Но для начала - как они повлияли на российское гражданское судоходство на Чёрном море. Можно сказать, что практически никак. Однако есть нюансы.
5 августа 2023 года: российский танкер «Сиг» повреждён украинским морским беспилотником (USV) к югу от Керченского моста. Удар пришёлся в машинное отделение с понятными последствиями. Судно осталось на плаву, пострадавших нет.
18 августа: Атака украинских USV на российский транспорт вооружения "Спарта-IV" в сопровождении фрегата " Пытливый " и сторожевого корабля " Василий Быков" в восточной части Черного моря. «Спарта-IV» возвращалась из Тартуса в Сирии. Атака была отбита
То, что её охраняли сразу два военных корабля, говорит, что она везла явно не апельсины. Есть сведения, что часть вооружений вывозится из Сирии для усиления войск, задействованных в СВО.
13-14 сентября: Украинские USV атаковали российский танкер «Язь» и транспорт «Урса Майор» (Большая медведица) в Черном море, опять же на пути из Сирии. В Минобороны России сообщили, что уничтожено 11 УСВ: 3 — сторожевым кораблем « Василий Быков» , 3 — морской авиацией (вероятно, вертолётами) и 5 — сторожевым кораблем « Сергей Котов» .
О танкерах ничего сказать не могу, но указанные транспорты принадлежат ООО "Оборонлогистика", а это как бы намекает, что они могут перевозить.
Имеет ли Украина возможность с помощью своих УСВ существенно осложнить торговое судоходство России в Чёрном море? На фоне того, что происходит с нашими военными кораблями, - вполне. И тут интересное сообщение нашего сухогруза "Элла" - новейшее судно, построенное в Турции
4 марта с судна передали, что заметили 4 морских дрона в 14:15 по местному времени. Судно находилось в 100 милях к югу от Севастополя и примерно на полпути между Керченским проливом и проливом Босфор в Турции, следуя из России в Италию .
Экипаж «Эллы» сообщил, что морские дроны приблизились на расстояние около 1 км и некоторое время следили за продвижением судна. Но не тронули. Вполне возможно, что это часть группы, чуть позже потопившей "Сергея Котова". Тут два момента - несмотря на сообщение, никто не почесался, чтобы обезопасить "Котова", а второй, что лёгкую добычу беспрепятственно пропустили. Учитывая, что судоходству в украинские порты практически никаких препятствий со стороны нашего флота и авиации нет, можно предположить, что обе стороны считают - война войной, а бизнес бизнесом. Не топи, да не топим будешь.
Однако военные перевозки - другое дело. Транспортное судно «Спарта-IV» и танкер «Язь» в последних числах февраля очередной раз следовали из российской базы Тартус в Сирии в сторону Черного моря. Но уже на подходе к Босфору развернулись и направились вокруг Европы на Балтику. Чем признано, что гарантированно защитить их не представляется возможным. Увы.
Ну, а теперь, что пишет об украинских УСВ турецкий контр-адмирал Хасан Озюрт, на фото справа в период исполнения обязанностей начальника штаба 2-й группы военно-морских сил НАТО
"...БПЛА-камикадзе представляют асимметричную угрозу для кораблей-целей из-за своих малых размеров, формы корпуса и преимуществ в радиолокационных и оптических системах даже в нормальных условиях моря, воздуха и видимости. Успешное использование Украиной этой асимметрии видно из результатов.
Ситуация в атаке на "Ивановец" отличается от "Цезаря Куникова" , который не мог проявить заметных усилий по обороне. (Позже в сети появился ролик, где команда пытается отбиться с помощью ручного пулемёта). "Ивановец" , будучи бойцом, обладающим как защитным вооружением, так и высокой скоростью и маневренностью, предпринимал различные оборонительные действия. Наблюдения показывают, что «Ивановец» пытался увеличить скорость, выполнял маневры уклонения и вёл бой с беспилотниками-камикадзе из скорострельных артустановок АК-630. Несмотря на эти усилия, «Ивановец» не смог помешать USV добраться до него, что привело к потере огневой мощи и, в конечном итоге, к затоплению.
Как военно-морскому офицеру мне неприятно видеть, как "Ивановец" прилагает все усилия, чтобы защитить себя, но не может предотвратить трагический конец. Команда, казалось, боролась до последнего момента, но преодолеть технологическую асимметрию не смогла.
