Фанаты исторических детективов, не проходите мимо. Подросла замена Эрасту Фандорину, о котором читано-перечитано на -цать раз. На днях открыла для себя Юлию Яковлеву, и вам сие знакомство от всей души намерена рекомендовать.
Я начала читать Юлию с серии о ротмистре Мурине, сама же писательница работает в разных сеттингах и жанрах.
На дворе начало XIX века, 1812 год. Дворянин Матвей Мурин только что вернулся с войны. Он находит Санкт-Петербург по-прежнему праздным: в салонах курят и жарко спорят о войне, новый бальный этикет подразумевает лишь отсутствие кадрили и запрет на французскую речь. В остальном Мурин, которому в сражении контузило ногу, много и удивленно всматривается в привычный пейзаж, не умея вписаться и приладить к нему увиденное на войне. Его никто не в силах понять, ни достигший небывалых карьерных высот брат, ни любимая женщина. Между сем земля вертится, люди друг друга обкрадывают, обманывают, убивают. Преступления Мурину попадаются, как монетки на улице, случайно. И раскрывает он их просто. Руководствуясь чувством долга, элементарной наблюдательностью и какой-то личной тоской.
Оговорюсь сразу. Сложносочиненных замыслов в книгах Яковлевой нет. Здесь сначала исторический, затем сентиментальный и потом детектив.
Первая книга цикла
только-только встречает покалеченного Мурина с фронта. На балу он знакомится с похожим судьбою солдатом Прошиным, которого обвиняют в убийстве, совершенном при странных обстоятельстах. Оказался бы в похожей ситуации дворянин, Мурин и бровью не повел бы, но здесь другое. Ротмистр прикипает душою к малознакомому солдату и прикладывает все усилия, чтобы вытащить его из Петропавловской крепости.
Сюжет в конце сделает лёгкое пике по кромке традиционных нынче ценностей, однако, роман писался даааавным-давно.
Вторая книга цикла
привезет Мурина в деревню, которая окажется сожженной. Потихоньку обвыкаясь в провинции, ротмистр замечает, что стал женихом на выданье. Однако, матримониальный статус его заботит мало - при загадочных обстоятельствах умирает соседская помещица. Негодуя на то, что после войны до такой «мелочи», как смерть старушки, никому нет дела, Мурин берет расследование преступления в свои руки. Как мы помним, чувство обостренной справедливости расцветает у нашего героя, едва только речь заходит о последствиях войны.
Третья книга
отнесет нас и Мурина немного назад, в конец 1812 года, в только-только освобожденную полыхающую Москву. Патрулируя улицы, ротмистр вместе с сослуживцем становится свидетелем взрыва и гибели молодой незнакомки. Конечно, молодого человека тут же начнут грызть вина, сомнения и чувство долга - двигатель талантов новоявленного детектива. И снова все закончится хорошо, я правда не успела в этом убедиться.
Любовная линия, к слову, тоже присутствует.
Написано ОЧЕНЬ хорошо, и, насколько я, как человек много работающий с историческим полотном, могу судить, ОЧЕНЬ достоверно. Шикарные диалоги. Просто прелесть что такое в плане реконструкции. Легкий, питкий, эмоциональный текст. Мечтаю так писать, право слово.
Отдельное спасибо за мат, такой, какой он должен быть в книгах, если уж никак. Россия после 1812 года, лихачи на козлах под дождем крючатся, швейцары в застиранных ливреях двери перед вами открывают. Никак без мата, об этом писательница в предисловии предупреждает. От того, атмосфера начала 19 века вам обеспечена, особенно, если возьмете аудио.
У Яковлевой есть и другие эпохи. Однако, я пока не переслушаю Мурина не успокоюсь.
А здесь рецензия еще на одну необычную на серию исторических детективов