Арктика, её суровая природа и сложные организационно-технические условия всегда привлекали мужчин. Работать на дрейфующих станциях с риском в любой момент оказаться в ледяной воде, трястись на изношенных вездеходах в метель на очередную съемку, бурить скважины во льду… Однако есть в истории Арктики женское имя, которое крепко связано с освоением полярных земель.
Раиса Михайловна Деменицкая широко известна в геологических кругах. Ее обожали, боялись, ссылались на взрывной характер и честолюбие, но всегда уважали. Шутка ли, именно ей принадлежит поддержанная Министерством геологии СССР инициатива организации Полярной экспедиции для проведения научных геолого-геофизических исследований шельфов морей Советской Арктики, а также минеральных и углеводородных ресурсов ее континентальной части.
Что эта идея означала для экономики страны? Чтобы поднять после войны лежащую в руинах страну, необходимо было восстановить промышленность. Еще в довоенные годы экспедиции на Севере показали, что эти территории богаты медью, оловом, никелем — почти всем, в чем нуждалась индустрия. Единственное, что останавливало правительство – неизвестность. Арктика уже не была белым пятном на карте, но во многом оставалась малоизведанной. Чтобы вести геологоразведку не вслепую, а на выявленных перспективных участках, необходимо было выполнить съемку и геологическое картирование. Когда к середине XX века постепенно стали появляться новые методы поиска, ученые решились продвинуться в отдаленные края. Причем не только исследовать сушу, но дно арктических морей.
Деменицкая родилась в Москве в 1912 году, но учиться предпочла в Петербурге, поступив в Горный институт на геологоразведочный факультет. Сразу после окончания вуза в 1935 году она была принята на работу в Арктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Молодого специалиста целиком захватил Север - она была участником многочисленных экспедиций в Арктику, занималась изучением Северного Ледовитого океана, Антарктиды и общими проблемами строения земной коры, геодинамикой и тектоникой.
В 1948 году на базе Горно-геологического управления Главсевморпути и Отделения геологии ААНИИ был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (НИИГА, ныне ФГБУ «ВНИИОкеангеология») с целью проведения «всесторонних научных исследований по изучению геологического строения и перспектив на полезные ископаемые Центрального и Восточного секторов Советской Арктики». Раиса Михайловна была приглашена туда начальником партии, достаточно быстро стала главным инженером, старшим научным сотрудником и, наконец, руководителем геофизического отдела.
Осенью 1962 года Министерство геологии и охраны недр СССР поручило НИИГА выполнение планомерной гравиметрической съемки с припайного и дрейфующего льда всего арктического шельфа СССР. Получением этого стратегического заказа институт был обязан Деменицкой, которая выступила с предложением создания специализированной экспедиции, имеющей не только ресурсное, но международно-правовое, навигационное, оборонное значение. Получив согласие «сверху», она стала биться за скорейшую реализацию задуманного.
«В начале второй половины 20-го столетия стало окончательно ясно, что все или почти все, что плохо лежит на суше, геологи уже нашли. А рост промышленного производства требовал новых сырьевых источников. Тогда и вспомнили, что четыре пятых поверхности Земли покрыты водами морей и океанов. А под водой — дно, а там — полезные ископаемые. Руководитель отдела геофизики нашего института Раиса Михайловна Деменицкая, женщина острого и неортодоксального ума, которая сама еще совсем недавно рассталась с морской формой Главсевморпути и нашивками капитана 2-го ранга, пробилась на прием к самому высокому военно-морскому начальству и убедила его в необходимости поставить геофизическую аппаратуру на военные океанографические суда. Так я в составе первой геофизической группы оказался на борту одного из двух крупнейших в мире парусников «Крузенштерн»», - рассказывал в интервью журналу «Итоги» в 2012 году ученик Раисы Михайловны, известный бард и ученый Александр Городницкий.
В дальнейшем Деменицкая, которая к тому моменту стала уже доктором геолого-минералогических наук, осуществляла научное руководство всей деятельностью Полярной экспедиции, включая геофизические исследования на шельфах Арктических морей, геолого-геофизические работы в Антарктиде и Мировом океане.
Даже сейчас работа там является трудновыполнимой, а тогда и подавно. Благодаря напору и высокой квалификации Раисы Михайловны экспедиции с самого начала были поставлены на высоком техническом и методическом уровне, что обеспечило в конечном итоге их высокую эффективность. Весь советский сектор Северного Ледовитого океана был охвачен аэромагнитной и кондиционной гравиметрической съемками, начат не имеющий аналогов в мире 30-летний натурный эксперимент по проведению наледных сейсмических наблюдений МОВ и МПВ (метод отраженных волн и метод преломленных волн).
Решение грандиозных задач потребовало разработки абсолютно новых аппаратурных, методических и организационно-транспортных решений. Традиционные методы промера, равномерно покрывающего морские и океанские акватории, оказались неприемлемыми в силу своей чрезмерной трудоемкости.
По словам инженер-контр-адмирала Александра Сорокина, Научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт ВМФ (НИНГИ), которому поручили разработку экономически эффективных методов изучения рельефа дна для картографирования Арктического бассейна, обратился за консультацией в большинство научных организаций Ленинграда.
«И только заведующая геофизическим отделом НИИГА (ныне "ВНИИОкеангеология") доктор наук Раиса Михайловна Деменицкая сразу оценила важность и масштабность работы по созданию методики использования аэромагнитной съемки и сейсмозондирования, согласившись выполнить совместную НИР для изучения подводного рельефа», - писал он в своей научной статье «Из истории разработки и внедрения геофизических методов». Совместно разработанный комплекс геофизических методов гидрографических исследований был внедрен в практику уже в самой первой Высокоширотной воздушной экспедиции Северного флота в 1961 году, а позже в Полярной экспедиции.
Результаты исследований первых лет дали старт целенаправленным работам на нефть и газ на арктическом шельфе - новой отрасли народного хозяйства страны. За неполных два десятилетия была открыта и подготовлена к освоению Западно-Арктическая шельфовая нефтегазоносная провинция – база энергетики будущего, инициировано изучение россыпной минерагении шельфа и островов, созданы листы геологической карты масштаба 1:1000000 на акватории шельфа и смежную океаническую область, построена первая «Карта перспектив нефтегазоносности арктического побережья и шельфа» с оценкой прогнозных ресурсов в 60 млрд тонн условного топлива.
Помимо руководства экспедицией, Деменицкая, являясь одним из ведущих учёных в области геодинамики и строения земной коры, проводила собственные исследования. Они стали основой крупных открытий, главное из которых — открытие и изучение хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Также, по магнитным аномалиям вместе с геофизиком Аркадием Михайловичем Карасиков она восстановила историю раскрытия Евразийского бассейна глубоководной части Северного Ледовитого океана – арктического продолжения Срединно-Атлантического хребта. Это, пожалуй, единственный в истории мировой науки пример, когда силами одной страны был «открыт» целый океан.
В 1978 году Раиса Михайловна стала директором Ленинградского отделения Института океанологии АН СССР. В 1986 году «за исследования рельефа дна Северного Ледовитого океана» она была удостоена Государственной премии СССР. С 1987 года в силу возраста профессор занимала должность главного научного сотрудника, позже советника учреждения.
Ее имя постоянно всплывает в очерках, воспоминаниях и научных статьях полярников. Тут и там геолога называют «мамой Полярной экспедиции» и «бабушкой морской геофизики».
«Блестящий ученый и яркая, самобытная личность. Только один маленький штрих. С Дальнего Востока приехала группа изобретателей с предложением вместе строить обитаемый глубоководный аппарат их оригинальной конструкции. На совещании в моем кабинете Деменицкая неоднократно сбивала энтузиазм докладчика, задавая ему те или иные конкретные технические вопросы.- Раиса Михайловна, - наконец, не выдержал раздосадованный докладчик, - это все мелочи. Главное - спуститься на дно...- Нет, - серьезно сказала Раиса Михайловна. - Главное - подняться на поверхность!» - рассказал главный научный сотрудник «ВНИИОкеангеологии» Владимир Иванов в книге воспоминаний, изданной в честь 60-летия института.
На счету Деменицкой более двухсот научных работ, восемь монографий, два научных открытия и двенадцать авторских свидетельств на изобретения. Но главным достижением считается тот факт, что именно она первой в отечественной геологии начала изучать прилегающие к материку шельфовые пространства Советской Арктики.
Благодаря ее Полярной экспедиции, которая за годы своего существования превратилась в самостоятельное исследовательское предприятие мирового класса, НИИГА (ныне "ВНИИОкеангеология") стал обладателем крупного производственного подразделения. Через 10 лет это сыграло решающую роль при образовании научно-производственного объединения «Севморгео» на базе института и экспедиции.
Итоги многолетних исследований Раисы Деменицкой оказались активно востребованными сейчас, когда Арктика и ее сырьевой потенциал вновь являются объектом особого государственного интереса. Изучение строения недр и поиск полезных ископаемых в наиболее труднодоступных регионах Земли - Арктике, Антарктиде и Мировом океане - стоит на повестке дня в крупнейших профильных научных и образовательных организациях страны. К наиболее востребованным направлениям деятельности относится бурение скважин и повышение нефтегазоотдачи пластов в Арктике, изучение глубоководного озера Восток в Антарктиде, поиск твёрдых полезных ископаемых Мирового океана и геологическое изучение Шпицбергена.
Геолог умерла в 1997 году в Санкт-Петербурге.