Найти тему
Книжный ларец

Уроки литературы в советской школе: воспоминания из детства

В школу я пошла в шесть лет, семь исполнилось в октябре. Это была ближайшая школа. Сказать, что обычная?🤔 Ну, не совсем так. Она носила N 100 (мне это почему-то нравилось) и была на хорошем счету в районе.

После переезда в новую квартиру встал вопрос о переводе меня в соседнюю школу N 31. Теперь к ней мы относились по микроучастку.

Родители особенно не торопились, решили, что переведут меня после окончания третьего класса. Там как раз и брат собирался идти в "экспериментальный нулевой класс". Было бы удобно, чтобы дети учились в одной школе. Опять же, старшая всегда может присмотреть за младшим.

Был у этого решения и ещё один плюс. В основном для меня. Думаю, что родители о нем даже не подозревали.

Началка тогда была три года. Четвертый класс - это уже среднее звено. У класса новый классный руководитель, который теперь будет сопровождать детей до окончания школы, появляются учителя-предметники.

Когда новичок появляется в более старших классах, то он новичок не только для одноклассников, но и для учителей. Каждый предметник должен понять, с каким уровнем подготовки пришёл учащийся. А как это выяснить? Да, можно посмотреть табель с оценками в личном деле... Но есть одно "но"... Зачастую он не информативен. "4" в одной школе может сильно отличаться от "4" в другой. Остаётся старый проверенный способ - опрос.

И вот ребенок, придя в новый класс, новый коллектив, итак испытывая стресс, должен отвечать на вопросы по каждому предмету. Этакий мини экзамен на каждом уроке. Мало приятного. И так какое-то время, пока учителя не составят о тебе определенное мнение.

Мне повезло. Я пришла вовремя. Для учителей незнакомых ещё с этим классом мы все были новичками, поэтому не было акцента на мне одной, знакомились со всеми на равных. Адаптация в новом коллективе прошла очень быстро. Добрая половина класса состояла из детей нашего двора. А там я уже была своя.

Учитель литературы

Учителя литературы звали Лидия Александровна. Это была высокая плотная женщина в очках, примерно лет сорока. Хотя сейчас есть подозрение, что на тот момент она могла быть и моложе. Дети не очень хорошо разбираются в возрасте взрослых.

Наши учителя.
Наши учителя.

От знакомых из старших классов мы знали, что Лидушка очень строгая. У нее не забалуешь. На первых же уроках русского и литературы мы поняли, что старшеклассники нас не обманули.

Уроки литературы

Требования учителя были стандартные: ученик должен быть готов к уроку, домашнее задание должно быть выполнено, дисциплина должна быть идеальной.

Уроки, казалось бы, были самые обычные. Ведь все советские школы шли по одной программе, и учителей обучали примерно в одном и том же стиле. И надо признаться, что я искренне считала, что у всех советских детей они проходили одинаково. Как оказалось, это было не так.

Нормы чтения

Самое первое требование, которое нам было предъявлено - это чтение не менее 50 страниц в день произведений, заданных на внеклассное чтение (кто помнит, урок внеклассного чтения проходил один раз в неделю). 50 страниц в день - это обязательная ежедневная норма для учащихся четвертого класса. Дальше - больше. В каждом последующем классе норма увеличивалась на 50 страниц.

Каждый день выборочно проверялось, прочитал ли ребенок свою норму. Проверки закончились где-то классе в восьмом. Дальше нас в этом плане не контролировали. Да и необходимости не было. Изучаемые произведения были такой длинны, что читать с большой скоростью было необходимо, иначе ты был бы не в теме.

Рисунки к произведениям

Первые года два одно из самых часто встречающихся заданий на дом было "нарисовать рисунок" к сказке, басне, стихотворению.

Для меня это было очень трудное задание. Я могла представить картинку-иллюстрацию, но воплотить!😱 Бедааа! Рисовать - это не мое. Вот если бы начертить...🤔😉 Но начертить не предлагалось.

И вот, когда уже все уроки сделаны, остаётся только литература, ты берешь тетрадку, поворачиваешь ее и пытаешься рисовать не то, что ты себе представил, а то, что худо-бедно можешь воспроизвести. При этом надо ещё не обращать внимание на то, что лист разлинован. А это мешает. Очень.

