Сегодня ночью прошел Оскар, где награду за лучшие костюмы выиграла Холли Уоддингтон – художник по костюмам в фильме «Бедные, несчастные». А в прошлом месяце она же взяла британский «Оскар» - BAFTA.
Что такого в этих костюмах и какое значение они имели для фильма? Рассказала сама Холли Уоддингтон.
ДАЛЬШЕ В СТАТЬЕ СПОЙЛЕРЫ ПО ФИЛЬМУ
Костюмы главной героини фильма, Беллы Бакстер, стали её неотъемлемой частью и очень четко отражают её этапы развития и становления, мы наблюдаем за трансформацией личности – ребенок превращается во взрослую женщину. И это отражают образы Беллы: сначала это ночнушки, платья babydoll с оборками и рюшами, а потом монохромные и сдержанные образы. Сама Холли Уоддингтон назвала эту трансформацию «эпохой невинности, сюрреализм и мода», или викторианский стимпанк.
Белла – ребенок
Впервые мы видим Беллу, когда ей уже пересадили мозг её не рожденного ребенка, и теперь она сама ребенок – учится ходить, разговаривать, познает мир. В этот период её одежда максимально детская – ночнушки, рюши, она ходит босиком, часто она как будто полураздета, например, только в панталонах, без юбки сверху. Холли Уоддингтон объясняет это тем, что одевает Беллу её горничная, но, как часто бывает с маленькими детьми, в течение дня где-то что-то потерялось, снялось во время игры. Но ребенку на это все равно, ему и так комфортно.
Белла в путешествии
Дальше Белла уезжает в путешествие с Дунканом Уэддерберном. Это её первые самостоятельные действия, бурное развитие её сексуальности и познание мира с его хорошими и плохими сторонами.
В Лиссабоне Белла одета в синий пиджак, белую блузу и горчичные шорты. Для нас сейчас шорты обычный предмет гардероба, и мы вполне могли бы так гулять по Лиссабону. Но в фильме показана викторианская эпоха (19 век) – в то время женщину в таком виде уж точно нельзя было встретить. Холли Уоддингтон рассказывает про этот образ: так как горничная не одела Беллу, то «верхние детали наряда остались полностью, а внизу только шорты, потому что Белла забыла юбку». Это обычная ситуация, когда дети одеваются сами и делают это так, как им кажется правильно.
Верх с рюшами основан на элементе викторианских платьев — они заполняют зону декольте, но сами по себе напоминают маленькую манишку или нагрудник. То есть Белла носит это просто как блузку, но на самом деле на ней вместо одежды — кусочки нижнего белья.
Интересная история с обувью Беллы в этом эпизоде. Это дань уважения французскому дизайнеру Андре Куррежу (André Courrèges), который делал похожую обувь. Если присмотреться, то видно, что носок открыт - эти ботинки основаны на идее о том, что у Беллы свободны даже пальцы ног, потому что она просто неудержима — она обнажает все аспекты себя, включая ступни. Ботинки с открытым носком, конечно, никогда не появились бы в викторианском обществе, в то время даже лодыжки не показывали.
Холли Уоддингтон также объяснила и цвета этого образа, и нереалистичную картинку Лиссабона: «золотой, желтый и небесно-голубой цвета – это сочетание, которое ассоциируется у нас со многими сказочными персонажами. Белла вошла в мир, и он открылся ей, то есть Лиссабон стал такой диснеевской сказкой для нее. Я хотела, чтобы одежда отражала эту радость и оптимизм».
Белла на работе в борделе
Сюжетная линия с борделем начинается в Париже, когда Белла и её любовник остались без денег. Тут Белла впервые в более-менее спокойном костюме – плащ, никаких рюш и вычурных нарядов. Этому плащу Беллы дали специальное название – это condom coat (буквально плащ-презерватив). Такому названию есть объяснение:
- так называемый «презерватив» кажется идеальной верхней одеждой для Беллы в тот момент, когда "она планирует использовать свое тело для исследования и зарабатывания денег, но не для продолжения рода"
- презерватив тут равно функциональность: Белла разорена, нужно работать, нет времени на веселье, поэтому важна и функциональная одежда.
При этом цвета её одежды совсем не пошлые и не ассоциируются с борделем. «Я хотела избегать черного и красного цвета, и мне не хотелось черного нижнего белья» - говорит художник по костюмам. Во всех сценах в борделе также никто не носит корсеты, кроме хозяйки борделя.
Белла изучает социализм
На этом этапе своего развития Белла переходит к формальным и монохромным костюмам, которые даже отдаленно напоминают мужской костюм с белой рубашкой. Но Белла оставляет свою изюминку - «она не сдается полностью, потому что выходит на улицу все так же в платье без юбки» - говорит Холли Уоддингтон.
Белла выходит замуж
Свадебное платье Беллы тоже имеет свой особенный смысл. Рукав платья очень пышный и величественный (рукав около метра по окружности), но ткань тонкая и полупрозрачная. Узор рукава похож на клетку – символ того, что «все эти мужчины пытаются каким-то образом поймать ее», пусть даже у некоторых из них и добрые намерения, — говорит Уоддингтон.
Белла свободная женщина
В конце фильма она учится на врача, живет жизнь, которую она хочет. И костюм тут у нее совсем другой, не похожий на ни один из предыдущих – вязанная кремовая водолазка и брюки-кюлоты табачного цвета. Этот наряд говорит о том, что Белла теперь взрослая и сдержанная. Но остается Беллой – рукав водолазки сохраняет пышность, это не простой рукав обычной кофты. Исчезли оборки и рюши ранних костюмов, их чрезмерность, пастельные тона – и многое говорит о путешествии, которое Белла проходит на протяжении всего фильма.
Смотрели «Бедные, несчастные»? Обратили внимание на костюмы? Мне кажется, вполне заслуженно художник по костюмам Холли Уоддингтон получила свой Оскар. А вы как думаете?
Свои впечатления о фильме и интересный исторический факт про него оставила в своем Телеграмм-канале.