Найти тему

Как создаются современные иконы»: интервью с Григорием Казакевичем

Как вы относитесь к понятию «канона» в иконописи? Считаете ли вы иконопись каноничным искусством, или же разнообразие возможно?

Канон характеризуется вариативностью в рамках традиции. Не существует свода канонических инструкций «Как писать икону». Кроме нескольких правил Вселенских соборов, например, запрет на аллегорические изображения Христа, изображения креста на полу и излишне чувственных образов. Также невозможно изобразить Бога Отца. Условно есть две основные традиции, которые вы́носила в себе Церковь и есть маргинальные.

-2

Вот, к примеру, традиционная икона до XVI века, основанная на греческой культуре. Здесь нащупана грань духовного и плотского мира.

-3

Европейская икона – основана на реалистичном восприятии мира.

-4

Распространены и маргинальные явления, связанные с авангардом, супрематизмом и так далее, например, Мария Гретта, Марко Рупник.

Вообще мне встречалась такая мысль, что Святые Отцы предвидели следующее – если создать канон, то это непременно привело бы к кровопролитию.

Разнообразие будет существовать, так как мы живём в условиях свободного рынка, есть спрос – есть предложение, и это скорее хорошо. Монополия непременно вызывает деградацию, а конкуренция провоцирует развитие.
Но не нужно забывать, что Церковь это живой организм и пагубные для неё вещи будут отсечены.

Позволяете ли вы себе отходить от принятых правил и догм,
принятых в русской иконографии?

Я в основном работаю в рамках традиции. Самая близкая для меня стилистика – Москва XIV-XV вв., преподобный Андрей Рублев и его круг. Это самый расцвет русской традиции.

-5

Есть представление, что иконописец работает по кальке, то есть буквально повторяет образцы древних. Это не так. При каждом заказе объект диктует свои правила, под которые художник должен подстраиваться и менять композицию, рисунок, колорит и так далее. Это похоже на изучение иностранного языка, чтобы им овладеть нужно изучить алфавит, слова, временны́е конструкции и прочее. Так же и в иконописи – после изучения художественного языка ты можешь свободно говорить на нём.

Что вам ближе – икона или религиозная живопись?

Мне ближе икона, особенно – «Троица» Андрея Рублева. В то же время моя супруга работает с живописью в стиле классицизм. Ей это ближе. Глядя на нее, у меня самого появился некоторый интерес к религиозной живописи.

-6

Как вы считаете, чем они отличаются? Что должно присутствовать
на иконе, чтобы она была иконой, а не картиной?

Сложно объяснить. Икона – это «богословие в красках». А картина – это просто факт происходящего момента.

Есть ли для вас какие-то наиболее близкие религиозные сюжеты,
которые вы часто пишете?

Так как это моя профессиональная деятельность, то я не выбираю сюжеты,
а исполняю заказ. Каждый случай – индивидуальная творческая задача, поэтому мне все сюжеты нравятся.

-7

Помните ли вы свою первую икону?

Это был 2-й курс обучения в иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Традиционно первая икона – образ Иоанна Богослова.

-8

Первый частный заказ был более интересный – икона «Снятие со Креста Господа Иисуса Христа». Знакомые попросили сделать копию новгородской иконы праздничного чина XVI века из церкви Спаса на Нередице. Перед заказом я проходил практику копирования в Новгородском музее как раз этой иконы. Мне было крайне любопытно перенести живой опыт музейного копирования на новую икону.

-9