Найти в Дзене
BandF

Мастер и Маргарита. Фильм VS Книга

Думаю, уже многие успели увидеть новинку, которая вышла на экраны 25 января 2024 года. Третья отечественная экранизация великого романа Михаила Булгакова. Ну что же, вот фильм Михаила Локшина, постановщика "Серебрянх коньков".

Сюжет

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Место и время действия к веселью изначально не располагают, так как повествование начинается с лечебницы и в самых хмурых красках. Москва, 30-е годы. Писатель (Евгений Цыганов) сочинил пьесу про Понтия Пилата, которую запретили незадолго до премьеры. Самого его на собраниях начали отчитывать так, что впору лезть в петлю. Герой Цыганова, которого, сделали похожим на самого Булгакова, встречает лютую критику мрачным хмыканьем и не особо героично. Он берется за роман о визите дьявола в Москву, где дураками выводит всех своих обидчиков, Воландом — случайно встреченного немца, а главной романтической героиней — свою возлюбленную, Маргариту Николаевну. Все, что происходит на экране, происходит только в его голове и на страницах рукописи. Вот такая у него бешеная фантазия. А так, не было на самом деле никакого дьявола в столице, не летала Маргарита над городом. Черная магия с каждой новой сценой триумфально разоблачается.

Плюсы фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

Эта история прежде всего о Мастере и Маргарите и актеры (Евгений Цыганов и Юлия Снигирь) данной картины идеально сыграли свои роли. Видишь их и понимаешь... Да. Невозможно оторвать глаз.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Евгений Цыганов — идеальный Мастер: он проходит сквозь все сценарные заскоки с улыбкой, словно не замечая их (и фантастически произносит реплики вроде «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной»). Его сходство с Булгаковым добавляет эстетику и шарм, хочется верить, что герой встанет на ноги и разнесет весь писательский союз, но как бы не так. Ну, и его Марго — Юлия Снигирь — конечно же, самая прекрасная изо всех возможных в современном российском кино Маргарит. Она, к слову, не боится представать в кадре обнаженной.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Ну и конечно, Воланд, которого сыграл немец Аугуст Диль («Бесславные ублюдки», «Солт»). Это очень неожиданный, но крайне удачный выбор: Диль прекрасно понимает, что и как ему нужно играть, его Воланд от легкомысленности легко скользит к торжественности, он может быть и зловещим, и веселым, одновременно трикстером и беспощадным карателем, не знающим, что такое прощение. Это Воланд, который осознает, что он такое: существо, с холодной ухмылкой наблюдающее за тем, как люди сами себя загоняют в ад, а потом еще прекрасно себя в этом аду чувствуют (большинство гостей на балу у сатаны не выглядят так, словно терпели вечные муки). Натуральный иностранец в Москве.

Минусы фильма "Мастер и Маргарита" (2024)

Честно говоря, сложно было принимать тот факт при просмотре фильма, что все мистические действия, происходящие в Москве — выдумки нашего героя (Мастера). Что это? Уникальное видение художников и сценаристов? Ну да. Ведь экранизацией оно не является, а сделано по мотивам всем известного произведения. А создатели решили добавить реализма, которого конечно же нам так не хватало. Сказать, что это расстраивает, ничего не сказать и полагаю, не меня одну.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Невозможно обойти стороной великую свиту Воланда. Булгаков создал такого замечательного персонажа как — кот Бегемот. Но и тут провал. В фильме практически не было тех самых ярких сцен и реплик, в человека он не превращался и если честно, напоминал кота из сериала "Мастер и Маргарита" 2005 года. Азазелло (Алексей Розин) менее всего похож на мрачного «демона безводных мест», описанного у Булгакова — это упитанный, солидный джентльмен, чем-то смахивающий на бандита из 90-х. Юрий Колокольников (Коровьев) самый впечатляющий из этой компании, но его будто заставили играть шута и как будто бы не всегда это было уместно, порой даже глупо.

Патриаршие пруды выглядели странно, а сцена с отрезанием головы Берлиоза трамваем вообще смазано.

Кадр со съемок фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр со съемок фильма "Мастер и Маргарита"

В заключении скажу, что фильм стоит своего внимания. В ключевых сценах безумств в театре Варьете и бала у сатаны, эти сцены западают в память. Фильм «Мастер и Маргарита» (2023)— просто еще одна попытка перенести на экран книгу, которая в процессе ничуть не пострадала: она ведь остается, ее можно в любой момент открыть и перечитать, что я очень советую.