В январе 2024 года единственному и неповторимому Николасу Кейджу исполнилось 60 лет, а в марте до российского проката добрался «Герой наших снов», за роль в котором актер получил не только похвалы критиков, но и номинацию на «Золотой Глобус». О феномене (и культе) Кейджа рассказывает Дмитрий Соколов, подобравший десятку его знаковых ролей: от безумного яппи до кулинара-отшельника. Культ Кейджа и актерский шаманизм
Феномен Николаса Кейджа поражает, в первую очередь, масштабом, а не головокружительной карьерной траекторией — хотя немногие коллеги переживали столь же резкие взлеты и падения, еще и продолжая получать охапки премий и номинаций. В современном Голливуде есть модные актеры, вроде Тимоти Шаламе или Барри Кеогана, маститые звезды, такие, как Леонардо ДиКаприо или Том Круз, но лишь вокруг Кейджа сложился настолько яркий и устойчивый культ. В отличие от более нишевых случаев, типа Роберта Инглунда или Джейсона Стэтэма, речь идет не о популярности в отдельном образе или жанре, но о личностной харизме, выходящей далеко за пределы конкретных амплуа или фильмов. Отчасти народная любовь объясняется технологическим прогрессом: мемы и вирусные видео с Кейджем давно и надолго захватили соцсети. Однако источник его неиссякаемой меметичности — не отдельные роли, а своеобразный актерский метод: техника Nouveau Shamanic. Построенная на ментальной калибровке, отчасти напоминающей шаманские медитации, она позволяет актеру слиться с персонажем. Тогда, по словам Кейджа, «ты не чувствуешь, что играешь, ты чувствуешь, что живешь». Точнее не скажешь! Невыносимая тяжесть огромного таланта (2022)
Фильм Тома Гормикэна — не только метакомедийный экшн, но идеальная иллюстрация к феномену «кейджсплотейшна». Актер здесь демонстрирует бездны самоиронии, играя не столько себя, сколько собственный медийный образ, который в какой-то момент оказывается реальнее настоящей личности. Да, в его карьере была «Адаптация» — куда более титулованный фильм схожей тематики, принесший артисту очередную номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус». Однако там речь шла всё же о внутреннем мире другого автора: Чарли Кауфмана. Гормикэн же блестяще обыгрывает тот самый культ артиста, скрывая за насмешливым сценарием о криминальном фанате и его любимой звезде тонкую рефлексию парадоксальной диалектики кинематографа и жизни. Кейдж как ни один другой актер в Голливуде знает, что воображаемые персонажи иногда способны поглотить тебя целиком. Кажется, это и называется «жертвой во имя искусства». «Герой наших снов» в кинотеатрах с 14 марта.