История о Самарянке, которая разговаривала с Иисусом у колодца, известна многим. Но зачем в ней вспоминается о мужьях этой женщины? Кто они были? И зачем нам это знать?
Как обычно, будем разбираться.
Повествование о женщине, которая пришла к колодцу в самый жаркий час, записана в четвертой главе Евангелия от Иоанна. Иисус как раз находился возле этого колодца и завел разговор с женщиной.
Разговор начался с обычной просьбы Иисуса, который попросил у Самарянки напиться. Ведь зачерпнуть воду из колодца Ему было нечем.
Но неожиданно разговор переходит в другое русло. А точнее, беседа приобретает религиозный характер. И теперь уже Иисус говорит о том, что может дать женщине живую воду.
Понятно, что здесь говорится не о воде как таковой, а о чем-то большем, о том, что дает человеку вечную жизнь. И женщина удивляется этому. Самарянка вдруг вспоминает Иакова, который “дал” этот колодезь. При этом она называет Иакова “отцом”.
Была ли Самарянка прямым потомков Иакова? Навряд ли. А назвала она его отцом, так как считала, что ее народ поклоняется тому же Богу, что и Иаков. Ведь не зря она дальше начинает говорить о поклонении. Ей хочется узнать, как и где правильно поклоняться Богу Живому и Истинному.
Но в середине их беседы, неожиданно, Иисус просит, чтобы она привела своего мужа. И женщина отвечает Ему, что у нее нет мужа. Иисус же говорит ей, что у нее было пять мужей, а шестой, который сейчас есть у нее, ей не муж.
К чему весь этот поворот беседы? Ведь Иисус ей предлагал “живую воду, текущую в жизнь вечную”.
Чтобы понять этот разговор, пожалуй, стоит заглянуть в далекую историю народов, которые проживали на этой самой территории много лет назад.
Примерно семь веков назад в Самарии жили потомки Авраама, Исаака и Иакова, или по просту народ Израильский. Всю эту историю можно прочитать в 4 книге Царств 17 главе.
Цари и сыны Израилевы, вместо того, чтобы нести познание о Великом Боге окружающим народам, стали поступать по обычаям язычников. Они стали делать много того, чего не должны были: “...делали худые дела, прогневляющие Господа, и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»”.(4-я Царств 17:11-12)
Всевышний через Своих пророков призывал их перестать грешить, но Израиль не слушал Бога. “И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего.” (4-я Царств 17:20)
За свое непослушание потомки Израиля были отданы в руки Ассирийского царя, который увел Израильтян в Ассирию, в плен. А в Самарийских городах были поселены другие народы.
“И перевёл царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах её.” (4-я Царств 17:24)
Обратите внимание, что в Самарию были переселены пять различных народов. И у каждого народа была своя религия, свои идолы и своя форма поклонения.
После того, как эти народы стали в Самарийских городах служить своим богам, а точнее идолам: “Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их.” (4-я Царств 17:26)
И было решено, чтобы в Самарию прислали священника из Израиля, который научил бы эти народы служить Богу Израилеву. Насколько же велика милость Бога. Ведь познав Его все эти народы могли получить вечное спасение. И передать все эти знания своим потомкам.
Но научившись служить Истинному Богу, все эти пять наций не оставили своих идолов. “Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Господа и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Господь сынам Иакова…” (4-я Царств 17:33-34)
То есть, в Самарийсках городах наравне с истинным поклонением процветало пять языческих религий. Все эти знания передавались из поколения в поколение. И именно в этой местности жила Самарянка. И именно эти знания о поклонении и служении имела она, как и все ее земляки.
Стоит, пожалуй, вспомнить еще одно место из Священного Писания. Пророк Исайя в 54 главе говорит Израильскому народу, который поклоняется Богу: “Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовётся Он.” (Исаия 54:5)
Образ Бога, Который называет Себя Мужем, и образ Божьего народа или церкви, как жены, в Библии используется не один раз. Об этом можно прочитать как в Ветхом, так и в Новом завете.
И если Самарянка считает Иакова своим отцом, то и принадлежит она духовно к тому народу, который является народом Бога Всевышнего, или “женой” Бога. Именно это и пытается ей сказать Иисус. Ведь для этой женщины был важен вопрос “истинного поклонения”.
Поэтому те “пять мужей” или пять религий, которые до сих пор пребывали в домах и сердцах людей этой местности, не позволяли им поклоняться Богу Живому по Истине.
И поэтому “Шестой Муж”, а точнее - Бог Иакова, не мог быть ей Мужем. Ведь в Законе сказано: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.” (Исход 20:3)
И далее еще читаем: “Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…” (Исход 20:5)
Всевышний не согласен делить человека с кем-то еще. Невозможно угождать Мужу и при этом “гулять налево или направо”. Богу важны отношения с человеком, которые будут отражать верность Ему.
Он со Своей стороны верен человеку “даже до смерти, и смерти крестной.” (Послание Филиппийцам 2:8)
Поэтому вспоминая о “мужьях” Самарянки, Иисус хотел донести до женщины - что значит истинное поклонение, которого она так жаждала: поклонение Единому Богу в Духе и Истине, в безоговорочной верности Творцу вселенной.
А Иоанн, оставляя эту историю на страницах Священного Писания, эту же Истину хотел донести до нас, до тех кто читает эти строки.