Видео, опубликованные украинской стороной, хотя и отредактированные, вероятно, в пропагандистских и/или разведывательных целях, позволяют провести некоторый анализ атак. Очевидно, что Украина использовала 6-10 катеров в атаках. Некоторые USV, возможно, резервный атакующий блок, оставались на заднем плане на расстоянии 2000–3000 ярдов, ожидая результатов первоначально атакующей группы. USV применили аналогичную схему атаки как в случае с «Ивановцем» , так и с «Цезарем Куниковым» .
Они не выполняли такие маневры, как «Одновременное наступление на цель» (STOT), предполагающее применение тактики «роя» с подходами с разных секторов и последовательными атаками. Основной целью атаки является достижение первого удара по кораблю-цели. После этого удара корабль замедлится, а его обороноспособность уменьшится, что позволит последующим атакам сделать его совершенно неэффективным. Боеголовка USV (вероятно, более 200 кг) достаточно смертоносна для этой цели. При последнем заходе на цель (конечный маневр) USV разгоняются до высокой скорости и выполняют зигзагообразные маневры под углом +/- 30–45 градусов, стремясь свести к минимуму вероятность быть замеченными, захваченными и пораженными оборонительным огнем
"Ивановец" вступил в бой с USV с помощью артустановок АК-630 , отличающимися высокой скорострельностью. На изображениях инфракрасной камеры видны светящиеся стволы оружия и стрельба по USV . Комплекс АК-630, предназначенный в первую очередь для защиты от управляемых ракет, может использоваться как с радиолокационной наводкой, так и с оптической, управляемой оператором. Система имеет эффективную дальность действия по надводным целям 5000 метров..."
На надстройке в корме видны две артустановки АК-630, стрелка показывает колонку ручного управления огнём. Так это происходит:
Но кроме того, на снимках я заметил ещё кое-что, Вот два моряка в касках
И похоже, они у дополнительно установленных пулемётов
"...«Ивановец» обнаружил USV, но это обнаружение произошло на относительно небольшом расстоянии, вероятно, с помощью радара или по звуку двигателей БПЛА. Близость обнаружения в сочетании с высокой скоростью беспилотников не оставляла достаточно времени для защитной реакции. Кроме того, выстрелы защиты, вероятно, производил оператор оптической наводки АК-630. Это подразумевает, что не было автоматического радиолокационного или электрооптического наведения, а оператор управлял стрельбой вручную. Даже в случае индивидуальных атак USV на корабль эта защита, оказавшаяся безуспешной, тем более не будет эффективной против одновременно приближающихся USV.
Одним из примечательных аспектов недавних атак USV является их способность нацеливаться на определенные участки корабля. Эта возможность, отсутствующая в другом оружии (за исключением некоторых наиболее совершенных противокорабельных ракет), позволяет поражать критически важные участки корабля (руль направления, машинное отделение, люки, ранее сделанные пробоины в бортах). После такого удара, даже если судно не затонет, оно может оказаться выведенным из строя и неработоспособным в течение длительного периода.
Меры, которые могут применяться для защиты от них, будут в первую очередь опираться на поддержание высокой степени готовности и обеспечение раннего предупреждения. Решающее значение имеет поддержание высокой готовности техники (для маневров уклонения на полной скорости), водонепроницаемости отсеков и вооружения (для возможности контратаки). Однако обеспечить раннее предупреждение при существующих сенсорных системах непросто. Размеры USV и их ИК-сигнатуры не позволяют их обнаружить на расстояниях, достаточных для раннего предупреждения. Пассивное прослушивание гидролокатора может в некоторых случаях позволить обнаружить подводный шум, создаваемый двигательными установками USV, но они могут отреагировать, приближаясь на низкой скорости на определенное расстояние.
При нынешних сенсорных технологиях на кораблях обнаружение USV на достаточных расстояниях является сложной задачей. Радиолокационное, электрооптическое и оптическое наблюдение должно осуществляться непрерывно. Для усиления раннего предупреждения о USV, воздушная разведка оказывается одной из наиболее эффективных мер. Таким образом, деятельность USV может быть обнаружена заранее, что позволяет принять необходимые меры предосторожности.
Наиболее важным аспектом защиты является тренировка. Слаженность и эффективность защитных реакций, а также способность поддерживать боеспособность корабля зависят от хорошо обученного и подготовленного личного состава. Было бы целесообразно проводить реалистичные тренировки с использованием аналогичных лодок (предпочтительно USV) для проведения реалистичных учений..."
Ну, если всё это понимает турецкий адмирал, то вполне возможно, что наконец поймёт и наше командование, особенно после того, как за два года СВО были сняты с должности два командующих Черноморским флотом, а на-днях и главком ВМФ...
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: