«Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: «Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово! Спасибо вам, святители Христовы, преподобные отцы, наставники наши, что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы перед нами как образ подлинного, истинного христианского жития!» [1].
Праздновать дни святых необходимо, молиться им, петь им славословия, но все напрасно, если не следовать их примеру! Следовать им, читать о них и учиться, как жить, как иметь любовь, сострадание, жертвенность, милосердие.
Игумен Тихон (Ципляковский), ученик Преосвященного Феофана Затворника, был деятельным последователем своего аввы, учился у него и сам воплощал в жизни своей великое дерзновение святителя.
Отец игумен Тихон был уроженцем Тамбовской губернии Шацкого уезда села Гремячево и происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его мирское имя было – Иаков Григорьевич и он был младшим сыном священника прихода села Гремячево Григория Ивановича Ципляковского.
В 1860 году Иаков Григорьевич закончил Тамбовскую Духовную Семинарию (до нее Шацкое Духовное училище) и служил делопроизводителем. Уже в молодых летах Иаков Григорьевич почувствовал влечение к иноческой жизни и желание не искать славы в миру.
Он принял монашеский постриг в 1864 году в Вышинской пустыни с именем Тихон, в честь прославленного в 1861 году Святителя Тихона Воронежского и Задонского: «До самой смерти в изголовьях его постели находилось живописное изображение сего Святителя; а сочинениями последнего он положительно зачитывался» [2].
И в этой святой обители Промыслом Божиим он стал учеником величайшего мыслителя, писателя и аскета Святителя Феофана Затворника, избравшего для подвигов эту уединенную обитель.
Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) еще в молодости Промыслом Божиим встретился в известным старцем Киево-Печерской Лавры иеросхимонахом Парфением (1790-1855гг.). Строгий аскет, день и нощь пребывавший в непрестанной молитве, отец Парфений оказал на будущего святителя огромное влияние.
15 февраля 1841 года с разрешения академического и высшего духовного начальства ректором Киевской Духовной академии архимандритом Иеремией (Соловьевым) был совершен чин пострижения в монашество Георгия Васильевича Говорова с именем Феофан, что значит «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника Сигрианского.
Уже, будучи монахом, отец Феофан попал на Святую Землю, где он стал трудиться в Русской Духовной миссии (1847–1854гг.).
«Согласно воспоминаниям И.А.Крутикова, будучи на Востоке, наряду с официальной деятельностью «иеромонах Феофан делал и то, к чему влекло его сердце: так, он знакомился с подвижнической жизнью на Афоне, в Египте и Лавре Саввы Освященного и сам старался подражать им, изучал писания древних аскетов, для чего рылся в библиотеках Востока, стараясь найти для себя нужные, полезные рукописи. Феофан занимался переводом по частям творений св. отцов, греческого Добротолюбия. Сверх того, Феофан в Иерусалиме же приобрел некоторые знания в еврейском и арабском языках, имея те или иные житейские отношения к евреям и арабам, составляющим значительную часть населения Иерусалима и его окрестностей. Необходимость заставила узнать французский язык, ибо это был язык всех официальных и письменных международных сношений. Феофан значительные познания приобрел здесь и опытность в деле сношения с иноверцами, на деле узнал, в чем заключается сила их пропаганды и слабость, и потому сам мог с успехом противодействовать вредным для Православия стремлениям католицизма и протестантства и другим подать надежный совет» [3].
В 1861 году Преосвященный Феофан (епископ Тамбовский и Шацкий 1859–1863гг.) принял участие в прославлении Святителя Тихона Задонского, которого сильно почитал и высоко ценил. «Мы можем сказать, что нравственно-христианские взгляды епископа Феофана в значительной степени вырастают из нравственного учения святителя Тихона, только стиль его речи другой: мы не должны забывать, что между ними лежит целое столетие, и епископ Феофан получил философское образование в духовной академии.
Если для святителя Тихона духовным источником было Священное Писание, то епископ Феофан был больше под влиянием патриотической аскетики, пережившей свое возрождение в России в первой половине XIX века. Важнейшую роль при этом сыграло русское старчество, и особенное школа Паисия» [4]. Святитель Тихон Задонский оказал большое влияние на все мировоззрение святителя Феофана Затворника.
В 1866 году Преосвященный Феофан написал прошение об уходе на покой и поселился в Вышинской пустыни в маленьком деревянном домике с церковью. О шести первых годах жизни Преосвященного на Выше свидетель-очевидец вспоминает: «Горел он, как свеча или неугасимая лампада, пред ликами Христа, Богоматери Заступницы и святых Божий… Около шести лет горение это было явное, ибо святитель ходил ко всем службам Божиим наравне с иноками и к ранней литургии; слушая службы Божии, стоял он благоговейно, тихо, не озираясь никуда, бодренно, как воин пред царем, так и он пред Христом - Царем небесным - очи свои закрывал ради собранности ума и сердца в молитве; случалось, после литургии подносивший владыке антидор стоял пред ним минуты две, и погруженный в молитву богомолец открывал очи и брал поднесенное. В великие праздники и воскресные дни наш святитель служил соборне с о. архимандритом и братией Божественную литургию. Своим благоговейным священнослужением святитель Феофан и в сослужащих с ним вселял благоговение и страх Божий. Едва ли кто из нас, иноков вышинских, когда-либо слышал во св. алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред престолом Божиим было живым поучением для всех. Бывало, среди верующего простого народа только и слышны сердечные вздохи умиления и возгласы: « Господи, помилуй» [5].
Вот такой учитель был дан Богом для отца Тихона, почитавшего Святителя Феофана всю свою жизнь. И отец Тихон не просто уважал и любил его, но стремился все всем подражать своему авве.
Искатель уединения и иноческих подвигов отец Тихон по благословению Святителя Феофана, который помогал ему своими советами, указаниями и даже деньгами во время богомолья, решил совершить большое паломничество и посетить места земной жизни и страданий Спасителя. «Паломничество традиционно на Руси называли благочестивым делом. Понимая православное благочестие как истинную и святую веру, а самое главное – исполнение требований и правил христианской жизни, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2,20), русские люди воспринимали паломничество, в отличие от западно-христианской традиции, как святое, божественное дело.
О таком понимании благочестия очень точно сказал Святитель Димитрий Ростовский: «Благочестие означает благое, то есть доброе почитание Господа. Ибо слово «благочестие» слагается из двух слов: «благое» и «честное». Благое и честное, соединенное воедино, составляют благочестие. На деле же благочестие обнаруживается в благом, истинном, нелицемерном почитании Бога. Ибо много нас, христиан, но не все мы почитаем Его «благо», чаще же чтим Его только устами, сердцем же далеко отстоим от Него; только сохраняем вид благочестия, силы же Его отрекаемся; только называемся христианами, творим же дела язычников».
В словах Святителя по сути раскрыт духовный смысл православного паломничества, как его понимали и понимают бесчисленные поколения русских богомольцев, с чистым сердцем и открытой Богу душой совершавших поклонение святым местам» [6].
Святитель Григорий Нисский очень четко определил истинные причины для паломничества в Святую Землю: «Встреча с добрыми и приятными людьми и памятники великого человеколюбия к нам Господа, которые показали мне на месте, были для меня предметом величайшей радости и веселия; потому что в том и другом открылся для меня праздник Божий; и в том, что я видел спасительные следы пребывания здесь оживотворившего нас Бога» [7]. Вообще у богомольцев было всегда особое восприятие Святой Земли: они считали палестинские святыни алтарем мира.
Паломник, сходивший пешком в Святую Землю, где Жил и Воскрес Спаситель, посетивший Константинополь, Святую Гору Афонскую, вызывал у соотечественников заслуженное уважение.
По воспоминаниям Н.Ларина, опубликованным в 1915 году: «…он познакомился с одним боголюбцем, который, собираясь поклониться святым местам Палестины, как человек состоятельный, предложил дяде сопровождать его к местам поклонения, принимая все расходы по путешествию за свой счет. Мысль побывать в местах, освященных пречистыми стопами Богочеловека, всегда была вожделенною для иеромонаха Тихона; поэтому он с величайшей радостью согласился на предложение благочестивого мирянина, имя коего я, к сожалению, не припомню. Сподобившись поклониться Живоносному Гробу Господню и прочим святыням Востока, иеромонах Тихон прибыл, наконец, к порубежному столпу Православия – на св. Афонскую Гору, где, распростившись, вероятно, с благодетелем, и решился остаться навсегда. Отсюда он пересылал в свое отечество на имя своего брата, священника прихода села Аксеновки Спасского уезда Ивана Григорьевича Ципляковского, книги, брошюры и картины издания СВ. Горы для продажи желающим. Но как ни дорог был Афон сердцу дяди моего, однако навсегда остаться здесь ему не удалось: слабость здоровья принудила его оставить место, с которым он мысленно не расставался за весь период остальной своей жизни» [8].
Отец Тихон, с открытой Богу душой и чистым сердцем совершив большое странствие по святым местам Востока, посетив святой град Иерусалим, Святую Гору Афон, - вернулся в Вышинскую обитель, впитав в себя богатейший мир великих христианских святынь.
Послушания ради с 1874 года по 1879 год иеромонах (с 1877 года – игумен) Тихон оставил Вышинскую пустынь и исправлял должности казначея и эконома в Лебедянском Свято-Троицком монастыре и Тамбовском Архиерейском доме.
В 1879 году по желанию братии Темниковского Санаксарского Рождества Богородицы монастыря игумен Тихон избран настоятелем этой обители.
Будучи настоятелем, отец Тихон более всего заботился о духовном воспитании братии. «Известный опытный в духовной жизни старец Амвросий Оптинский сказал, что «монашество есть тайна» не в телесном только труде, не в вычитывании положенного правила, не в одних только бдениях и постах заключается добросовестное служение своему монашескому званию, оно заключается, главным образом, во «внутреннем делании», которое совершенно не заметно для постороннего взора. Это «внутреннее делание» требует совершенного уединения, непрестанного внимания и усердной молитвы. Главная цель постоянной работы инока над самим собой состоит в том, чтобы очистить и восстановить в душе своей омраченный и искаженный образ Христов и достигнуть правильного духовного устроения» [9].
Как писал Преосвященный Трифон (Туркестанов): «Послушание, на коем основан путь к богообщению, имеет, в частности, весьма важное значение в деле христианского совершенства. Оно, названное отцами исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа, есть, как достоверно известно, первое в числе вводных добродетелей в добро, ибо отсекает кичение и порождает в нас смиренномудрие» [10].
Будучи настоятелем Санаксарского монастыря, отец Тихон занимался и плодотворной писательской деятельностью. «Игумен Тихон (Ципляковский), замечательный подвижник благочестия, бывший с 1879 по 1884 год настоятелем Санаксарского монастыря, взял на себя труд составить обширное жизнеописание и подготовить к печати поучения, фрагменты бесед и несколько писем преподобного Феодора Санаксарского; это чрезвычайно важное собрание было им опубликовано в Тамбовских епархиальных ведомостях за 1886 год (№ 3, 9, 16, 22 и 24), а затем вышло отдельным изданием. Игумен Тихон имел возможность учесть как составитель не только изданное о. Порфирием (монах Оптиной пустыни Порфирий Григорьев, который в 1847 году издал краткое жизнеописание преподобного Феодора), но и воспользовался преданиями летописными и устными, хранившимися в Санаксарском монастыре и в Арзамасской Алексеевской женской общине, основателем и Старцем которой был преподобный Феодор; кажется, именно игумен Тихон обладал всей полнотой сохранившегося к тому времени наследия преподобного Феодора. Увы, по понятным соображениям, он не мог издать все имевшееся в его распоряжении: преподобный Феодор, как увидит читатель, был Старец прямой и нелицеприятный, врачевство его духовное было «неласкательно», и был он «всяческой неправды немолчный обличитель», как пишет его верный ученик о. Иоанникий» [11].
С 1884 года по 1886 год игумен Тихон исполнял настоятельское послушание в Лебедянском Свято-Троицком монастыре.
Различные скорби, и тяжесть настоятельства расстроили слабое здоровье игумена Тихона, и он с 1886 года поселился в Вышинской пустыни на покое. Там игумен Тихон предался столь радостным для него аскетическим подвигам. Он практически не покидал своей кельи, выходя из нее только для посещения храма Божиего и кельи святителя Феофана.
Интересно заметить, что Святитель Феофан в своем строгом затворе никого не принимал и не удостаивал разговорами.
Исключение было сделано лишь для: «настоятеля Вышинской пустыни, архимандрита Аркадия (Честонова), духовника, игумена Тихона (Ципляковского), бывшего настоятеля Темниковского Санаксарского и Троицкого Лебедянского монастырей, подвижника и духовного писателя, с 1886 года проживавшего в Вышинской пустыни на покое, и келейника монаха Евлампия (Феодорова), и сообщается с миром только письменно» [12]. Несомненно, это говорит о высоком духовном устроении отца Тихона.
Отец игумен имел великую любовь к Святителю Феофану Затворнику, которого почитал за старца, руководителя своего в монашеской жизни. «Итак, что же если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника, если в море никто не пуститься без искусного кормчего, если за какую-либо науку или искусство никто не возьмется без знающего дело учителя, то кто дерзнет приступить к изучению дела искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное мысленное море, то есть в истинную христианскую жизнь без руководителя, без кормчего и учителя опытного и истинного?» [13].
Любовь игумена Тихона к Святителю Феофану заключала в себе те свойства истинной любви, о которых говорит святой апостол Павел в послании к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-9).
Все, что было связано с именем Феофана Затворника, было дорого и свято для игумена Тихона. После преставления Святителя Феофана игумен Тихон практически ежедневно посещал его могилу. Конечно, общение с таким величайший подвижником благочестия, каким был Святитель Феофан, не могло не повлиять на внутренний мир отца Тихона. Он сильно тяготился различными должностями и искал келейного уединения.
Будучи на покое, отец Тихон полностью посвятил себя проповедованию слова Божия и ярко раскрыл в себе врученный ему от Бога писательский талант.
Перу отца Тихона принадлежит немало историко-статистических описаний монастырей, биографических исследований, материалов по истории Церкви, описаний жизни подвижников благочестия и назидательных духовно-нравственных сочинений.
В течение своей жизни игумен Тихон вел большую духовную переписку с различными людьми, активно публиковал свои материалы на страницах «Душеполезных чтений», «Тамбовских епархиальных ведомостей», немало его сочинений было издано отдельными книгами. Известный духовный писатель Сергей Александрович Нилус писал: «Назначение и цель христианского писателя – быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно-разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем» [14].
Большую любовь имел игумен Тихон к старцу Серафиму Саровскому. Его вера в святость отца Серафима была живой и непреложной. В своей многочисленной переписке он советовал людям иметь живую веру в заступничество отца Серафима, в его предстательство пред Богом и скорое исполнение просимого. Одной своей знакомой он так пишет: «А блаженный молитвенник Батюшка Серафим поможет вашей смиренной материнской молитве своими святыми молитвами» [15].
Не раз отец Тихон в письмах называет старца Серафима «Ангел - молитвенник Саровский». Имел отец Тихон большое почитание к городу Арзамасу (он называл этот город «Русский Сион»), его святыням: «Глядеть на Арзамас и его св. храмы – радость; а бывать в храмах постоянно – радость и сладость Господня!» [16].
Отец игумен был лично знаком и ставил не раз в своих письмах в пример настоятельницу Алексеевской общины города Арзамаса матушку Евгению Ивановну Страгородскую.
В 1886 году на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» было опубликовано повествование, написанное игуменом Тихоном, о пребывании с 12 по 15 сентября 1886 года в имении князя Е.Д.Нарышкина Великого Князя Сергея Александровича, Великого Князя Павла Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны [17].
