Найти тему
Субъективный путеводитель

Красивейшая улица России. Где она и что её делает таковой?

Как ни крути, а главная достопримечательность Владикавказа - это проспект Мира, вытянувшийся ровно на 1 километр параллельно Тереку. Подчёркну, что достопримечательность - именно проспект, а не отдельные дома: если брать архитектуру, то она здесь просто на добротном уровне крепкого губернского города.

А вот если добавить зелёный бульвар и пешеходное пространство, снующие вдоль них трамваи, высокий абрис Столовой горы и атмосферу вечного праздника - то пожалуй, клише "самая красивая улица России" и от истины окажется недалеко. Улица Мира - больше про пейзаж и лица прохожих, чем про дома.

Поворот на него с шумной улицы Кирова легко узнаётся - здесь есть бульвар и трамвай:

-2

История самой красивой улицы неимоверно проста: в 1840-х годах комендант крепости Пётр Нестеров провёл реконструкцию Комендантского сада, и среди прочего разбил на нём бульвар, в название которого вложил все мечты о цветах в родном имении, петербургских балах и вообще мирной жизни - Монплезир, то есть "моя прелесть".

В 1860, когда Владикавказская крепость стала (вернее - была официально признана) городом, на его карте появился Нестеровский бульвар, а в 1871, по случаю визита государя-императора, ставший Александровским проспектом. Именно под таким названием было построено большинство его зданий и в 1904 запущен трамвай. В 1925 году проспект стал Пролетарским, а в 1938 - проспектом Сталина, который и сделали пешеходным аж в 1957 году.

И это явная заявка на первую пешеходную зону в СССР: Лайсвис-аллея в литовском Шяуляе, которую называют таковой в любом путеводителе по тем краям, деавтомобилизировалась лишь в 1970-х, ну а массово пешеходные улицы в СССР стали появляться лишь в Перестройку. Наконец, в 1961 проспект получил своё нынешнее название, и вряд ли найдётся такая идеология, которой оно встанет поперёк. Вот так выглядел проспект в 1870-х, до постройки всех, кроме 1-2, зданий на нашем сегодняшнем пути:

-3

Кадр снят с крыши Штаба, сменившего в своих стенах пяток полков и дивизий. Ничего не нашёл о датах его постройки, но рискну предположить - 1858-59 годы, когда старая крепость была срыта, а её разросшиеся слободы, по сути полноценный город, обнесли внешней стеной, фрагменты которой я показывал в прошлой части.

Дольше прочих, в 1840-91 годах, во Владикавказе базировался 77-й Тенгинский пехотный полк, за свою историю успевший повоевать во всех концах империи - например, Финляндию у шведов отобрать. В нём же служил Михаил Лермонтов, правда тогда полк стоял в Ставрополе и Пятигорске. Но самым героическим своим эпизодом тенгинцы считали оборону Михайловского укрепления на Черноморского побережье Кавказа, 22 марта 1840 года атакованного превосходящими силами горцев. Обороняющиеся понимали, что в плен сдаваться нет смысла - если и возьмут, то лишь для продажи в рабство, и вот когда дело стало совсем безнадёжно, молодой солдат Архип Осипов схватил факел и сиганул прямиком в пороховой погреб.

На месте Михайловского укрепления теперь курортный посёлок Архипо-Осиповка, ну а перед штабом во Владикавказе полк установил в 1881 году памятник своему герою:

-4

Теперь на его месте памятник кавалерийскому генералу Иссе Плиеву (1950), самому пожалуй известному осетинскому воину Нового времени, который не только всю Великую Отечественную прошёл, но и командовал в 1962 советскими войсками на Кубе. Ещё - подавлял мятеж в Новочеркасске, но об этом осетины стараются не вспоминать.

Эпоха кавалерии в ХХ века прошла, и Исса Александрович был единственным Дважды Героем этого рода войск - за освобождение Одессы и разгром Квантунской армии в Маньчжурии. В 1990-х ему поставили роскошный конный памятник на Тереке, а этот прижизненный бюст появился по разнарядке - на постаменте указ о вручении герою второй "Золотой Звезды".

-5

И есть что-то очень, очень наше в том, что за проспектом Мира приглядывает воин. На месте Штаба же теперь высится коробка Горского государственного аграрного университета, более всего впечатляющего своим названием. Ведь он был основан московским профессорами в 1918 году, когда Владикавказ оказался столицей Горской республики - самопровозглашённой федерации 7 штатов от Абхазии до Дагестана.

В 1921-24 город был столицей уже советской Горской АССР, и в общем все вузы, открывавшиеся тут в те годы, изначально назывались "горскими". Но только ГГАУ, старейший вуз 7 кавказских республик, сохранил это название до наших дней:

-6

Ну что ж, а вот теперь - пошли! Через улицу Кирова тут ведёт подземный переход, и с противоположной стороны проспект Мира выглядит так. Его открывают, словно ворота, два здания бывшего "Гранд-отеля" - слева (и на кадре выше) старое (1879), справа, с угловой башней - новое (1910).

В первом базировался ещё и местный филиал Русского географического общества, а второе Фёдор Шаляпин своим присутствием осветил. Дальше слева вклинивается советский Дом Моды, а справа, под башенками - кинотеатр "Гигант" (1913), где в сентябре 1917 года проходил II съезд Союза Горцев Северного Кавказа, занимавшейся формированием той самой Горской республики.

-7

Дом Шанаева (1880) на левой стороне примечателен своим хозяином - осетин Джантемир Шанаев был из тех, кого я называю самоэтнографы: с европейским образованием и научными познаниями он изучал родной народ. А потому и на квартире у него собирались то «Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области», то осетинское издательство "Ир", а на деле, скорее всего - одни и те же люди, неравнодушные к родной культуре и идентичности.

Среди осетинских поэтов, художников, мыслителей, общественных активистов конца 19 века проще сказать, кто здесь НЕ бывал, если таковые имелись. Уж по крайней мере Коста Хетагуров точно захаживал:

-8

С другой стороны, разбрасывая несгораемые рукописи, с 2012 года стоит русский классик - Михаил Булгаков, попавший во Владикавказ в 1919 году как врач в госпитале Добровольческой армии. Но заболев тифом, он не смог покинуть город, занятый красными, из-за чего

"Пережил душевный перелом 15 февраля 1920 года, когда навсегда бросил медицину и отдался литературе".

Хотя Михаил Афанасьевич ассоциируется с Москвой и Киевом, на самом деле геобиография его куда обширнее: в Батуме умирал от голода в ожидании парохода, во Владикавказе - начал творить, да и Маргарита на самом деле родом из Саратова... Чуть ближе к Тереку в переулке - дом, где он жил:

-9

Памятник стоит у вон того белого дома армянских купцов Киракозовых, бывших по сути застройщикам того времени - их фамилия встретимся нам ещё не раз. В соседнем переулке - похожий своим устройством памятник осетинскому поэту и основоположнику национальной прозы Секе Гадиеву... но впрочем, что-то я увлёкся жанром "продома".

Сначала всё же лучше рассказать о Проспекте в целом. Часто его называют единственной в России пешеходно-трамвайной улицей, но это в общем-то не так: чисто трамвайных улиц, где вдоль путей проходят тропки к домам, в стране немало, особенно в сибирских городах вроде Томска или Бийска. Я бы сказал, корректнее назвать Проспект единственной прогулочно-трамвайной улицей: вот арбат с трамваями у нас действительно один!

-10

Пути разделяет узкий тенистый бульвар, одна из фишек которого - питьевые фонтанчики, как в Ереване. Над всем этим постоянно льётся музыка из колонок - в основном какое-то очень приятное англоязычное и французское ретро.

-11

Проспект Мира не был бы так очарователен без своей атмосферы - тут всегда, в любую погоду, много людей, и люди эти в большинстве своём расслаблены и чем-то довольны. Тут начинаешь верить в ауры, энергетики и прочую память воды - лёгкая и дружелюбная атмосфера передаётся.