Так тяжело рисовать, когда рождён чертить😉.
Так тяжело рисовать, когда рождён чертить😉.

Хотелось бы написать, что со временем я привыкла и стала выполнять такие задания на раз-два, но это не так. Я тихо радовалась тому, что в старших классах мы этим уже не страдали.

Чтение по ролям

Это был просто праздник какой-то! Самое любимое занятие на уроках литературы на протяжении всего обучения. И не только у меня, но и у всего класса.

Когда Лидушка говорила: "А теперь читаем по ролям," - по классу прокатывался гул восхищения. Тут же появлялся (как любили говорить учителя того времени) "лес рук", а особенно нетерпеливые ещё и верещали: "Можно я?! Можно я?!" Тут уже учитель не строжилась. Обиженным никто не оставался, распределялись роли, и мы читали.

Надо было не просто бегло читать (с этим проблем в классе не было, ведь работа с нормами чтения не прошла даром), надо было правильно передавать интонацию, следить за темпом речи, повышением и понижением громкости... то есть ИГРАТЬ. И мы играли!

Чем старше мы становились, тем было интереснее. Прекрасно видя какие взаимоотношения в классе, Лидия Александровна старалась соответственно распределять роли.

Часто влюбленных играли именно те мальчик и девочка, которые друг другу симпатизировали, а старухой-процентщицей вполне мог быть мальчик, который сегодня был не в духе и сидел бухтел весь урок до этого.

Сами понимаете, что с учётом выбора личности актеров, текст мог приобретать и второй, весьма веселый, смысл.

Класса до седьмого, пока мы не стали полноценными подростками, чтение по ролям могло заменяться сценками. Тогда мы делились на группы и готовили представление. Это мог быть отрывок из "Тимура и его команды" А. П. Гайдара или басня И. А. Крылова "Волк и ягненок".

Нам ставили оценки за выученный текст и художественное мастерство. И я не помню случая, когда кто-то решил схалявить и не выучить. Ведь это весело!

Сочинения

О-о-о! Сочинения! Как же я их не любила!

Сочинения были трёх видов:

  1. Сочинение по произведению. Тут все понятно: есть изучаемое произведение, есть тема или несколько тем на выбор, а дальше вперёд! Пишем!
  2. Сочинение "Как я провел лето". Стандартное, обычно в начале учебного года.
  3. Сочинение по картине (это больше на уроках русского языка). Есть картина, описываем что на ней, свое отношение, задумки автора, бла-бла-бла...

Терпеть не могла всё из вышеперечисленного.

В отличие от нынешних детей, нас честно учили писать сочинения. Они были по несколько раз в четверти. После каждого крупного произведения точно, а то и во время изучения несколько штук писали. Но с сочинениями отношения у меня были сложные.

Каждый раз, когда Лидушка объявляла оценки, она открывала тетради и находила несколько слов для каждого. На моей звучала фраза: "Балахонова, ты сочинение пишешь как теорему доказываешь...". Вздыхала и брала в руки следующую тетрадку.

Ну, что сделаешь, у ребенка математический склад ума.🤦🤷

Я старалась, что-то получалось, что-то нет. К одиннадцатому классу мои сочинения стали вполне себе читаемы, и свою четверку за содержание я уже зарабатывала стабильно, местами проскакивали и пятерки. Но это было редко.

Стихи

Ни для кого не секрет, что стихи - это отличный способ заработать побольше приличных оценок по литературе и прикрыть ими не самые лучшие, заработанные ранее.

Стихов мы учили много. Глядя на своего ребенка, я могу сказать, что по сравнению с ними, не просто много, а прямо огромное количество. Одно "Бородино" чего стоило, а монолог Евгения Онегина или письмо Татьяны!

Стихи я любила с детства. Память отличная. Грех не пользоваться. Пользовалась не я одна.

Если помните, то каждый год в школе проводился конкурс чтецов. Там как положено: выбиралась пара-тройка детей из каждого класса, которые читают стихи поприличнее. Дальше идёт конкурс на параллели, затем среди разных возрастов на всю школу, а дальше выходят на район и т. д.

Вот так, каждый год, я и ещё один мальчик из класса шли на конкурс чтецов. Дальше общешкольного тура мы с Сашкой не проходили.

