В августе этого года исполнится 180 лет со дня рождения художника Ильи Репина. Художник был наставником Серова, Малявина, Кустодиева, Грабаря, а в его мастерской постоянно толпились студенты. Как проходил учебный процесс и как советы наставника нашли отражение в работах его студентов? Чтобы познакомиться поближе с этой стороной личности художника, мы посетили выставку «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» в музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре.
Важно отметить, что до 1893 года обучение в Академии художеств могло длиться до 15 лет и студент был скован узкими рамками жанровой специализации. Только после подписания нового устава императором Александром III учащийся смог выбирать не направления обучения, а близкого себе по духу мастера, с которым оттачивал свои персональные художественные навыки и разрабатывал личный стиль. Так, с 1894 года Репин соглашается руководить мастерской, а потом собирает толпы студентов в классах Петербургской рисовальной школы княгини М. К. Тенишевой.
Три принципа Ильи Репина
Выставку поделили по трём ключевым принципам Репина:
- «Тело как тело» — важно уметь изображать человеческую натуру. До реформ в Академии обнажённую фигуру студенты могли писать только на последнем курсе, а в натурном классе позировали только мужчины, женщины-натурщицы же встречались только в частных мастерских. В классе Репина с первого года обучения была практика рисования приглашённых профессиональных натурщиц.
- «Учитесь у природы» — это лучший инструмент по изучению цвета, света, композиции и воздушной среды. Природа может становиться как фоном для крупномасштабных полотен, так и самостоятельным сюжетом. Репин подчёркивал важность работы на пленэре, к этому его приучил художник Алексей Боголюбов, который в 1873–1874 годах был присматривающим за «парижскими пенсионерами» (художники, которые отправились на обучение за границу).
- «Идите своим собственным путём» — нужно искать свой почерк и никому не подражать. Активное развитие художественных объединений, эксперименты с сюжетами и импрессионистскими техниками работы с мазком и цветом рождали новаторские работы, которые с новой стороны раскрывали художников.
Каждый зал экспозиции дополнен воспоминаниями учеников о своём наставнике и архивными фотографиями тех лет.
РЕПИН — СЕРОВ
Серов с восьми лет работал в мастерской Репина в Париже, а с 16 лет — в Абрамцево. Мастер признавал, что тоже учится у своих учеников. В экспозиции представлены два портрета Софьи Драгомировой — авторства учителя и ученика. Валентин Серов не воспринимал похвалу, и даже если работу советовали больше не трогать, он никого не слушал и переделывал до тех пор, пока ему не понравится результат.
Главное — практика
Делать постоянные зарисовки и практиковаться на летних каникулах — важное правило мастера. Для развития портретных навыков он рекомендовал использовать самую доступную модель — себя — и создавать автопортреты. Также моделями становились сокурсники, друзья и близкие люди. Портреты, сделанные не на заказ, а по собственному желанию, не сковывали молодых художников и были полезны для развития их персонального художественного стиля.
РЕПИН — МАЛЯВИН
Изначально Малявин учился иконописи и был послушником в монастыре святого Пантелеймона, но жизнь повернулась так, что его талант заметили, и его приняли в Императорскую Академию художеств под личное наставничество Репина.
Когда Филипп Малявин написал картину «Бабы» в его красочной индивидуальной манере, то многие члены совета не хотели допускать его на творческий конкурс из-за несоответствия картины академическим канонам. Тогда Илья Ефимович всеми силами защищал своего студента, а в конечном итоге в 1900 году крестьянки Малявина получили золотую медаль на Всемирной парижской выставке.
Случай в мастерской
В частной студии княгини Тенишевой в группе появился ученик-дальтоник. Репин не знал о его зачислении и, когда увидел его работу с неестественными оттенками и цветами, начал быстро говорить, задыхаться и усердно жестикулировать. Всё это вылилось в подробную лекцию об основных законах окраски тела и цветовых отражениях. Все присутствующие оказались под впечатлением.
РЕПИН — БРОДСКИЙ
Мастер мог как хвалить, так и ругать учеников. Однажды Исаак Бродский начал писать портрет Репина, и после первого сеанса тот восхищался получившейся работой. Но когда дело дошло до нового слоя, учитель был огорчён результатом: гневно топал ногами, весь день не разговаривал с Исааком, а потом и вовсе взял картину, вату и скипидар и смыл всё, что сделал Бродский за тот день.
Конфликт сторон
В начале ХХ века место прежних революционеров живописи, передвижников, заняли участники творческого объединения «Мир искусства». Туда вошли и многие ученики Репина, несмотря на то что мастер не одобрил их выбор и буквально проклял за это. Илья Ефимович объявил всех «развязными дилетантами» и «калеками-уродцами».
«Друзья мои! Вы — наше будущее! —говорил он. — То, чего не успели сделать мы, вы должны закончить.<...> Я не раскаиваюсь, что занялся педагогической деятельностью. Многие считают этот труд помехой творчеству. Я с этим не согласен: это и неверно и эгоистично. Глядя на вас, я обновляюсь. Если в своём творчестве я не сумел сделать и половины того, что мог бы сделать, всё же я с улыбкой сойду в могилу, сознавая, что хоть чуточку был полезен вам. Не забывайте, дорогие друзья мои, только одного — вашего призвания. Помните, что наша профессия — искусство — самый интернациональный язык на земле. Не забывайте, что вы должны положить начало первой песне о будущей свободе, о взаимной любви и дружбе свободных народов!» — слова Ильи Репина из воспоминаний живописца Моисея Тоидзе.
Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид