Найти тему
Евгений Трифонов

В 50-летие «Революции гвоздик» португальцы отказываются от её наследия

Выборы в Португалии прошли примерно с тем же результатом, что и ранее в Испании и Нидерландах. Правая антисистемная партия «Чега» («Хватит!»), которую часто называют ультраправой, резко нарастила свой электоральный вес, получила 18% голосов и заняла третье место. Формально победил правоцентристский Демократический альянс (ДА) с 29% голосов, а социалисты, сильнейшая партия в течение последнего полувека – 28%. Ещё 5% - у маленькой «Либеральной инициативы», а коммунисты потерпели самый большой провал с момента «Революции гвоздик» полвека назад, получив всего 4%.

Лидер партии «Чега» Андре Вентура (в центре с телефоном) следит за результатами голосования
Лидер партии «Чега» Андре Вентура (в центре с телефоном) следит за результатами голосования

И так же, как ранее в Испании и Нидерландах, крайне правые получили много, но недостаточно, чтобы сформировать правительство. В результате они, скорее всего, в него не попадут (правоцентристы не хотят вступать с ними в союз, опасаясь обвинений в «фашизме»), но могут поддержать ДА в парламенте.

«Чега» стоит на тех не позициях, что испанская «Вокс» («Голос»), нидерландская «Партия свободы», французское «Национальное объединение», «Шведские демократы» и «Истинные финны».

За выборами в Португалии европейцы следили очень внимательно: на предстоящих выборах в других странах Евросоюза тоже ожидается резкое усиление крайне правых, а во Франции они могут победить.

Очевидно, в Португалии будет отрабатываться модель недопущения крайне правых в правительство, которая потом будет использована в других странах (если, конечно, получится).

Крайне правые в Португалии, как и в Европе в целом, выступают против миграции и коррупции, против чрезмерно бюрократизированной государственной системы, за ослабление регулирующих и контролирующих функций государства и за снижение налогов. «Чега», как и родственные партии в других странах, настаивает на расширении полномочий полиции, ужесточении наказаний и условий содержания в тюрьмах, введении смертной казни за терроризм, химическую кастрации педофилов, пожизненном заключении за особо тяжкие преступления.

По-видимому, центристы, правящие Европой, наряду с усилиями по недопущению крайне правых во власть, будут вынуждены позаимствовать, по крайней мере отчасти, положения их программ, чтобы не потерпеть сокрушительное поражение на следующих выборах. Правительства Франции и Дании уже идут по этому пути, ужесточая правила миграции.

Однако, помимо общеевропейского аспекта выборов Португалии, они имеют весьма интересные национальные особенности. «Чега» - первая крупная партия страны, выступающая против наследия «Революции гвоздик», 50-летие которой страна будет отмечать 25 апреля. Раньше против революции выступали лишь маргинальные группы, а теперь – третья по влиянию политическая сила.

«Чега» требует пересмотра положений Конституции, поскольку в послереволюционной середине 1970-х «они были навязаны марксистами путём военного давления». И голосование за неё означает изменение отношения немалой части португальцев к событиям полувековой давности. Потому, что для португальцев «Революция гвоздик» - своего рода сакральное событие в истории страны, подобно Великой французской революции для Франции и Американской революции для США.

«Революция гвоздик» была сложным явлением. Первоначально абсолютное большинство португальцев поддержало её, либо восприняла без возмущения. Потому, что архаичный консервативный режим, установленный Антониу ди Салазаром ещё в 1926 г., к 1974 г. себя исчерпал настолько явно, что это было ясно почти всем.

"Революцию гвоздик" приветствовало большинство португальцев
"Революцию гвоздик" приветствовало большинство португальцев

Но революция быстро свернула на неожиданный курс. Симпатизировавшая коммунистам группа старших офицеров во главе с полковником Васку Гонсалвешем, бригадным генералом Отелу Сарайва ди Карвалью и адмиралом Антониу Роза Коутинью взяли курс на строительство «реального социализма» - с национализацией экономики, «рабочим контролем» на предприятиях и разделом крупных землевладений. На выборах компартия, а, следовательно, и курс правительства Гонсалвеша, не получили поддержки большинства населения, но те отступать не собирались, и попытались навязать его Португалии силой.

