Найти тему

7. Быстро или медленно

Оглавление

Что лучше — десять романов за год или один роман в пятилетку?

Лучше — комфорт автора.

Поэтому я не стану категорично ратовать за увеличение скорости. Если автору комфортно работать медленно — это его право.

Но если вы не против того, чтобы увеличить скорость своей работы, если вам нравится мысль написать книгу побыстрее — тогда давайте разбираться!

Схема статьи привычная — отыщем возможные причины медленного письма и посмотрим, как можно повлиять на каждую из них.

Я отыскал семнадцать причин медленной работы над текстом. И не уверен, что составил полный список. Поэтому дополняйте в комментариях своими мыслями — это будет замечательно.

Поехали!

Все причины я условно разделил на две группы:

  • Фактические
  • Психологические

Причем, психологические причины не менее важны, чем фактические. Хотя, и находятся только в нашей голове.

Фактические причины:

  1. Нехватка времени

Все наши проволочки мы склонны объяснять нехваткой времени. Но это не значит, что ее не бывает на самом деле. Бывает, еще как!

Часто автор не может выкроить на работу над книгой больше часа-двух в день. И остальные дела не забросишь — они важны для повседневной жизни.

Случается и другой вариант. Время для работы, вроде бы, есть. Но автора постоянно прерывают. Женщины, которые пишут книги во время отпуска по уходу за ребенком хорошо это знают.

Только записала предложение — беги кормить, пеленать, укачивать. Уделила внимание ребенку — прыг за стол! Еще два предложения, и снова бросай все и беги.

Но вот ребенок заснул. Самое время писать, а у мамы глаза слипаются от беготни и ночного недосыпа.

Поменять тут можно немного. Но кое-что можно.

Во-первых, при возможности постарайтесь собрать рабочее время в один-два продолжительных отрезка. Больше всего замедляет работу не сам процесс письма, а необходимость сначала включиться в него. Вспомнить перипетии сюжета, эмоции, посыл.

Во-вторых, попробуйте составить четкий план текста и работать по нему. Наличие плана облегчит моменты включения и не позволит вам забыть хотя бы сюжет.

Не обязательно расписывать подробный план. Вас отлично выручит пара-тройка предложений, которые объясняют — о чем, собственно, ваша глава.

  1. Недостаточная скорость печати и многочисленные опечатки

С этим понятно. Чем дольше вы находите нужные клавиши, чем больше у вас опечаток — тем медленнее процесс.

На самом деле, десятипальцевая печать вслепую нужна не всем. Многим хватает четырех пальцев. Я обхожусь двумя.

Но все же имейте в виду — процесс можно ускорить, и значительно.

Еще в этом случае помогает исправление опечаток не в процессе, а в конце работы. Каждая опечатка сбивает нас с мысли и крадет пару секунд. Если вы физически неспособны видеть неправильно написанное слово (у меня такая проблема) — реже смотрите в монитор. Больше внимания на клавиатуру.

  1. Различные отвлекающие факторы — внешние и внутренние.

Я имею в виду те факторы, которые можно игнорировать. Грудной ребенок на вашем попечении к ним не относится.

Садясь работать, отключите телефон. И интернет. Заприте дверь, если есть возможность. Выбросьте из головы повседневные дела. Если выбросить не получается — сделайте дела и садитесь писать.

Это в идеале. А он редко достижим. Но чем меньше факторов вас отвлекают — тем быстрее пойдет работа.

  1. Недостаточный словарный запас и запас готовых речевых оборотов

Если вы с трудом подбираете определения и синонимы, подолгу строите в уме формулировки, то работа идет медленно.

Что делать? Больше читать и рассказывать. Так вы накопите словарный запас и умение с легкостью им пользоваться.

  1. Недостаточно продуманный сюжет, сеттинг или герои

Если вы не знаете, о чем будет глава, какие персонажи в ней участвуют, где и как происходит действие — логично, что все это надо придумать. Либо до начала написания текста, либо прямо в процессе. Как правило, во втором случае вы будете писать медленнее.

Снова поможет четко выстроенный план. А еще — прокачка воображения. Как можно чаще придумывайте острые ситуации, необычных персонажей, характерные имена, короткие истории. Можно даже их не записывать. Просто сочиняйте и рассказывайте вслух. Эта веселая игра очень развивает воображение.

  1. Трудности с выстраиванием связного текста и плавного перехода от одной сцены к другой

Сделайте ваш текст логичным. При написании плана используйте слово “поэтому”. Царь решил женить своих сыновей, поэтому они пошли искать невест, поэтому Иван забрел на болото, поэтому он встретил там царевну-Лягушку.

Да, в сказке было по-другому, но нам это неважно. Важен пример плана, в котором каждая сцена вытекает из предыдущей.

  1. Желание писать неестественным для привычного общения языком

“Доколе ты, боярин, рабов твоих мурыжить будешь?” — громовым голосом вопросил богатырь. Вперил он в боярина грозный взгляд, и запунцовел боярин стойно мантии царской, и опустил очи долу.”

Нет, можно и так. Творчество — это свобода. От рамок, от условностей, от смысла и от читателей)))

Но так дольше. Особенно, если объем текста большой, а автор хочет выдержать стиль до конца.

Чем помочь? Тут можно идти сразу с двух сторон. Пишите так, как говорите. Используйте привычные слова и естественное построение предложений. Но и постепенно расширяйте свои возможности чтением книг и письмом в разной манере.

  1. Непонимание — о чем, собственно, будет история. Неумение отличить существенные события от несущественных. Неумение пропускать несущественные события или описывать их кратко

Эта проблема встречается очень часто.

“Утром я проснулся. Потянулся и сел в кровати. Потом спустил ноги на пол. Нашарил ступнями тапочки. Один тапочек был влажным. “Сволочь рыжая!” — подумал я. — “Точно кастрирую!”

Потом я встал. Надел рубашку и брюки и посмотрел на себя в зеркало. Оттуда на меня глядел…”

Ну, и так далее. И автор сам понимает, что пишет совершенно несущественные вещи. Но остановиться не может, и просто описывает день героя секунда за секундой, страница за страницей. А потом все это вымарывает, и от огромной главы остаются рожки да ножки.

В этом случае очень помогает логлайн. Это суть главы или рассказа, выраженная одним предложением. “Глава о том, как герой пришел в деревню, подрался с лавочником и переспал с его дочкой”.

И сразу понятно — что в тексте важно, а что не очень.

  1. Неудобная композиция

Представьте, что историю про героя, лавочника и его дочь я начну писать с конца. Прямо с любовной сцены, во время которой герой будет вспоминать сначала драку, потом конфликт, с которого драка началась, потом — как они с лавочником вообще познакомились.

Мне придется немало потрудиться, чтобы у читателя выстроилась логичная связь между всеми этими событиями. И на построение такой связи я убью уйму времени. А мог бы просто описать события по порядку.

Это не означает, что надо всегда выбирать линейную композицию. Но и мудрить без веских причин — значит, тратить лишнее время.

  1. Погружение в детали и подробности

Чаще встречается у авторов, которые пишут реализм или альтернативную историю. Но и автор фэнтези может упороться, на пять страниц расписывая, как в средневековой кузнице ковали меч для второстепенного персонажа.

Я отнес эту проблему к фактическим, хотя корни ее в психологии. Это желание выглядеть компетентным в глазах читателей. Именно оно заставляет автора два дня гуглить принципы работы кузнечного меха вместо того, чтобы писать текст.

Вообще-то, большинство наших читателей тоже не знают, как правильно ковать мечи. Больше того — им глубоко все равно. Они ждут, когда персонаж этим мечом кого-нибудь зарубит.

Поэтому рецепт прост. Пишите: “Кузнец выковал герою меч и устало вытер пот со лба”.

А если кто-то придет умничать в комментариях — просто забаньте его, и все.

Вот фактические причины медленной работы, которые я сумел обнаружить. Теперь перейдем к психологическим причинам.

Психологические причины:

  1. Большая значимость текста для нас.

Это проблема часто встречается у авторов-новичков и тех, кто пишет мало и редко. Для них написать книгу — целое событие, огромное и важное! Это абсолютно нормально, через это проходят все.

Кроме того, излишне значимым может стать рассказ, который мы планируем отправить на важный для нас конкурс.

В таком случае мы правим и редактируем без конца. Улучшаем, улучшаем, что-то дописываем, что-то стираем, а потом снова восстанавливаем. Часы идут, текст стоит.

Самое интересное, что текст не становится лучше от правок. Мне доводилось выигрывать конкурсы с рассказом, написанным на коленке, и пролетать с рассказом, который вынашивался несколько месяцев.

Глава, написанная второпях, часто вызывает бурю читательских восторгов. А тщательно обдуманная — проходит почти незамеченной.

Это связано вот с чем. В развлекательную жанровую книгу люди, в первую очередь, приходят за эмоциями. Не за кропотливо выстроенным сюжетом, не за подробными декорациями или изысканным авторским стилем.

За эмоциями.

И живая непосредственная картинка (пусть и безыскусно написанная) трогает их больше, чем великолепные шедевры. Помимо прочего, эта картинка им просто ближе.

Так фотография симпатичной девчонки может вызвать больше эмоций, чем “Мона Лиза”.

Не стоит придавать своим текстам слишком большую значимость. Вряд ли кто-то из нас останется в веках или займет почетное место в школьной библиотеке. Но это не означает, что мы не имеем права на голос.

Наш текст — просто хороший текст. Не шедевр и не отстой.

Полезным упражнением здесь будет писать тексты, не имеющие для вас значения. Но лучше — сюжетные. Опишите свою прогулку, поход в магазин или кафе. Свой рабочий день. Не старайтесь создать рассказ — ограничьтесь простой зарисовкой. Не придавайте ей значения, не думайте о том, чтобы ее опубликовать. Это упражнение и развлечение.

  1. Малая значимость текста для нас

Ага, это тоже может стать проблемой, и еще какой!

Допустим, вы начали приключенческую серию. Придумали отличного героя, заварили крутую сюжетную кашу, посыпали ее перцем конфликтов.

Написали десять глав и начали выкладку, ожидая бурной реакции читателей.

А читатели отреагировали с прохладцей.

И причина-то может быть совсем не в тексте. А в обложке, например. Или в том, что началась пора отпусков.

Но вы чувствуете разочарование и переносите его на текст. Герой начинает казаться плоским, приключения — скучными, эмоции — пресными.

Короче, оценка текста понижается, и он перестает быть значимым. Вам больше не хочется его писать. Пишете медленнее, чаще отлыниваете.

Что тут делать?

Прежде всего — эмоционально не привязываться к результату. Вспомните статью о мотивации. Это сложно, и это надо контролировать заранее.

Вспомните, что не все в этом мире зависит от вас. Да, вы можете прогнозировать реакцию читателей. Но имеете право ошибиться в прогнозе. И читатели имеют право повести себя вопреки прогнозу. Это просто рабочая ситуация.

Во-вторых — не травить себе душу. Не проверять статистику десять раз на дню. Погрузитесь в текст. Найдите удовольствие в его создании (ага, снова статья о мотивации!). У вас есть план — следуйте ему. Закончите эту книгу и начните новую.

Охлаждение к тексту случается и после больших перерывов в работе над ним. Тут рецепт один — не делайте большие перерывы, пока не закончите проект.

Если совсем невмоготу — ставьте точку. Бросайте этот текст на полуслове и начинайте новый. Мучить себя не надо.

  1. Очень большой или очень маленький объем текста

Бывают конкурсы литературных миниатюр. Такие, где надо прислать рассказ из семи предложений, или объемом до тысячи знаков.

В такой маленький объем очень трудно втиснуть полноценный сюжет. Хотя Хемингуэй, говорят, однажды умудрился написать трогательный рассказ из четырех слов.

На маленький рассказ можно потратить целый день — если писать именно рассказ, а не зарисовку.

Стоит ли оно того? Решать вам. Если считаете, что это время можно потратить продуктивнее — просто не пишите маленькие рассказы.

Большой объем предстоящей работы, наоборот, давит своей монументальностью. Даже объем стандартного романа кажется автору рассказов чем-то огромным, неподъемным.

Снова поможет план. Разбейте сюжет на главы. Представьте, что ваш роман — это всего-навсего двадцать рассказов. К тому же, все они происходят с одними и теми же героями и в одном сеттинге, да еще и сквозным сюжетом связаны. А значит — вам меньше работы.

Потом спокойно напишите эти двадцать рассказов, получая удовольствие и придерживаясь плана ежедневной работы.

  1. Боязнь оказаться плохим рассказчиком

Тоже очень распространенная проблема. Не все люди умеют красиво и связно излагать истории — это факт. И не все люди верят в свой талант рассказчика. Даже, если на самом деле у них все выходит неплохо.

Такой автор все время опасается, что его история окажется слишком простой, скучной. Он переделывает и переписывает, стараясь добавить оригинальности, добавляет ненужные шутки и пустые красивые описания.

Но просто рассказанные истории тоже могут быть очень увлекательными.

Это вопрос уверенности в себе. Если мы уверены — наша уверенность передается читателям, и им интересен наш рассказ.

Как прокачать уверенность? Не вообще — это слишком большая тема — а в данном конкретном случае.

Во-первых, поможет план. Если вы точно знаете, о чем рассказываете — рассказывать намного легче. Вдохновенно фантазировать прямо из головы намного сложнее.

Но и этому можно понемногу научиться. Чаще рассказывайте что-то в компании. Сочиняйте мгновенные короткие истории, пишите зарисовки.

Выберите для своего текста удобную композицию. Не сложную, не модную, а удобную для вас. И привыкните к ней. Почувствуйте завязку, развитие действия, кульминацию и развязку истории.

В общем — качайте навыки, а уверенность придет вслед за ними.

  1. Желание быть нарочито оригинальным

Такое желание может быть вызвано разными причинами. Но проявления похожи. Автор пишет неестественным языком, заигрывает с читателями, и мешает им погрузиться в историю, выставляя напоказ себя и свой талант.

Разумеется, это стоит ему больших усилий и временных затрат. Продемонстрировать все свои возможности не так-то просто.

Не осуждаю. Творчество — это всегда свободный выбор.

Но на всякий случай, дам рецепт.

Мы все и так уникальны от рождения. Других таких нет. И в каждой букве любого нашего текста всегда есть мы. Это читателям прекрасно видно вообще без наших стараний. Поэтому можно просто писать историю и не париться.

  1. Нежелание показаться торопливым. Ощущение, что быстро написанный текст имеет меньшую ценность, чем хорошо обдуманный

Выше я уже говорил, что это спорный вопрос. Но если человек в чем-то убежден, спор не принесет результата.

Однако если вы чувствуете, что обдумывание книги грозит затянуться на годы, а текста все нет, вспомните вот о чем.

Наш мозг работает очень быстро. Нервные импульсы бегут по нейронным связям практически со скоростью света. На обдумывание полного сюжета толстой книги мозг потратит сотую долю секунды.

Еще двадцать сотых секунды вам потребуется на то, чтобы осознать результаты обдумывания.

Выделите себе эту двадцать одну сотую секунды. Даже двадцать две сотых. И садитесь писать.

Если без шуток — опять поможет план книги. Только не надо переделывать его десять раз. Он достаточно хорош сразу. В крайнем случае, внесете небольшие изменения по ходу работы.

  1. Нежелание выглядеть бездельником в собственных глазах или в глазах окружающих

Мы привыкли измерять ценность работы количеством потраченного на нее времени. Если работа сделана легко и быстро — она вообще не кажется нам работой. Мы не понимаем ее ценности.

“Делу время, потехе — час” – твердит нам невидимый человечек в голове. И окружающие согласно кивают.

Нормальный рабочий день — это восемь часов. А ты тут за пару часов целую главу набросал. Ну, куда это годится?

Возникает ощущение, что мы не работали, а забавлялись, бездельничали.

Здесь выручил бы весомый результат этой работы. Например, деньги от продажи книги. Этот результат позволил бы нам ощутить ценность своей работы и понять, что не всегда она измеряется временем.

А если результата пока нет?

Если эта проблема для вас актуальна — пишите на здоровье восемь часов. Только не привязывайтесь к объему текста. Пишите быстро и много, вам же лучше. Потянете два проекта вместо одного.

Парадоксальное решение — не работать вообще. Разрешить себе писать тексты для забавы, ради удовольствия. Это положительно скажется и на их качестве, и на вашем настрое.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ!

-2

Все опубликованное в цикле

Автор: Алекс Рудин

Больше хороших рассказов здесь: https://litbes.com/

Ставьте лайки, делитесь ссылкой, подписывайтесь на наш канал. Ждем авторов и читателей в нашей Беседке.

Здесь весело и интересно.

Литературные конкурсы Литературная беседка Поэзия Рассказы

Понравилось? Читайте! Подписывайтесь!

Чёрная роза
Литературная беседка21 августа 2023