – ведь он же сам не говорит на этом проклятом языке! А? Я позавчера спрашиваю эту каналью, доктора Курицького, он, извольте ли видеть, разучился говорить по-русски с ноября прошлого года. Был Курицкий, а стал Курицький... Так вот спрашиваю: как по-украински „кот“? Он отвечает.
„Кит“. Спрашиваю: „А как кит?“ А он остановился, вытаращил глаза и молчит. И теперь не кланяется.
Николка с треском захохотал и сказал:
– Слова „кит“ у них не может быть, потому что на Украине не водятся киты, а в России всего много. В Белом море киты есть...
– Мобилизация, — ядовито продолжал Турбин, – жалко, что вы не видели, что делалось вчера в участках. Все валютчики знали о мобилизации за три дня до приказа. Здорово? И у каждого грыжа, у всех верхушка правого легкого, а у кого нет верхушки — просто пропал, словно сквозь землю провалился».
А ещё «Белая гвардия» – повесть про то, как лучшие, самые благородные «белые» сложили оружие и признали «правду большевиков».
P.S. Конечно, Булгакову «сослужило службу» (а для Украины это даже сегодня более актуально, чем для РФ) что он «числился» классическим антисемитом. А сегодня на Украине евреев – «золотой фонд нации», говорят, даже в армию не берут принудительно. Достаточно надеть кипу, чтоб тебя не «призвали» на улице воекоматовские патрули.
Здесь вспомнился Лесков и его «Жидовская кувырколлегия», хотя в ней есть и ошибочные постулаты.
Виктор Волхов/11.03.2024