12 июня 1975 г. Гонсалвеш убрал из правительства не коммунистов. А на следующий день Север Португалии взбунтовался: началось «Жаркое лето» - массовое восстание против коммунистов и связанных с ними старших офицеров.

Летом 1975 г. Север Португалии восстал против коммунистов и связанных с ними старших офицеров
Летом 1975 г. Север Португалии восстал против коммунистов и связанных с ними старших офицеров

Крестьяне, верующие (таких на Севере было абсолютное большинство) и мелкие предприниматели (лавочники и кустари) громили офисы компартии и левых организаций, изгоняли посланцев правительства, строили баррикады. Командовали восставшими бывшие салазаровские офицеры и спецслужбисты, а духовным лидером был настоятель кафедрального собора Браги Эдуарду Мелу Пейшоту - «каноник Мелу». Интересно, что восставшие старались избегать человеческих жертв.

Участники «Жаркого лета», включая бывших салазаристов, вовсе не планировали восстановить диктатуру салазаровского типа – они просто хотели устранить коммунистов из власти и прекратить марксистские эксперименты в экономике и социальной сфере.

Эдуарду Мелу Пейшоту - «каноник Мелу»
Эдуарду Мелу Пейшоту - «каноник Мелу»

На сторону восставших перешли чиновники Севера и расквартированные там воинские части. Гонсалвеш не решился подавить восстание силой, и в ноябре 1975 г. был свергнут умеренными военными при практически всеобщей поддержке населения.

Португалия пошла по европейскому пути. В Конституции остались кое-какие революционные положения, которые, впрочем, не работали. Но в учебниках по истории и в массовом сознании «Революция гвоздик» оставалась сакральным событием. Что не нравилось бывшим активистам «Жаркого лета», а потом стало раздражать молодое поколение португальцев, для которых баррикады и красные знамёна прошлого были не более, чем довольно нелепым искривлением национальной жизни.

А правление Салазара, со всеми его минусами, искривлением не кажется: оно воспринимается просто как этап истории, который следует уважать и изучать. Отсюда и требования отменить революционные пункты Конституции и в целом пересмотреть отношение к «Революции гвоздик». Это, скорее, моральные, а не практические требования. Просто из исторических фигур недавнего прошлого новое поколение выбирает не полковника Гонсалвеша, а «каноника Мелу».

Это близко к позиции испанской партии «Вокс», требующей пересмотреть отношение к франкизму, и к позиции аргентинского президента Хавьера Милея, настаивающего на пересмотре отношения к военной диктатуре 1976-83 гг.

Разочарование португальцев в наследии «Революции гвоздик» обуславливается и вполне практическими причинами. Нашествие мигрантов – непосильное бремя для небогатой страны. Коррупция, рост цен, упадок коммунальных служб и зашкаливающая преступность ухудшают жизнь в стране. И многие португальцы связывают невзгоды с наследием «Революции гвоздик».

Показательно, что генерал Отелу Сарайва ди Карвалью, одна из ключевых фигур революции, в 2011 г. заявил: «Португалии нужен честный человек типа Салазара (!!!). Знал бы я, к чему всё прикатится - не стал бы ввязываться в 1974-м».

Генерал Отелу ди Карвалью – один из лидеров «Революции гвоздик», сожалеющий о своём участии в ней
Генерал Отелу ди Карвалью – один из лидеров «Революции гвоздик», сожалеющий о своём участии в ней

Подъём правых движений – общеевропейская тенденция, затрагивающая и культурно близкую Европе Латинскую Америку. Португалия выделяется в ряду других стран тем, что «Революция гвоздик» там породила целую культурную традицию. Против которой теперь проголосовала почти пятая часть португальцев.