Два чтеца без амбиций.
Два чтеца без амбиций.

Нас это абсолютно не расстраивало. Ни он, ни я не были амбициозными, чувства соперничества нет ни у него, ни у меня. А вот чувство локтя развито прекрасно. Поэтому моральную поддержку друг другу мы обеспечивали.

Нас этот конкурс больше тяготил, чем доставлял удовольствия. Но, мы же советские дети, помним, что "есть такое слово НАДО". Опять же, за участие в таких мероприятиях обязательно появлялась "лишняя" пятерка.

Вернёмся к урокам. Пока мы были относительно маленькими, и стихи задавались не очень большого размера, то большую часть класса Лидия Александровна успевала опросить на уроке. Остальные должны были "отчитаться" на перемене или после уроков в течение дня. Иначе, в журнал шла неприличная оценка. Да, её можно было исправить позже, но ты получал уже на балл ниже. Мало кому нужен был такой экстрим.

Когда мы стали старше, а стихи больше, то схема изменилась. Учитель опрашивала на уроке кого успевала, затем из опрошенных назначались помощники. В восьмом, девятом классе обычно это были два человека. Этого вполне хватало. Всем оставшимся детям не нужно было идти к учителю, они сдавали стихи одному из помощников и зарабатывали свои оценки. Лидия Александровна могла перепроверить любую из поставленных оценок во избежание появления "незаслуженных".

В десятом и одиннадцатом классе мы запросто могли получить задание: в течение двух недель выучить и сдать пять стихотворений Сергея Есенина - два из лирики, одно патриотическое, одно о природе, одно на выбор. Размер не меньше, допустим, пяти четверостиший. Помощники: ты, ты, ты и ты. Сдаете друг другу.

Мы шли и учили. И никому в голову не приходило пожаловаться на "непомерную нагрузку".

Дисциплина

С этим было строго с самого начала. В четвертом и шестом классе (через пятый мы перепрыгнули) весь класс откровенно побаивался Лидию Александровну.

За нарушение дисциплины она запросто могла назвать тебя "Чудо-Юдо" и отправить стоять в угол возле доски. Позорно, блин... Это продолжалось пару лет, где-то до седьмого класса.

Если после прихода на место, жизнь тебя ничему не научила, то очень строго и громко звучало: "Коновалов, ДНЕВНИК!" (Ну, или Волков, Щетинин... выбирайте на свой вкус). И вот там уже могла появиться оценочка за поведение, с обязательным указанием того, что натворил. Это работало класса до восьмого.

Помню как в девятом классе, кто-то своей болтовней рассердил Лидушку, и она по привычке выдала своё "ДНЕВНИК!" Но мы то уже не маленькие, нам совсем не страшно... И тут весь класс захохотал! Она, поняв, что сказала, сама залилась смехом. А, смеялась наша Лидушка очень заразно. Нам становилось смешно от того как смеётся она. Прохохотавшись, естественно, никакой дневник на стол учителю не попал.

В десятом и одиннадцатом классе за болтовню, она нас выгоняла из кабинета. Через это прошли все😂.

Грустным из класса точно никто не выходил.
Грустным из класса точно никто не выходил.

Выглядело это так: "Балахонова, выйди на пять минут из класса!" Говорится все строгим голосом с нахмуренными бровями, а сама улыбку прячет. Весь класс ржёт, потому что смехом это назвать нельзя.

Ты выходишь из класса, но стоять должен в зоне видимости учителя. Дверь в кабинет открыта. Она несёт за тебя ответственности, ведь ты должен быть на уроке.

Через пять минут стучишься в кабинет, а стоишь за порогом, бодрым голосом сообщаешь:

- Лидия Александровна, пять минут уже прошли! Можно войти?!

- Можно. Иди на место, в следующий раз на десять выйдешь.

И тут класс опять ржёт!

Заключение

Так вышло, что Лидушка умерла очень рано. Рак.

Пусть это был обычный советский учитель, но мы любили её.

Я благодарна ей за мое школьное детство; за те знания, которые она в нас вкладывала; за то участие, которое она к нам проявляла; за то, что она помнила, что мы - дети.

НИЗКИЙ ПОКЛОН...

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Будем вам рады.

С любовью, Книжный ларец.