В 2018 году пять уникальных культурно-исторических объектов Республики Алтай были включены в Предварительный список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в составе единого объекта «Сокровища пазырыкской культуры». Это поистине уникальные историко-культурные памятники, имеющие общемировое значение – Пазырыкские, Туектинские и Катандинские курганы и наскальные рисунки Калбак-Таша и Елангаша.
Калбак-Таш
Это, пожалуй, один из самых известных археологических объектов Горного Алтая. Расположенный на правом берегу Чуи вблизи села Чуй-оозы (Онгудайский район) комплекс наскальных рисунков насчитывает около 3000 изображений различных эпох. Возраст самых древних из них, созданных в эпоху энеолита, насчитывает 6-8 тысяч лет.
Само название Калбак-Таш с алтайского переводится как «плоский камень». Петроглифы в комплексе Калбак-Таш можно разделить на несколько эпох:
- эпоха неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) — крупные фигуры животных, таких как олени и козлы, верблюды;
- эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.) представлена самой большой группой рисунков — мужские и женские фигуры, колесницы и телеги, запряженные вьючными быками, погонщики и воины, фантастические хищники и домашние животные. К этой эпохе относят так называемую «алтайскую химеру»;
- скифская эпоха (VIII-III вв. до н.э.) — петроглифы со сценами охоты на оленей, а также рисунки многочисленных животных — козлы, волки-собаки, кошачьи хищники, маралы;
- древнетюркская эпоха (VII-X в. до н.э.) — сцены охоты, интересны изображения диких быков и медведей. К этому же времени относятся и рунические надписи. Некоторые изображения напоминают космические корабли, людей в скафандрах, инопланетян с необычным строением тела, фантастических животных. Интересно, что многие подобные рисунки фантастических зверей были найдены по всей Центральной Азии, в Пакистане, Монголии.
Памятник Калбак-Таш впервые был открыт в 1912 году художниками Д.И. Кузнецовым и Г.И. Гуркиным, сделавшими первые зарисовки петроглифов и положивших таким образом начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Однако, серьезное изучение наскальных рисунков было начато в 80-х годах XX века. На сегодня КалбакТаш – один из самых знаменитых и посещаемых археологических памятников Горного Алтая.
Елангаш
Это урочище расположено в Кош-Агачском районе. Здесь вдоль реки Елангаш на протяжении 18 км сосредоточено более 30 000 петроглифов различных эпох. С чем связано такое большое скопление наскальных рисунков – исследователи точно не знают. По одной версии, это место было древним святилищем, по другой – стоянкой на караванном пути.
Наиболее типичными сюжетами для изображений стали сцены охоты и животные - объекты охоты. Козел, баран, лось, олень, бык, як, конь, верблюд, снежный барс и другие дикие и домашние животные, а также всадники, лучники, завьюченные животные и воины. Особенно стоит отметить изображения колесниц в специфичной для Северной Евразии «распластанной» проекции.
Среди рисунков Елангаша было найдено изображение человека, который в вытянутой над головой руке держит рога оленя. Между рогами располагается круглое пятно. Интерпретация этого образа человека с рогами оленя весьма трудна, но, очевидно, она восходит к дошаманскому пласту верований населения Чуйской степи.
Имеются здесь и образцы современной живописи – автографы, изображения оружия и даже В.И. Ленина. Первооткрывателем комплекса петроглифов в 1881 году стал направленный на строительство Чуйского тракта инженер Михаил Антонович Брещинский.
Туекта
Огромный курганный могильник располагается слева от Чуйского тракта на северо-восточной окраине села Туекта (Онгудайский район). Сакральный комплекс включает 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок. В непосредственной близости от села и в самом селе находится более 30 курганов и 6 каменных столбов, врытых в землю. Также вблизи села обнаружены 29 каменных столбов, каждый по 80 сантиметров длиной, и один поваленный трехметровый столб.
Погребения относятся к разным историческим эпохам. Однако наиболее величественно выглядят цепочки огромных курганных насыпей. Эти скифские курганы датируются VI-II веками до н. э. и относятся к пазырыкской культуре раннего железного века.
Могильник исследовался многими учеными, в том числе Саяно-Алтайской экспедицией 1935 года под руководством С.В. Киселева и Л.А. Евтюховой. В 1954 году ученые экспедиции Института материальной культуры Академии наук СССР под руководством профессора С.И. Руденко обследовали здесь несколько курганов.
Исследованные могильные курганы по своему богатству, вероятнее всего, являются захоронениями вождей племени, скифской знати, жившей здесь более 2,5 тысяч лет назад. Под каменными курганными насыпями располагались срубы, в которых находились колоды-саркофаги, богато украшенные резьбой или аппликациями из бересты. Из предметов инвентаря найдены хорошо сохранившиеся в мерзлоте деревянная лопата, лестница, щиты, детали сбруи, кожаные изделия - седла, украшения, а также бронзовые и золотые пластинки, керамика и т.д. Эти находки свидетельствуют о высокой культуре народов древнего Алтая и дают возможность судить о тесной связи древних алтайских кочевников с народами Китая, Средней Азии и Причерноморья.
Размер крепиды самого большого кургана Туекта-1 составляет 66 метров. Внутри этого «царского» кургана находился деревянный саркофаг с бальзамированным телом мужчины, на котором сохранились остатки шелковых одежд. Радиоуглеродный метод позволил определить абсолютную дату сооружения кургана - осень 585 года до н.э. Находки из Туектинских курганов хранятся в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина, Эрмитаже и Государственном историческом музее.
Пазырык
Уникальное место, давшее название всемирно известной культуре - урочище Пазырык. Находится в Улаганском районе вблизи с. Балыктыюль, в границах природного парка «Ак Чолушпа». В урочище Пазырык находятся пять больших, диаметром до 47 м и высотой свыше 3 м, царских курганов.
Исследование памятника началось в 1929 году, когда под руководством М.П. Грязнова был раскопан первый "царский" курган. Благодаря наличию мерзлотного слоя в глубине хорошо сохранилось множество предметов из кожи, войлока, дерева. В 1947 году работы продолжил С.И. Руденко, изучив 4 "царских" кургана. В 1949 году он исследовал Пятый Пазырыкский курган, в котором были обнаружены мумифицированные тела.
Сам курган на момент раскопок представлял собой каменную насыпь высотой 3,75 м и диаметром 42 м. На дне могилы глубиной 4 м находилась погребальная камера состоящая изжвух установленных один внутри другого срубов. Во внутреннем срубе была обнаружена колода с мумифицированными телами мужчины и женщины.
Курган был разграблен в древности, нетронутым осталось только захоронение девяти лошадей. Богатая сбруя одного из них была украшена кожаной маской с рогами оленя, а также чепраком (подкладкой под седло), отделанным китайским шелком. Вместе с конями были уложены лестницы, детали волокуш для транспортировки колоды, колеса, дышло и оси разобранной деревянной повозки, войлочные фигурки лебедей, большой войлочный ковер и др. Эти детали указывают на высокий социальный статус погребенных, а также на обширные контакты скифского населения Алтая той эпохи с цивилизациями Центральной Азии и Востока.
В Эрмитаже выставлена мумия вождя из этого кургана (по понятным соображениям мы не публикуем ее фотографию; кому интересно - вот лишний повод сходить в один из крупнейших музеев страны). Это мужчина возрастом около 55 лет. Рентгеновское обследование выявило у него болезни опорно-двигательного аппарата, из-за которых в последние годы жизни его мобильность была ограничена.
Голова умершего, за исключением затылка, обрита, череп трепанирован, мозг извлечен. Через множественные разрезы, не затронув ни одного сустава, удалены внутренние органы и мышцы. Образовавшиеся полости заполнены рубленными стеблями растений и конским волосом. Разрезы зашиты нитками.
Тело покрыто татуировками: изображения есть на плечах, спине, руках и ногах. Самая большая татуировка - на левом плече. Здесь изображен хищник из кошачьих. Крупная голова зверя повернутая в профиль, занимает все плечо спереди, а задняя часть туловища, лапы и хвост размещены на спине.
И хотя о верованиях и мировоззрении жителей Алтая того времени практически ничего не известно, ученые предполагают, что нанесение татуировки было сакральным действием, оказывающим преображающее воздействие на человека. А вера в загробную жизнь была связана с необходимостью сохранения тела успошего.
Помимо больших "царских" курганов, в урочище есть порядка 200 других археологических объектов – мелкие могильники, оградки, поминальные выкладки и др.
В настоящее время ученые Горно-Алтайского университета и Государственного Эрмитажа приступили к реконструкции курганов. Предполагается, что в урочище Пазырык появится уникальный музей под открытым небом. Алтайские мастера создадут реконструкции пазырыкских костюмов и точные копии предметов, найденных во время раскопок.
