Уже который день я рассказываю о том, что было перед 6 сентября 1997 года, и ещё не всё рассказала.
Например, я несколько раз упомянула, что королева выступила в прямом эфире, что речь писал её личный секретарь - и муж сестры Дианы - Роберт Феллоуз. Правда, одно слово в этой речи появилось по настоянию Тони Блэра. Это слово - "бабушка".
А, собственно говоря, что вообще было в той речи? О чём говорила Елизавета? Что считала нужным произнести умудрённая опытом 71-летняя женщина?
Мне стало интересно, поэтому решила опубликовать текст. Вот что сказала королева 5 сентября 1997 года:
"После выхода ужасных новостей в прошлое воскресенье мы увидели по всей Британии и по всему миру ошеломляющее выражение скорби в связи со смертью Дианы. Мы все по-разному пытались справиться с этим. Нелегко выразить чувство потери, поскольку за первоначальным шоком часто следует смесь других чувств: неверия, непонимания, гнева и беспокойства за тех, кто остается. Мы все испытывали эти эмоции в эти последние несколько дней.
То, что я говорю вам сейчас, как ваша королева и как бабушка, я говорю от всего сердца.
Во-первых, я хочу отдать дань уважения Диане. Она была исключительным и одарённым человеком. В хорошие и плохие времена она никогда не теряла способности улыбаться и смеяться, а также вдохновлять других своим теплом и добротой. Я восхищалась ею и уважала ее — за её энергию и преданность другим, и особенно за её преданность двум своим мальчикам. На этой неделе в Балморале мы все пытались помочь Уильяму и Гарри смириться с ужасающей потерей, которую они и все мы понесли.
Никто, кто знал Диану, никогда её не забудет. Миллионы других людей, которые никогда не встречались с ней, но чувствовали, что знают её, будут помнить о ней.
Я, например, считаю, что из её жизни и из необычной и трогательной реакции на её с м е р т ь можно извлечь уроки. Я разделяю вашу решимость хранить память о ней.
Для меня это также возможность от имени моей семьи, и особенно принца Чарльза, Уильяма и Гарри, поблагодарить всех вас, кто приносил цветы, отправлял сообщения и всеми возможными способами выражал свое почтение замечательному человеку. Эти добрые поступки стали огромным источником помощи и утешения.
Наши мысли также с семьей Дианы и семьями тех, кто п о г и б вместе с ней. Я знаю, что они тоже черпали силы в том, что произошло после прошлых выходных, поскольку они стремятся исцелить свое горе, а затем встретить будущее без любимого человека.
Я надеюсь, что завтра мы все сможем, где бы мы ни были, присоединиться к выражению нашей скорби по поводу потери Дианы и благодарности за её слишком короткую жизнь. Это шанс показать всему миру, что британская нация едина в горе и уважении. Пусть те, кто умер, покоятся с миром, и пусть мы, каждый из нас, поблагодарим Бога за того, кто сделал счастливыми многих, очень многих людей".
___
Вот как это было:
Замечательно сказано - всё. Очень тонко, ёмко и глубоко.
Диана улыбалась? Да, она сама говорила об этом. Её улыбка была её защитой. Правда, это случалось не всегда, но никто из нас не робот.
Диана была исключительным и одарённым человеком? Безусловно. Далеко не каждый, кого показывают по телевизору и о ком пишут газеты, может завоевать такую популярность.
Диана обладала энергией? Конечно! Когда она решала, что дело ей подходит, она готова была горы свернуть. Вот как с противопехотными минами. В скучных кабинетах уже долго готовили скучные бумаги о запрете этого вида о р у ж и я, а лучезарная Диана приехала на место трагедии, привлекла внимание к бесчеловечности происходящего - и готово дело, все решения ускорились.
Очень тонкий момент в речи: кто её знал, никогда не забудет. А миллионы тех, кто не знал, но чувствовал, что знает, будут помнить. По-разному, конечно, будут вспоминать, но не забудут.
Об уроках из жизни Дианы. Под моими текстами часто встречаются комментарии, что история наглядная и очень поучительная. Каждый из нас - творец своей судьбы. Так что этот вывод бесспорен.
Реакция на с м е р т ь трогательная? Безусловно! Необычная? В высшей мере! Думаю, что никто из королевской семьи и помыслить не мог о настолько широкой и бурной народной реакции.
О семьях тех, кто погиб вместе с ней. Мохаммед Файед всю первую неделю сентября по вечерам отправлял еду и чай людям в очередях - безусловно, это помогало ему пережить утрату. Спустя 20 лет Уильям и Гарри заявили, что пришла пора примириться и перестать клеймить Анри Поля и даже позвали его родителей на поминальную службу. Те отказались в связи с преклонным возрастом и болезнями, но жест оценили.
И в конце речи - завуалированная просьба к людям не нарушать порядок завтра во время церемонии. Показать всему миру, что британская нация едина и умеет показать себя достойной.
___
Речь великолепна!
Собственно, как и королева - и её команда.
Продолжение здесь:
Предыдущий текст:
Все тексты лежат здесь:
История в моём изложении началась отсюда: