"Всё начинается с правильного наименования", сказал великий Конфуций в V веке до Рождества Христова. Когда же его спросили, с чего он начал бы свою деятельность, когда станет правителем, Конфуций ответил: "Необходимо было бы исправить имена". Этим он показал, что важнейшее значение имеют "имена", и огромную роль играет "слово".
Почему же, как видно из заглавия этой статьи, мне лично "обидно"? Да потому, что написал я на этом своём канале две статьи о важности и значении топонимики (см. статьи от 25.03.2021 г. и от 11.04.2021 г.), и что? А ничего: одна статья заслужила всего два комментария пользователей, а другая осталась вообще без комментариев. Значит, неинтересно это почти никому? Видимо, не совсем так, потому что статья "Царицын - Сталинград - Волгоград, что дальше?" из всех моих публикаций получила наибольшее количество прочтений и комментариев, а это ведь тоже о топонимике. Правда, там топонимика выступает как средство политики и связана с именем Сталина... Значит, всё-таки интересно и важно, как называть города и сёла, в которых мы живём, и улицы, по которым ходим? Или важно только тогда, когда упоминается имя Сталина? Если это так, то это говорит о тенденциозном подходе… А подход, по моему твёрдому убеждению, должен быть только один: любой объект топонимики должен носить то имя, которое он получил при "рождении". Исключения могут допускаться лишь тогда, когда личность, именем которой назван топоним, дискредитировала себя своей деятельностью, и пребывание имени этого деятеля на карте страны оскорбляет общественное мнение и чувство справедливости..
Не хлебом единым сыт человек – старая истина. "В начале было слово!" И было это слово – БОГ! Однако топонимы, имеющие корнем своего названия «бог» (Богоявленск, Богородицк и т. п.), за годы атеистической советской власти были практически изжиты с карты нашей страны, как и само имя РОССИЯ официально перестало употребляться. Страна стала называться СССР.
Поэтому я и решил ещё раз порассуждать о проблемах с топонимикой в настоящее время. И подумал, что реакция некоторых читателей будет вероятно пренебрежительной, возможно, даже осуждающей: нашёл, о чём писать! Кругом дела поважнее! СВО, например. Сразу отвечу: именно события, связанные с СВО, напоминают о важности проблемы с топонимикой. Если бы наименования городов, площадей, улиц и т. д. не имели бы значения и не были бы важны для нас с вами и наших оппонентов, то с чего бы вдруг власти Украины стали с пылом и жаром переиначивать названия на территории "незалежной" на свой лад и стирать с карты Украины все наименования, связанные с периодом пребывания украинских земель в составе Российской Империи и СССР? В одном только городе Днепропетровске, ставшем "Днепром", заменены на украинский лад (в соответствии с пониманием нынешних правителей) 335 наименований городских объектов. И так по всей территории, находящейся под властью украинского правительства.
А наши власти на освобождённых от укронацистов территориях торопятся вернуть прежние имена топонимов, правда, делают это по не очень понятным критериям и не последовательно. И что важно: нет у российских органов власти в новых регионах единого подхода к этому вопросу, а отсюда и непоследовательность, и неразбериха. Эта неразбериха не позволяет дать оценку происходящему процессу наименований-переименований в новых регионах РФ. А Москва молчит... И местные власти поступают по своему разумению. Приведу только два более-менее понятных примера. Всем известно, какие ожесточённые бои шли за освобождение от укронацистов города Бахмут. Репортажи об этих сражениях публиковались на всех новостных каналах СМИ ежедневно, и что интересно, - в одних репортажах город именовался Бахмутом, а в других Артёмовском. Последнее время вижу только Бахмут. Значит, вопрос решился. Кем? Не знаю, да и не важно - кем. Главное - победила верная с исторической точки зрения позиция: многострадальный город вернул своё имя, которое носил с XVI века. Не знаю, подтверждено ли это возвращение на официальном уровне. А имя местного красного бандита Фёдора Сергеева по партийной кличке "Артём" убрано? Если так, то это вызывает чувство удовлетворения. Далее... В Мариуполе при украинских властях центральная площадь города называлась "Площадь Свободы". После освобождения города площади вернули имя Ленина. Я не знаю реакцию местных жителей, но думаю, что в данном случае противопоставлять Ленина и Свободу как-то не вяжется: чем понятие "свободы" хуже имени Ленина? Ассоциации у людей могут быть разными и далеко не всегда в пользу Ленина. То же, кстати, касается и памятников великому вождю пролетариев всех стран. Было этих памятников на территории Украины (как и на всей территории СССР) великое множество. Украинские власти за годы "незалежности" их снесли. А по мере занятия городов и посёлков Российской Армией новые (российские) власти стали эти памятники восстанавливать. Стоит ли с этим спешить? Всё это ведёт к разжиганию страстей, что идёт не на пользу СВО. Может лучше подождать? Дел-то и без памятников Ленину невпроворот... И наименования-переименования топонимов в новых регионах РФ тоже лучше не трогать до наступления полной политической и административной определённости. Кроме случаев, когда надо убрать слишком одиозные названия, связанные с именами Бандеры, Шухевича и т. п. личностями и символами. Проблема налицо, и главы Донецкой и Луганской Народных республик издали свои указы, регулирующие этот процесс. В двух новых регионах вопрос решён, по крайней мере на сегодняшний день. Но есть и другие области на бывшей территории государства Украина, где топонимика пока не упорядочена.
На нашей же территории - в Российской Федерации давно существуют свои топонимические проблемы, которые пора бы решить, не откладывая. Я имею в виду восстановление, возвращение исторических названий объектов, переименованных советской властью. Не новое переименование, как считают некоторые, а именно ВОЗВРАЩЕНИЕ исконных, истинных, подлинных исторических названий. Переименовывали только коммунисты (кстати, без всяких референдумов, опросов и бюрократической волокиты, переименовывали за один рабочий день...). Сейчас же надо просто вернуть те имена, которые были даны объектам при их возникновении. Чтобы возвратить городам, улицам и т. д. их законные названия, совсем не обязательно проводить референдум. Давайте вспомним, что даже при решении вопроса о Государственном Гимне был всего лишь опрос, а референдума не было. И сделать это надо сразу, единовременно - одним Указом на всю страну, который должен быть директивой, обязательной к исполнению. Принципиально неправильно решать каждый случай возвращения исторических наименований в отдельности и отдавать это решение на усмотрение местных властей. Не должно быть разнобоя, чересполосицы: в одних местах оставлять советские топонимы (или возвращать таковые там, где их успели убрать), а в других нет. Каждый чиновник "на местах" мнит себя знатоком и стратегом по всем вопросам, и этим порождаются всякие несуразицы. Я уверен, что непродуманные и нелогичные переименования в Москве, например, решались "нью-москвичами" в чиновничьих креслах по своему "вкусу", иначе трудно понять, как Зубовская площадь вдруг превратилась в "площадь Шолохова", а Долгий переулок стал "улицей Бурденко". Никто и никогда не имел ничего против ни М.А.Шолохова, ни Н.Н.Бурденко, однако их заслуги и предмет, о котором идёт речь - просто разнородные вещи, и одно с другим не надо перемешивать.
Скажите, есть ли у нас в стране человек, который имел бы что-нибудь против Михаила Юрьевича Лермонтова? Странный вопрос? Но возвращение станции московского метрополитена "Лермонтовская" её исконного имени "Красные Ворота" многие сограждане приняли именно как гонение на имя великого поэта в связи со сменой политического строя в СССР. Было это то ли в последние дни 1991 года то ли в первые дни года 1992-го. Я работал тогда в коллективе, в котором имелся сотрудник – бывший в недавнем прошлом полковник КГБ, ныне пенсионер. Его недоумению не было границ: "При чём тут Лермонтов?" - без конца вопрошал он. Я отвечал, что М.Ю.Лермонтов тут не при чём, что это просто восстановление "первородного" имени станции. Он этого не понимал, его гэбэшному сознанию не дано было понять, что возвращение и переименование не есть одно и то же; он мыслил категориями "врагов" (то ли народа, то ли власти), и считал, что переименования возможны только тогда, когда тот или иной топоним стал враждебен политике действующей власти, и продолжал твердить: "При чём тут Лермонтов"? Доказать ему, что Лермонтов тут действительно не при чём, оказалось непосильной задачкой.
Ещё более непосильной задачей для людей с гэбэшным мышлением было возвращение исконных имён Пушкинской и Чеховской улицам, особенно - Пушкинской. Как, в чём же Пушкин-то виноват? - вопрошали граждане. Да ни в чём он не виноват. А виновата советская власть. Коммунисты знали, на чём спекулировать ради повышения авторитета своей власти, и очередной их спекуляцией было использование имён наших великих предков для переименования улиц и площадей в городах, а иногда даже целых городов. Ну что такое улица Большая Дмитровка для советских граждан, особенно не москвичей? И вот вместо этого незамысловатого названия - Пушкинская улица... Вот как мы чтим великого поэта! Как будто А.С.Пушкин и без этого был бы недостаточно велик! И останется великим Александр Сергеевич Пушкин даже если вернуть городу, в котором находится Царскосельский лицей, историческое имя.
Но не было ни в Москве, ни в иных местах имён тех великих людей России, кто вынужденно покинул Родину после победы красных в Гражданской войне. Поэтому вы нигде не нашли бы имён И.А.Бунина, В.В.Набокова, И.Л.Солоневича, не говоря уже о тех выдающихся русских мыслителях, которых великий Ленин осенью 1922 года выдворил из новой России на специальном пароходе, прозванном "философским пароходом". Это обобщающее название - на самом деле рейсов таких пароходов было несколько, и не только из Петрограда, но и из Севастополя и Одессы. А сколько уехали поездами, и не совсем легально, никто не знает. Великий пролетарский писатель А.М.Горький появился в топонимике только после возвращения в СССР, и был вознаграждён таким вниманием власти, которого не удостаивался, пожалуй, никто другой (кроме разве что вождей советского народа, разумеется). Центральная улица Москвы из Тверской превратилась в улицу Горького, и даже старинный губернский (областной) город Нижний Новгород (родина Ополчения Минина и Пожарского) стал называться городом Горьким! А уж сколько улиц, площадей, парков, домов культуры стали "имени Горького" - не счесть. Вот что значит заслужить любовь советской власти!
К слову, замалчивались имена не только писателей и философов, композиторов, художников и артистов, не угодных советской власти, но и великих русских инженеров, учёных и изобретателей, покинувших Родину или просто ставших неугодными кому-то и почему-то, в частности, создателей вертолёта и телевидения, архитекторов, биологов и т. д. Если перечислять всех, то это будет уже статья на другую тему.
Юрий 1941. 19 марта 2024 г.