Катандинские курганы
Расположенный в Усть-Коксинском районе Большой Катандинский курган - один из первых, открывших для исследователей тайны пазырыкской культуры. Описание раскопок тюрколога, археолога, этнографа Василия Васильевича Радлова (1837-1918) мы узнаем из его книги «Сибирские древности».
«Недалеко от деревни Катанда находится четыре весьма значительных могильника. Первый могильник, на левом берегу нижней Катанды, заключает 30- 40 могил, холмы которых состоят из наваленных больших камнейМогильные холмы все невелики и имеют от 1 до 5 сажень в диаметре (от 2 до 10 м). Второй могильник расположен в расстоянии около 2 верст (3 км) от деревни в большой равнине между верхней и нижней Катандой».
Катандинский курган привлек внимание исследователя своей грандиозностью по сравнению с расположенными на том же поле рядовыми памятниками. Диаметр его насыпи равнялся 40 м, а высота превышала 2,1 м. Под насыпью в центре кургана находилась могильная яма около 5 метров глубиной.
Радлов исследовал могильник с 21 по 29 июня 1865 года. После осмотра кургана было ясно, что он ограблен бугровщиками (выражаясь современным языком, «черными археологами»). Между камнями могильного холма были найдены кости лошади и несколько поломанных человеческих костей. Кроме этого, были найдены железные удила, стрелы, железные и медные ножи, железная сабля, множество стеклянных бус. Все эти предметы были разбросаны хаотично, следовательно, были выброшены из могильной ямы прежними вскрывателями могилы.
Могильный холм был срыт в три дня. Затем начались трудности:
«Дно оказалось совершенно замерзшим, и со всех сторон сочилась в яму вода. Выкачать из ямы воду и пробить мерзлую землю ломами оказалось делом настолько трудным, что в продолжении целого дня нам удалось проникнуть глубже в грунт лишь на ½ аршина (35 см), поэтому я приказал части рабочих добыть сухих дров, разложить их на дне могильной ямы, зажечь и затем удалить растаявший верхний слой земли. Потом яму опять нагревали и т.д. Работа эта продвигалась, конечно, очень медленно, потому что в яме то и дело попадались громадные обломки скал. Тем не менее, оказалось возможным извлечь содержимое ямы, не попортив его при вынутии».
На дне стояла рубленная из бревен погребальная камера с двойными стенками и двойным потолком. Сверху на потолке имелось перекрытие из нескольких слоев полотнищ бересты, а также слоя из веток кустарника курильского чая. На деревянном полу камеры стояло два вытесанных из цельного дерева погребальных ложа. На них покоились два человеческих костяка: мужской и женский. Скелеты оказались совершенно истлевшими и от прикосновения распадались в пыль.
Самым интересным в Катандинском кургане было то, что над камерой из поперечных балок-переводин были обнаружены два свертка одежды. Одежда является очень важным материалом для реконструкции этнографического облика представителей тех или иных древних племен. В то же время, из-за хрупкости материала, в археологических памятниках она практически не встречается. А Катандинский курган оказался настоящим подарком для исследователей: в промерзшей насквозь камере прекрасно сохранились два свертка одежды! Один комплект был похож на фрак с длинными опускающимися сзади фалдами. Изготовлен он из собольего меха и покрыт сверху шелковой тканью.
Вторая одежда представляла собой шубу-халат, сшитую из меха горностая. Стан шубы и рукава были набраны из меха, окрашенного в зеленый, желтый и коричневый цвета. Получался как бы чешуйчатый узор, причем чешуйки разграничены нашивкой золотых бляшек. Халат отделан полосами кожи с нашитыми на них деревянными пуговицами, нарезанными квадратиками и свитым из узких полос кожи шнуром. Деревянные пуговицы, так же как и квадратики из кожи, были когда-то покрыты листовым золотом. Халат имеет открытый ворот, запахивающиеся полы (без застежек) и длинные, чрезвычайно узкие рукава, вероятно декоративного значения, так как трудно представить, чтобы в такие рукава можно было продеть руки. Такой халат носили, накидывая на плечи, поверх. Также здесь была найдена деревянная бляха, на которой вырезана сцена борьбы двух животных – медведя и мифического животного, туловище которого напоминало тигра, ноги заканчивались копытами травоядного животного, птичья голова увенчана оленьими рогами, которые в свою очередь, оканчиваются грифоньими головками. Это изображение говорит об иррациональном мировоззрении древних людей. Они верили в загробную жизнь, поэтому покойника снабжали всем необходимым: его одевали в лучшие одежды, клали с ним пищу, оружие, лошадей.
Все находки из кургана после реставрации хранятся в Москве в Государственном историческом музее.
Применявшаяся в прошлом веке методика раскопок древних памятников была несовершенной. Исследователь выходил на центр кургана и раскрывал его колодцем, стараясь выйти на могильную яму. При этом многое выпадало из поля зрения. Поэтому в XX веке ученые-археологи продолжили исследовать Большой Катандинский курган.
В 1925 году работы Катандинского отряда Горно-Алтайской экспедиции под руководством С.И. Руденко, имели основной целью дообследование Большого Катандинского кургана. На могильнике «Катанда II» С.И. Руденко вскрыл четыре малых кургана периода раннего железа. Множество находок из этой экспедиции хранятся теперь в Государственном музее этнографии в Москве. Однако, экспедиция так и не дала ответа на вопрос - существует ли конское захоронение в Большом Катандинском могильнике, столь присущее «царским» захоронениям пазырыкской культуры? Еще в 1895 году В.В. Радлов писал:
«У народов железного периода большую роль играли орудие труда и оружие из железа, хотя они были знакомы также с медью, золотом и серебром. Для художественных изделий этой эпохи характерны изображения фантастических животных, «чудовищ», употребление растительного орнамента. Керамические сосуды хорошо обжигались и отличались тщательной отделкой. Погребение умерших сопровождались захоронением коня со сбруей. В эту эпоху жили воинственные кочевые скотоводы, которые владели и постоянными зимними поселениями, где располагались земледельческие участки».
В 1954 году новую экспедицию для раскопок второго Катандинского могильника возглавляет А.А. Гаврилова. При раскопках Гавриловой были обнаружены углубления в северной и западной полах кургана и всхолмление в его западной части. На дне могилы не было ни скелетов, ни столиков (они разложились). От погребенных на дне камеры остались два зуба, от украшений – одна деревянная «пуговица», две белые цилиндрические бусины, небольшое количество листового золота, в том числе квадратики, фигурные листочки, листочек в виде гребешка и оттиски шнуров разной ширины, а также незначительные остатки квадратных и фигурных украшений из листового золота на медной подкладке.
Чрезвычайно важным результатом раскопок Катандинского кургана было выявление конского захоронения. Стало очевидным, что Большой Катандинский курган является таким же типичным памятником, как и другие погребения вождей древнего Алтая. Здесь те же характерные особенности: перекрытие могилы земляной и каменной насыпью, наличие погребальной камеры с двойными стенками и двойным потолком, с бревенчатым накатом над камерой, покоившимся на балках и на столбах, конское захоронение. Конское захоронение занимало все узкое пространство между северной стенкой камеры и северной стенкой могильной ямы, от основания до верхушки столбов. Здесь лежали в три слоя костяки 22 коней. Они были убиты ударами по черепу и без всякого порядка сброшены вниз (для сравнения: в захоронении знаменитой Укокской принцессы было найдено всего 8 костяков лошадей). Это самое большое захоронение лошадей в Горном Алтае.
Раскопки II Катандинского могильника имеют действительно всемирную значимость. Неслучайно исследования проводились на протяжении двух веков. Это были самые ранние раскопки Радлова, относящие находки к пазырыкской культуре. Пышность и богатство захоронения говорят о том, что в курган захоронены знатные люди.
Подробнее о номинации можно узнать на сайте Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО (ссылка). Напомним, что объекты внесены в Предварительный список. Впереди еще подготовка полноформатной номинации, и только послее ее утверждения они получат статус объектов Всемирного культурного наследия и попадут под действие соответствующей Конвенции.
Использованы материалы сайтов http:// welcometoaltai.ru/attractions/petroglif_kalbak_tash/, http://www.vtourisme.com/altaj/geografiya-i-klimat/ reki/1541-elangash#center=50.98671775239817,86. 33356886875994&zoom=7, http://dostoyanieplaneti. ru/4056-mogilnik-tuekta
Татьяна ЯШИНА;
раздел о Катандинском кургане подготовлен Людмилой СИНКИНОЙ