Странно думать, что так было не всегда - в редких путевых заметках рубежа 2000-2010-х бульвар упоминался как место, где лучше не ходить под вечер. То или это - печать эпохи, а рассказ о Проспекте неизбежно становится и галереей лиц Владикавказа.

-12

Вдоль проспекта много примечательных заведений. Например, лучшие на Северном Кавказе книжные магазины, причём не с букинистикой, как на бескрайних развалах Тбилиси, а с вполне себе новыми и красивыми книгами вроде собрания нартских былин. Куда больше, впрочем, на Проспекте кафешек, и хотя ни одну из них я не посещал, у многих вечером не протолкнуться. С точки зрения туриста главный минус здешнего общепита - он не национальный: это гости Владикавказа хотят осетинских пирогов и дзыкки, а местным в любом городе пиццу подавай. В одной из кофеен здорово смотрится кладка старинного дома:

-13

И всё же вряд ли кто-то называл бы Проспект самой красивой улицей России, кабы в его перспективе не стояла Гора. Да не простая, а Столовая (2993м), на которую я когда-то уже забирался с другой стороны. Под ней ещё лесистая Тарская гора (1249м), и этот зданий план всего Владикавказа по-настоящему раскрывается, когда на его фоне "единый фасад" старых домов и снующие туда-сюда трамваи:

-14

Только вот открыточный вид вроде тех, что вам уже не раз, наверное, попадались в рунете, заснять не то чтобы легко. Во-первых, южные закаты скоротечны, и ярко сияют на скалах Мадыхоха (осетинское название Столовой горы) дай бог полчаса. Не менее скоротечны в горах весна и осень: помню, как в 2021 году с разницей в 2 недели я видел эту гору покрытой снегом полностью и бесснежной вообще, а лучше всего смотрится она именно что с небольшим прожилками белого снега.

Погода - тоже не лучший друг фотографа: над городом в глубокой котловине часто висит дымка, а вершины кутаются в облаках. И совсем уж враг фотографа на Проспекте Мира - трамвайное предприятие: интервалы тут то несколько минут, то час-полтора, и совсем не факт, что трамвай вам подвернётся именно на закате при хорошей погоде в середине весны или осени. На заглавном фото трамвай и закат чуть разминулись, а ближайший к идеалу кадр у меня получился вот так:

-15

Но - вернёмся пока в знойный полдень. В первых кварталах от улицы Кирова к Проспекту подходят улицы Никитина и Маяковского - но не пересекают его. Первый настоящий перекрёсток создаёт улица Джанаева (Базарная). На неё глядят конструктивистский дом с кадра выше (видимо, что-то разрушенное Гражданской войной и воссозданное без декора) и дом "русскоподданого перса", купца Аббаса Гаджиева с необычным цилиндрическим эркером, в котором местное краеведения усматривает чуть ли не зороастрийский символизм.

-16

Один из самых солидных на улице Торговый дом "Киракозов и Оганов" (1910) явно маскируется под пассаж:

-17

Но нам интереснее соседний дом Христофора Андреева (1883), сербского купца, державшего во Владикавказе лучшие Андреевские бани. Ещё у него была сестра Анастасия, которая стала монахиней, а в 1920-30-х, с закрытием единственного в городе монастыря - старицей, и в итоге причислена к лику святых.

-18

Другое название особняка - дом Шредерс: жена судейского чиновника Варвара Шредерс со Смоленщины в девичестве была Ломоносовой, и хотя к Михаилу Васильевичу этот род не имел отношения, всё же созвучие располагает - хлебом не корми, а дай что-нибудь просветительское основать! В родном Гжатске (нынешнем Гагарине) она открыла школу, а во Владикавказе в 1895 году, при участии Коста Хетагурова - первую в Терской области публичную библиотеку, под которую Андреев и пожертвовал свой дом.