Царственные паломники дважды посетили Вышинскую пустынь, молились у святынь, посещали монастырские храмы.
Описание этого паломничества было включено в книгу «Паломничество Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Вышинскую пустынь, Святой град Иерусалим и Ярославскую губернию», изданную в 2010 году в рамках совместного большого проекта Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия».
Этот проект имеет своей целью рассказать обо всех паломничествах Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Великого Князя Сергея Александровича. На сегодняшний день в рамках проекта издано уже семь книг.
В 1889 году был издан отдельной книгой (издание Саровской пустыни) глубокий труд игумена Тихона под названием «Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг священного писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве».
В этой книге собраны изречения об умной молитве многих подвижников и старцев как древних, так и современников игумена Тихона: Серафима Саровского, Марка Саровского, Феодора Санаксарского, Назария Валаамского и Саровского, строителей Саровских: Димитрия, Ефрема, Пахомия, а также иеросхимонаха Парфения Киево-Печерского, святителя Феофана Затворника, протоиерея города Арзамаса Авраамия Некрасова и многих других.
Из келейного своего уединения игумен Тихон не переставал следить за всеми выдающимися церковными и государственными событиями.
В 1896 году отдельной книгой вышло слово игумена Тихона о восшествии на престол Государя Императора Николая II под названием «К великому и пресветлому торжеству священного коронования благочестивейших наших Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны».
Игумен Тихон (Ципляковский) преставился 23 декабря 1896 года и был погребен в Вышинской пустыни рядом со Святителем Феофаном. Господь послал блаженную кончину о. Тихону. Умилительно слышать псаломские слова, которые часто сбываются: «честна пред Господом смерть преподобных Его».
Отец игумен пред смертью восемь суток ничего не ел и кроме малой меры воды ничего не пил. Накануне он соборовался и причастился Святых Христовых Тайн.
Его краткое житие и несколько писем, опубликованных в журнале «Душеполезное чтение», ярко раскрывают богатый духовный дар почившего и могут послужить нам всем ориентиром и спасительным маяком в нашей жизни. Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего игумена Тихона и сотвори ему вечную память! Помолись и о нас грешных, отче Тихоне! Ныне на месте братского кладбища в Вышинской обители у алтаря Казанского собора стоит большой деревянный крест.
Александр Николаевич Панин
Ссылка на статью на нашем сайте Историко-Генеалогический Центр «Архивное Дело» : https://arhiv-delo.ru/stati/statii/igumen-tixon-ciplyakovskij-uchenik-svyatitelya-feofana-zatvornika
Примечание:
- Антоний Сурожский, митрополит. Любовь всепобеждающая. М., 2003. С. 174.
- Тамбовские епархиальные ведомости. 1915. № 13-14. С. 311.
- Полное собрание творений Святителя Феофана, затворника Вышенского. Ссылка с сайта https://www.theophanica.ru/.
- Путь к совершенной жизни. О русском старчестве. М., 2006. С. 286.
- Полное собрание творений Святителя Феофана, затворника Вышенского. Ссылка с сайта https://www.theophanica.ru/.
- Житенев С.Ю. История возникновения и богословский смысл православного паломничества. Русский Паломник. 2007. № 4. С. 43-44.
- Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной академии. М., 1871. Т. 45. С. 461.
- Тамбовские епархиальные ведомости. 1915. № 13-14. С. 312.
- Богословский Н. Кормчий». М., 1913. № 25. С. 291.
- Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 2006. С. 47.
- Наставления духовным чадам Преподобного Феодора Санаксарского. Ссылка с сайта https://www.voskres.ru/.
- Полное собрание творений Святителя Феофана, затворника Вышенского. Ссылка с сайта https://www.theophanica.ru/.
- Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 2006. С. 49.
- Стрижев А.Н. Сергей Нилус. Тайные маршруты. М., 2007. С. 37.
- Душеполезное чтение. 1900. № 6. 602.
- Там же. С. 604.
- Тамбовские епархиальные ведомости. 1886. № 21.