«Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.»
Осип Мандельштам.
Прежде всего следует отметить то, что в старинных голубинокнижных истинах про камень сошлись представления о природе вещей такого уровня глобальности, современности и новизны, которые только-только недавно утвердились в научном сознании и почти совсем не утвердились в массовом сознании.
Дежурная цитата. «Истины древней Голубиной книги про Камень — это не что иное, как первородная понятийная матрица, которая сегодня всего лишь подтверждается наукой. На эту матрицу, как игрушки на новогоднюю ёлку, мы навешиваем детальности — всякие знания-украшения, которые всего лишь разнообразят и украшают голубинокнижный понятийный остов.» Конец цитаты.
Итак, обсуждаемые голубинокнижные истины про Камень, которые не устану повторять:
истина 1. ОкеанМоре всем морям земным Мати;
истина 2. На КитахРыбах МатьЗемля (земля) основана;
истина 3. КитРыба под МатьЗемлёю может поворотиться;
истина 4. БуянОстров всем землям Мати;
истина 5. АлатырьКамень всем камням земным Мати;
истина 6. КитРыба всем рыбам Мати;
истина 7. Главный метод природы — Материнство.
Что больше всего удивляет в этой системе? Удивляет жесточайшая связь всех элементов между собой: всё в системе пронизано глубокой родственной взаимосвязью и одновременно — животрепетание всей системы: она подвижна, она дышит: КитРыба в МореОкеане на плаву, воды проистекают, матери рожают. В многопластовой взаимосвязи одно проистекает из другого и перетекает в третье. Начало всех начал — ОкеанМоре бездонное. Логичное его продолжение — это Камень в виде острова и Жизнь в виде рыбы: БуянОстров и КитРыба — обе понятийные структуры невозможные без воды. Стало быть ОкеанМоре породил и суть Камень, и суть Жизнь: существование космоса «ОкиянМоре» стало причиной появления «острова» и «рыбы». Ещё Начало — начальный остров — ОстровБуян, от которого центробежно проистекают множества: множество морей земных и множество земельостровов, а всё вместе — это МатьЗемля. И ещё Начало — КитРыба, от которой все прочие рыбы произошли.
Возникает риторический вопрос: для кого предназначались притчевохудожественные голубинокнижные строфыстрокипонятия о глобальном? Почему в них, если уж авторы так глубоко знали Правду, не натурфилософские определения, а образно приблизительные? Понятно, что строфы и понятия предназначались для обычного человека, который суть не бездельникучёный, а познаёт мир именно как обычный человек — между делом, в процессе труда. При этом, авторам истин было желательно и очень важно донести до него представление о глобальном соотношении ВсегоВсего в мире. Таким образом, Голубиная книга про Камень — это в высшей степени деликатное просветительство, с целью сформировать у слушателя голубинокнижных строк про Камень интуитивные знания об окружающем глобальном мире.
Голубиная книга про Камень изъясняется с читателем доступно — художественно. А именно — в форме притчи — с очеловечиванием и оживотниванием глобальных элементов ЗЕМЛИСУШИ и среды вокруг неё. Как, в таком случае, соотносится интуитивное (чувственное) восприятие этого художества с научно проверенными взглядами? Скажем, истина №1 «ОкеянМоре всем морям земным Мати». Про что она? Если интуитивно, то другого ничего невозможно и предположить, кроме как: какоето центробежное глобальное движение воды: от какогото глобального центра глобально разлетается вся вода во всём мире. При этом, уровень глобальности будет задан уровнем воображения носителя интуиции. Но мыто точно научно знаем одно единственное, именно центробежное и самое глобальное доминирующее движение воды на планете Земля — глобальный круговорот воды в природе. Начало этого круговорота в том, что, в жарком районе Земли — на экваторе — вода массово испаряется с поверхности Мирового океана и в виде туч переносится в высокие широты, где выпадает осадками. Причём, эти самые тучи на пути к высоким широтам пролетают над зоной пустынь без выпадения осадками и именно поэтому в поясе (на широте) пустынь — пустыни. А там где тучи выпадают осадками, там, аккурат те самые водные моря земные, которым «ОкиянМоре Мати», в именно: — моря подземной (грунтовой) воды; — «моря» земные в виде гигантских ледников на полюсах; — собственно моря и озёра земные. В таком случае, воистину ОкеанМоре всем морям земным Мати. Но если давать эту истину развёрнуто научно, как в приведённом абзаце, то надо вводить ворох научных определений размером, небось, с целый учебник, а то и с целую библиотеку. А притчевую истину «ОкеанМоре всем морям земным Мати» легко присвоит любой человек интуитивно независимо от образованности. Другое дело, свяжет ли тот самый обычный человек истину «ОкиянМоре всем морям земным Мати» со вчерашним дождиком — это его, обычного человека, дело: как распорядиться истиной. Точно так же, наше дело — как мы распорядимся голубинокнижными истинами.
Кроме точной научности, художественной выразительности, язык истин очень национален. Надо признать, что для автора очерка, перед написанием очерка, все голубинокнижные каменные слова: БуянОстров, АлатырьКамень, КитКамень, Мать СыраЗемля, РудаКровь Земли и др., были как разрозненные детали какойто древней замысловатой машины и каждая эта диковинная деталь — архаично старомодная, до сказочности чудная. Но потом, в процессе продвижения от пролога к эпилогу, детали машины заняли свои понятийные категорийные места. И стоило только крутануть рукоять этой древней машины, как детали завертелись, цепляясь друг за друга, — понятийная машина заработала ладно и споро: сакральные понятия призвали к тому, чтобы не только и не просто научно, но ещё и образнонационально переосмыслить всё современное геологическое. Какбудто бы не пролежала машина в разобранном состоянии незнамо сколько.
Дежурная цитата. Александр Солженицын. 1972. «Произведение же художественное свою проверку несет само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущенно-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.» Конец цитаты.
Большинству и современныхто людей трудно осознать этот масштаб — монстровогигантское многосложное сооружение ЗЕМЛЯ-СУША. Очень трудно окинуть такое сооружение одним взглядом, да ещё к тому же в историческом аспекте. Голубиная книга про Камень — это, натурально, тот самый ОДИН ЦЕЛЬНЫЙ взгляд на всю сложность ЗЕМЛИ-СУШИ в пространственновременной системе координат. Парадоксально, но устройство Вселенной для нас проще для восприятия, чем устройство ЗЕМЛИ-СУШИ под ногами.
А, ведь, можно было бы, в своё, какоенибудь, небось, средневековое время, для целей Голубиной книги, просто взять камень как неподвижную и монолитную основу — всего лишь как сцену для человеческой комедии. Но — нет! Была создана теория — объёмная и стройная, предельно лаконичная, динамичная, всеобъемлющая, животрепещущая. И не просто теория, а теория в доходчивой художественной форме. И эта художественная форма настолько универсальна, что взяв её за основу можно вполне описать (геология наука описательная) всевсе геологические явления, процессы, структуры в самом современном смысле. Причина этого обстоятельства, скорее всего, в том, что природную сторону Голубиной книги проговаривали люди природы — Деревенские, а человеческую комедию — Городские. Просто, повторюсь, для Деревенских понимать природу глубоко во всех её проявлениях — это вопрос жизни и смерти. Именно поэтому голубинокнижные истины про камень — это истины, которые и сегодня истины.
Наивно думать, что авторы голубинокнижной мирозданческой теории, когда очеловечивали или оживотнивали требуемые глобальные объекты, то имели в виду именно биологические процессы или объекты. Конечно и Кит-Рыба, и материнство камней — это всего навсего художественная образность, поскольку изустный журнал Голубиная книга предназначалась для популяризации голубинокнижных знаний, а именно, для популяризации представления о всеобщей центробежной сущности Всего.
Как бы там ни было, но голубинокнижная притчевая образность оказалась понастоящему художественной, поскольку голубокнижные знания дошли до адресата: МатьЗемля, БуянОстров, АлатырьКамень, Мать Сыра-Земля, ОкиянМоре — эти категорийные и сакральные слова звучат во всех вариантах Голубиной книги: и в самых языческих, и в самых христианских, и в любых прочих идеологических вариациях. Помимо Голубиной книги, эти категорийные и сакральные слова до сих пор находятся в языковом ходу в зачинах к заговорам и молитвам, в присказках и т.п.: «Как на Море-Окияне, да на ОстровеБуяне, стоял Алатырь-Камень...» Активность в языке — свидетельство самых глубоких исторических и национальных корней этих понятий: никому в голову не придёт переиначивать молитву или заговор изза боязни, что не сработает магия заговора или молитвы, а значит глубина исторических корней зачинов к заговорам и молитвам велика как ничто другое.
Таким образом, главный обучающий принцип в голубинокнижных истинах — художественная правда. Именно поэтому эти знания сформулированы и художественно, и предельно лаконично. О чём, собственно, Голубиная книга про Камень? В центре внимания Голубиной книги про Камень — МатьЗемля. Т.е, голубинокнижные истины объясняют всё исключительно про ЗЕМЛЮСУШУ, говоря о ней с признательностью и с любовью: МатьЗемля. Однако, любовь любовью, но Голубиная книга про Камень пронизана по крайней мере двумя векторами жёсткой логики.
Системообразующая жёсткая логика голубинокнижных истин основана, вопервых, на триединстве понятий АлатырьКамень, БуянОстров, МатьЗемля, а вовторых, жёсткость логики голубинокнижных истин — это материнство, как метод природы.
Дежурный лозунг. Молодые учёные! Неустанно ищите новые точки зрения на научные проблемы! Конец лозунга.
Высота полёта дронов — это новая точка зрения во взгляде людей на мир: с высоты птичьего полёта. Видео с этих высот обогатили наше понимание общего. Парадоксально, но этот взгляд (в массовом сознании) моложе даже взгляда из космоса. Как бы там ни было, а дроны позволяют нам видеть мир ещё объёмнее — теперь уже с высоты птичьего полёта.
Голубинокнижная каменная система в каждой своей истине — это, аккурат, те самые понаучному разные точки зрения на многосложное сооружение ЗЕМЛЯСУША: взгляд издалека — изпод купола неба и взгляд вблизи — с высоты человеческого роста. И всё это для объёмного взгляда на сложнейшее и глобальнейшее сооружение — Мать-Земля (ЗЕМЛЯ-СУША).
Повторюсь, что гениальность Голубиной книги про Камень, прежде всего, состоит в выведении триединства сущности ЗЕМЛИ-СУШИ — Мать-Земля, БуянОстров, Алатырь-Камень, а это не что иное, как те самые взгляды на ЗЕМЛЮСУШУ с разной степенью приближённости (удалённости): • с высоты человеческого роста — Алатырь-Камень; • из под купола неба, да ещё к тому же из страшно далёкого прошлого — Буян-Остров; • совсем уж с высоты — с высоты эмоциональноумозрительной философии, и не когда-нибудь, а взгляд сегодня, — МатьЗемля: земля — Мать! Но, каким образом, спрашивается, можно было объективно взглянуть из под купола неба, если реально было подняться, только, на высоту колокольни?
Голубинокнижное триединство Мать-Земля, Алатырь-Камень, Буян-Остров свидетельствует не о какомто случайном одномоментном просветлении разума, об очень продолженном происхождении каждого элемента триединства: триединство постигалось последовательным приближением к многогранности понимания, как оценка разных сторон явлений, как синтез множества проявлений. В результате, все множества оценок свелись к трём элементам одной системы — к триединству: Мать-Земля, Алатырь-Камень, Буян-Остров.
Сторонники схематизировать увидят в этой триединой схемесистеме понятийную «матрёшечность»: • эмоциональное — МатьЗемля — это собственно «матрёшка»; • абстрактное — БуянОстров — это многосоставная сложность «матрёшка в матрёшке»; • приземлённое — АлатырьКамень — это древесина и краска матрёшки. И обратимость «матрёшки» в саму себя. Любой земной камень, будучи плотью от плоти Алатырь-Камня (гранита), окаменением (гранитизацией) может быть снова превращён в Алатырь-Камень (гранит); любой гранит может переродится в камень земной. Точно так же и множество островов, вдруг, может снова сойтись в Буян-Остров (суперконтинент), от родительской плоти которого, в свою очередь, через время, вдруг центробежно начнут отпочковываться детища — дети-острова — континентыматерики. Которые через время снова соберутся в Буян-Остров.
Философ найдёт здесь соответствия категориям общее, отдельное, особое и т.п. Люди религиозные увидят божественную простоту конструкции.
Дежурная цитата. Первая книга Моисеева. Бытие, глава 1. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.» Конец цитаты.
Если взглянуть на голубинокнижную каменную систему из под купола неба, но уже не просто как на схему, а как на животрепетание, то бросается в глаза условно статичная вертикаль и динамичная горизонталь голубинокнижной каменной системы.
Условно статичная вертикаль снизу вверх: бездонный Окиян-Море, на его поверхности на плаву КитРыба, а у неё на спине — Мать-Земля. Главная здесь мысль — зыбкое основание под Мать-Землёю, однако с оговоркой: Кит-Рыба сегодня, слава богу, статична относительно Мать-Земли и не дай бог ей поворотиться.
Голубинокнижная глобальная каменная система по горизонтали динамичноподвижная и изменчивая во времени: сначала единое целое — Буян-Остров, а через время, вдруг, Мать-Земля (земля), как система земельостровов, разделённых между собой морями земными. Т.е. подвижная динамика этой системы носит характер центробежно расширяющейся системы — от компактного Буян-Острова до пространно распластавшейся на Кит-Рыбе МатьЗемли с морями земными: Буян-Остров всем землям Мати. А сегодня, повторюсь, мы говорим уже о центробежной сущности галактик и вселенной.
Взгляд на голубинокнижную систему с высоты человеческого роста — это значит увидеть камень близко — встретиться лицом к лицу с камнем: — камни земные! — Алатырь-Камень! И не просто встретиться с камнем лицом к лицу, а увидеть живое трепетание его существования во времени: сначала был только Алатырь-Камень, как родительская среда, а через время он центробежно разродился детищами — камнями земными: Алатырь-Камень всем камням земным Мати.
Другой вектор жёсткой логики голубинокнижных истин — это материнство, как метод природы: Мы Все — начиная от любого камня земного и до любого ящера, птицы, зверя, и до самой Мать-Земли — Мы Все произошли от материнской плоти: камень земной от Алатырь-Камня (гранита); Мать-Земля от Буян-Острова; Все рыбы — от Кит-Рыбы. Если перевести эти истины на геологический язык, то, в первом приближении: • материкиконтиненты народились от суперконтинента Пангея; • все поколения камней земных изначально произошли от гранита или благодаря существованию гранита (благодаря существованию Мать-Земли и Буян-Острова); • все ящеры, птицы, звери произошли от какойто одной девонской рыбы и каждым Нашим нервом или каждой нашей косточкой Мы Все по сути являемся, всего лишь, видоизменёнными, но, таки, рыбами. А Кит-Рыба всем рыбам Мати.
На самом деле, в голубокнижной системе материнства всё ещё глубже, если видеть в голубокнижном материнстве не просто причинноследственную систему «мать и дитя», а систему матриархатов, понимая под матриархатом, прежде всего, материнолинейность, а именно центробежное множество нескольких поколений детищ от матери, как от центра.
Например, можно проследить целые системы матрирахатов, объединённых в один причинноследственный вектор: Буян-Остров породил Мать-Землю, а МатьЗемля породила Всех Нас: существование Мать-Земли стало причиной существования камней земных, ящеров, птиц, зверей. А Мы Все тоже рожаем своих потомков — потомков Буян-Острова.
Кит-Рыба — это другая матриархальная система, в которой гипотетическая образная структура Кит-Рыба родила множество матриархатов рыб. А в конечномто итоге, Мы Все обязаны своим существованием первым двум матриархатам: матриархату Мать-Земли и матриархату Кит-Рыбы. И третья наша мать — Мать Сыра-Земля — Наша носильщица, кормилица, заботница Всех Нас. Таким образом, триединое материнство — причина нашего существования. Это триединое материнство роднит нас со всем живым на Земли и со всем каменным на Земле: и с Буян-Островом, и с Алатырь-Камнем, и с камнями земными, и со всем прочим, связанным с Мать-Землёю. Или ещё один матриархат: множество поколений камней земных. В этом матриархате каждое предыдущее поколение камней земных было родительской средой для последующих поколений, но родоначально все камни земные — это потомки Алатырь-Камня (гранита).
Семь истин и больше десятка глобальных глубочайших современнейших смыслов. Вся система, несмотря на жесточайшую внутреннюю логику взаимосвязей всех элементов, животрепещущая и живущая (изменяющаяся) во времени. Таким образом, в основу голубинокнижных истин заложена удивительная до невероятности общая методология, которая и позволяет этим истинам быть понастоящему глубокими, всеобъемлющими, масштабными, и самое главное — цельными. Повторюсь, такой цельный и глубокий ОДИН взгляд на природу вещей ни современной геологии, ни современной философии и не снился. Эту методологию ещё надо изучать и изучать, чтобы учиться. Да, нам, современным людям, учиться у Голубиной книги про Камень.
Серия научно-популярных очерков «Глубины Голубиной книги про Камень