В 1913-17 годах с ней соседствовал Купеческий клуб, а в первые годы советской власти - Отдел народного образования, среди сотрудников которого оказался Булгаков. Наконец, в 1990 году при библиотеке открылся ещё и "новый" (исторического в этом здании не было никогда) штаб Терского казачьего войска с Казачьим музеем живой истории. Я хотел туда зайти, но дверь оказалась заперта наглухо - не знаю уж, в нерабочее время мы тут оказались или договариваться надо было заранее.

-19

Дома на другой стороне. Слева краешком - дом Тугановых (1895), осетинских князей-мусульман из Дигории, которым Владикавказ обязан красивейшей мечетью России из прошлой части. Но не только: из Тугановых были генералы Асланбек и его сын Хамби, художник Махарбек, сказитель Татархан (оба - собиратели фольклора) и даже режиссёр Эльбер, который вырос в эмиграции в Берлине, а в СССР попал вместе с Эстонией, где, пройдя войну красноармейцем, известен теперь как основоположник кукольной мультипликации в республике.

-20

С другой стороны Тугановского дома - какие-то особенно милые особнячки Тушмаловых (с "Волшебной Папахой") и Колесниковых (слева):

-21

А эти фасады с той же стороны, где дом Андреева...

-22

...глядят на площадь Ленина со скульптурой Городового (2013). Под осовремененной громадой Гранд-отеля "Александровский" на её углу скрывается простой советский "Детский мир" (1939):

-23

На площади - Русский театр имени Евгения Вахтангова (1869-71). Что впечатляет - вот уже полтора века с лишним театр работает в одном и том же здании. Оно помнит много имён - достаточно сказать, что начинали здесь Михаил Булгаков, Евгений Вахтангов и Коста Хетагуров. Первый - как драматург вообще, последний - как художник декораций.

Сын же табачного магната армянин Евгений Багратионыч первые постановки делал в кружке нефтяников под Грозным, но здесь в 1912 дебютировал как актёр. И не абы в чём, а в "Детях гор" Дмитрия Кусова - первой в своём роде постановке осетинской пьесы: два осетинских театра (оперный и драматический) появились куда позже.

Наконец, здание служило не только искусству, но и политике: начатый в Ольгинской гимназии, здесь в марте 1917 года продолжился I съезд Союза Горцев, провозгласивший Горскую республику. Площадь у Вахтанговского логично называлась Театральной, в 1924 сделалась площадью Ленина, а в 1957, при её расширении, старое здание буквально подмял под себя колоссальный Ильич:

-24

С ним соседствуют стела "Осетии ратная слава" 1980-х годов:

-25

И фонтан "Сослан на чаше Уацамонга" (2007) - конечно же, по мотивам нартского эпоса, потрясающе красивые былины которого сказывали как бы не все народы Кавказа. Но - немного по-своему, и с адаптацией имён к своим языкам: так, в Кабарде я рассказывал про Сосруко, а в Чечне и Ингушетии - про Сеско-Солса.

На русский это имя можно перевести как Гранитыч: по преданию, однажды красавица Шатана (ключевая фигура всего нартского эпоса) купалась в реке, и в это время к ней воспылал страстью случайный чабан. Полубогиня и колдунья заметила его, и своими чарами сделала так, чтобы он принял за её тело лежащий на берегу белый камень, а 9 месяцев спустя кузнец Курдалагон извлек из этого камня младенца и закалил его, словно меч, в огне и молоке волчицы.

Кожа Сослана стала булатом - кроме колен, за которые кузнец его держал. Конечно же, после этого богатыря ждал яркий путь, хотя и далеко не все его поступки были героическими с точки зрения современной морали. Самой живой и человечный из нартов, споткнулся Сослан о слабый пол: так, 7 лет он добивался руки и сердца красавицы Бедухе из летающей башни, и хотя выполнял все данные ей испытания - раз за разом получал отказы из-за её отца Челахсартага. Которого в итоге, не сдержавшись, убил, а Бедухе взял силой, после чего она покончил с собой.

В конце истории тоже оказалась купальщица - Дочь Солнца Ацырухс из Семиярусного замка, но только та, когда богатырь увидел её без одежды, сама позвала его в жёны. Однако за калымом, который выставили охранявшие её уаиги (циклопы), - листьями волшебного дерева, - Сослану пришлось идти в страну мёртвых, где он встретил Бедухе. И не внял её предостережениям не брать больше ничего: подобранные им вещи нашептали уаигам о незащищённых коленях, а Ацырухс, сочтя встречу с бывшей оскорблением, напустила на богатыря солнечное Колесо Болсага, под которым он и погиб.

-26

Ну а Уацамонга, или Нартамонга, которую хранил величайший род Алагата - это кавказский Грааль, чаша истины на нартовских пирах, перед достойными богатырями наполнявшаяся благоухающим вином, а перед лжецами - зловонной жижей. Танцевал правда Сослан не на чаше, а с чашей на голове, сумев не расплескать ни капли - и это явный символ сохранения веры. Не мне знать, почему скульптор отступил от него.

-27

Но - вернёмся из этого Эцэг-Дуне ("подлинного мира" в осетинской религии) в наш "иллюзорный мир" Манг-Дуне... Сквер у выключенного фонтана я застал ободранным для реконструкции, а вот здание за ним заброшено уже десятилетия:

-28

Построенное в 1881 как Общественное собрание и гостиница "Бристоль", в 1920 году оно стало Домом Труда, где повадились устраивать заседания с местными кадрами столичные большевики - такие как Анастас Микоян, Климент Ворошилов, Семён Будённый, Сергей Киров, Михаил Калинин, Александр Серафимович. По сути здесь решалась судьба Красного Кавказа, а его границы принимали нынешний узор.

В 1947-2005 это был Дом Офицеров, ну а город, получив огромное здание на баланс, его не уберёг - в 2008 всё, кроме коробки стен, так символично было уничтожено пожаром.

-29

На руины глядят неприметный домик в переулке Станиславского, чуть-чуть повёрнутый относительно сетки улиц. Если верить списку памятников архитектуры, именно он, а не Осетинская церковь - старейшее здание Владикавказа (1827):

-30

Замыкает площадь огромная довоенная сталинка (1937) - на кадре выше её торец:

-31

Идём дальше вдоль трамвайных рельс - конец проспекта уже близко!

-32

Сразу за сталинкой - зелёные домики бартьев Патэ (1878, купили в 1907 сделали первый кинотеатр города) и Демокидовых:

-33

За ними - гостиница "Империал" (1886), постояльцами которой были Максим Горький (1903) и Александр Вертинский (1950е), а в 1921-24 её занимал НКВД Горской АССР:

-34

На неё глядит через бульвар дом армянского купца Богдана Оганова (1903), богатейшего в тогдашнем городе. В 1920-40-х здесь находились административные органы Северной Осетии - сначала автономной области, а с 1934 года - республики, и лишь в 1956 их сменил основанный в 1939 году Художественный музей имени Махарбека Туганова.

-35

Откровенно говоря, ставший моим главным упущением во Владикавказе - там внутри просто умопомрачительные интерьеры с фресками, скульптурами и булыжным фонтаном, которые ещё и можно осмотреть методом обычной покупки билета. Но я каким-то образом это упустил... Увы: чем больше я веду параллельных блогов - тем меньше у меня времени - тем больше таких упущений.

-36

Впрочем, дом впечатляет и снаружи, ну а каким тайным обществам и эсхатологическим орденам принадлежал его первый хозяин - боюсь даже предполагать. С аннунаками шутки пло...

-37

Дом продолжает очередная (концентрация поразительна!) гостиница "Париж" из двух корпусов - угловой построен в 1880 году, а трёхэтажный - в 1909, и до войны его занимала администрация Владикавказа. А это серьёзно, если учесть, что в 1924-34 годах он был столицей двух регионов (Ингушской и Северо-Осетинской автономных областей), а до 1929 - ещё и сам себе регионом в подчинении РСФСР.

