2K подписчиков

Ребёнок спорит: почему это важно и нужно ли что-то менять?

Периодически мы слышим следующие родительские замечания: «Он не хочет слушаться, вечно спорит». Как это исправить, но так, чтобы не вырастить мямлю бесхребетную, а человека, способного защитить свои интересы. Давайте разбираться.

Периодически мы слышим следующие родительские замечания: «Он не хочет слушаться, вечно спорит».

Причин для споров может быть много. Но стоит учитывать несколько факторов влияющих на ребенка: семейные ценности, тип характера, возраст. Обратите внимание на то, как принято общаться у вас в семье. Вспомните, часто ли при ребёнке вступают в споры старшие члены семьи? Спорите ли вы с ребенком сами? А как вы реагируете на иную точку зрения, уважаете ли вы позицию ребенка? Возможно, ответы на эти вопросы дадут вам руководство к действию. Принцип «начни воспитание с себя» по-прежнему отлично работает.

Что за тип, этот спорщик?

Следует обращать внимание на тип характера ребенка. Нет «хороших» и «плохих» характеров, но у каждого типа есть слабые и сильные стороны. Например, с замкнутыми людьми трудно, а зачастую и бесполезно вступать в спор. Такой человек, обращен к своему внутреннему миру, ценит свои собственные убеждения. Мнение большинства воспринимает со скепсисом. Он и не склонен к эмоционально насыщенным спорам как, допустим, люди, относящиеся к напряженно-эмоциональному типу.

Напряженно-эмоциональные люди, как следует из названия, склонны к напряжениям в социальной сфере. Если таким детям кажется, что их интересы ущемляются, то им трудно сдерживать негодование, поэтому эмоциональные, конфликтные споры можно считать их "слабым местом". Но, с другой стороны, ребёнок с таким характером энергичен, упорен и трудолюбив, что позволит ему достигать своих целей.

Направляйте энергию детей с таким типом характера в русло полезной деятельности, учите регулировать эмоции, заботиться об окружающих и учитывать их интересы.

Дети с демонстративным характером также могут быть склонны к спорам, ведь им важно привлекать внимание, быть яркими и заметными в глазах окружающих. Такой ребёнок будет остро реагировать на ситуации, которые их задевают, поэтому могут вступать в весьма эмоциональные споры, зачастую лишенные логики.

«Спорный» кризис

Повышенная склонность к спорам у детей может быть и из-за возрастных изменений. Психологи отмечают, что процесс взросления включает в себя чередование стабильных и кризисных периодов. Во время последних ребёнок перестраивает отношения с миром, что, согласитесь, всегда непросто. Дети растут и развиваются, качественно изменяется система их отношений с близкими. Так что помогите своему ребёнку, поддержите его в этот непростой момент.

Кризисы разделяют на малые и большие. Малые кризисы - 1, 7, 15 лет - связаны с перестройкой отношения к себе. Большие - 3, 12, 17 лет - с необходимостью выработки собственной жизненной позиции. Именно в этом возрасте могут возникнуть сложные ситуации между родители и детьми.

В возрасте от года до трёх лет у ребёнка впервые возникает потребность в самостоятельности, самоутверждении. Родителям важно учитывать эти особенности и корректировать свои взаимоотношения с малышом. Не стоит подавлять стремление ребёнка к самоутверждению, выдвигая жесткие требования. Дайте понять вашему сыну или дочке, что вы слышите и внимательно относитесь к его/её потребностям, что ему не обязательно спорить и агрессивно отстаивать свою позицию.

В младшем подростковом возрасте возрастает потребность в установлении близких взаимоотношений со сверстниками, а в старшем - ставится задача профессионального самоопределения. В это время у ребёнка динамично изменяется форма самосознания, он хочет видеть себя уже в роли взрослого, требует уважения и учета своего мнения и прав. Здесь авторитарная позиция, директивные требования, игнорирование возрастных особенностей могут привести к тому, что ребёнок будет отстаивать свою точку зрения при помощью агрессии и споров. Так что это не наш метод. Только диалог и внимание станут залогом успеха.

Давайте о позитиве. Спор - не всегда негативное явление. Помните высказывание о том, что в споре рождается истина? Так вот, чтобы диалог был полезным, надо уметь грамотно его вести. И не только слушать, но и слышать своего визави.

Начнем с того, что во время спора дети учатся отстаивать свою позицию, личные границы. Грамотный спор может способствовать развитию критического мышления, ведь ребёнку понадобится оценить аргументы собеседника и выдвинуть контраргументы.

Если ребёнок со всеми беспрекословно соглашается, быстро меняет позицию под давлением авторитетного окружения, то у него есть риск стать ведомым, попасть под дурное влияние. Отсутствие собственной позиции, неумение обозначить свои интересы могут негативно сказываться на самооценке и дальнейшем самоопределении ребенка.

Правила спора

Важно, чтобы родители бережно и внимательно относились к детской позиции. Если ребёнок вступает с вами в спор, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • сохраняйте спокойствие;
  • не реагируйте эмоционально;
  • сохраняйте спокойный, размеренный темп речи, не повышайте голос;
  • выслушайте ребенка, позвольте ему выговориться, выразить эмоции;
  • отражайте мимикой и позой чувства, которые выражает ребенок, создайте ощущение, что вы его чувствуете, его переживания интересны, приняты;
  • проясните позицию ребенка по теме спора, задайте несколько уточняющих вопросов (например: «что ты имел в виду, когда говорил … ?»)
  • используйте парафраз для уточнения позиции ребенка (например: «правильно ли я понял(а), что … ?»)

Также важно, чтобы участники спора умели формулировать позицию, подбирать и оценивать аргументацию, приходить к компромиссу. Обсудите с ребенком предложенные нами правила ведения спора и дополните их своими собственными.

И помните, ваш спорщик — это оппонента, а не противник. У него тоже есть своя точка зрения и аргументы. Держите в голове, что ваша цель — прийти к компромиссу и найти наиболее подходящий вариант разрешения спора для всех его участников.

____________________________

Материал из зимнего номера журнала «Семья и школа» [стр. 57].

____________________________

Периодически мы слышим следующие родительские замечания: «Он не хочет слушаться, вечно спорит».-2

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.