-38

Мы дошли до улицы Горького, ведущей к мосту Кладки и Суннитской мечети мимо фабрики Вахтангова-старшего - всё это я показывал недавно в отдельных материалах. И на заднем плане их стоял здоровенный дом завода "Стеклотара" 1930-х годов:

-39

За ним виден очень владикавказский по стилю почтамт (1908-13), в ворота которого можно зайти поглядеть на мозаичный логотип ростовской строительной фирмы "Шаевич и Бару":

-40

С другой стороны перекрёстка - неимоверно модерновое Общество Взаимного кредита (1902), где обитал ЦИК Горской АССР. Работавший в многонациональной республике весьма своеобразно - возглавляли его представители разных народов, из которых до 1924 года успели смениться чеченец, ингуш и осетин.

-41

Не менее модерновый дом Якова Ходякова (1908) занимал её партком, а в обеих войнах - красные штабы: в 1918 году - Михаила Левандовского, руководивший обороной Владикавказа от восставших осетин и казаков, а в 1941 - 61-го стрелкового корпуса. Сам же Ходяков до революции владел крупнейшими в городе мельницей и племенной конюшней. Бетонный корпус - это Дом Политпросвещения, позже Дом Искусств (1967). Оба здания занимает Национальный музей Северной Осетии, основанный ещё в 1893 году для первых находок Кобанской культуры, а позже сменивший несколько адресов и покровителей вплоть до Терских казаков (в 1911-18).

-42

За музеем на проспект глядят ворота старейшего на Кавказе Хетагуровского парка (1825), построенные в конце 1930-х в стиле ар-деко. Напомню, что с аллеи этого парка и начинался проспект.

-43

Теперь улица становится для нас односторонней. Напротив музея - советский "Музторг" с витражами:

-44

И целым буйством решёток в подворотнях:

-45

Последнее дореволюционное здание на Проспекте, теперешней МВД - ещё один дом Киракозовых конца 19 века, в котором обитал Окружной суд. Интереснее всего в этих стенах было в 1924-34 годах - как уже говорилось, Владикавказ тогда стал столицей двух регионов, и здесь находился исполком Ингушской автономной области. Главная улица трёх регионов - это впечатляет!

-46

Спиной к его двору, лицом к воротам парка - усталый Коста Хетагуров на лавочке (2009). Скульптор Владимир Соскиев (его же - Пушкин из начала поста) изваял самого чтимого осетина больным стариком, что в общем-то не так уж и неверно - старость приходит ко всем, кто до неё дожил, а в равнодушном и промозглом Петербурге поэт заработал туберкулёз костей, треть жизни разъедавший ему ногу. Но - светило должно светить: потомки Хетагурова на такой монумент оскорбились, и тянущийся вот уже 15 лет спор "убрать или оставить" стал своеобразным мемом осетин.

-47

Дальше недолго простоял Дворец Штейнгеля (1892), который современники считали красивейшим зданием Владикавказа. Эстляндский барон Рудольф Штейнгель был не предприниматель, а путейский инженер, строивший, например, Московско-Рязанскую, Орловско-Витебскую, Грязе-Царицынскую железные дороги. Но самым успешным проектом с его участием стал "кавказский Транссиб" Ростов - Владикавказ, навсегда изменивший жизнь предгорной глубинки.

Частная железная дорога, окно в мир для целых народов, была одной из самых прибыльных в Российской империи, и осев на конечной станции, Рудольф Васильевич занялся управлением. Он начал возводить себе дворец, но - умер до конца строительства, а его приехавший из Киева сын ограничился небольшим особнячком из прошлой части. Дворец барона отошёл Городской думе Владикавказа, в нём располагались органы всех владевших городом в Гражданскую войну квазигосударств, а в 1919 большевики взорвали здание при отступлении.

-48

Дальше проспект вливается в площадь Свободы... но про неё будет отдельный рассказ. Проспект Мира за ней распадается на короткие улочки Баевых - градоначальника Гаппо и революционера Чермена, - выводящие к следующей площади Штыба.

-49

Вот так вот - дорога от Штаба до Штыба, пусть актуальны они были в разные времена...