В конце 1930-х годов для рабочих бывшего Трубочного завода, в 1923-м «по просьбе коллектива» получившего имя первого председателя Самарского горсовета Александра Масленникова открылся клуб, названный Народным домом.
Тогдашние Дома культуры можно, конечно, считать уникальным историческим явлением. Только в СССР для рабочих возводились настоящие дворцы, в которых бесплатно и в любом возрасте можно было заниматься самообразованием и творчеством, осваивать азы новых профессий. Сюда ходили на танцы, создавали советские семьи.
Строились довоенные ДК по общей схеме – с большими залами для концертов, спектаклей, танцев и маленькими комнатками для занятий. Основная часть полезной площади отводилась под проведение массовых праздников – поскольку недавний голод, репрессии, коллективизация и ускоренная индустриализации были нелегким испытанием, требовалось убедить народ, что достижения дня завтрашнего оправдают все тяготы дня сегодняшнего.
Главным архитектурным стилем Домов культуры стал сталинский ампир, призванный создать ощущение парадности, яркости, величия и и сверхспособностей советских людей.
К середине 1960-х руководство предприятия задумало заводской очаг культуры обновить. Хотя ЗИМ к этому времени располагал собственным строительным подразделением, возводившим для заводчан и города жилье, школы, детские сады и общежития – возвести подобающий уникальному предприятию новый Дом культуры оказалось непросто.
Стоит вспомнить, что в те годы еще действовало знаменитое хрущевское Постановление №1871 от 4 ноября 1955-го года, запретившее всякие архитектурные излишества и украшательства и полностью связавшее архитекторам руки, следующее же постановление - «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» - отчасти реабилитировавшее профессию зодчего, вышло лишь 28 мая 1969-го.
Использовать какой-то яркий индивидуальный проект было почти невозможно, поскольку на территории всего СССР согласовывалось и финансировалось только типовое строительство.
Как позже вспоминал автор – архитектор Юрий Васильевич Храмов - ДК «Звезда» родился благодаря поддержке местных властей и их решению под свою ответственность провести новое строительство как «реконструкцию».
В результате «реконструкции» от прежнего здания остались лишь две продольные стены старого зала.
Чтобы вписаться в существующий объем, не выйти за пределы дозволенных нормативов площадей и при этом получить хорошую вместимость, окупающую дальнейшую эксплуатацию, пришлось делать мощный балкон, ставший в итоге одной из интерьерных находок.
Вообще, как отмечали в своей книге „81 архитектурный шедевр. Путеводитель по современной архитектуре Самары“ Виталий Стадников и Олег Федоров, «Это один из немногих объектов 60–70-х годов, где с одинаковой тщательностью проработан интерьер и экстерьер... Вся система перетекающих разноуровневых зон с многосветными рекреациями подчёркивает иллюзорность пространственного деления. Чтобы усилить этот эффект, все перегородки сделаны либо стеклянными, либо раздвижными. Лестничные марши тоже максимально облегчены визуально — они без подступенков, на одном косоуре»
Новый ДК, получивший название «Звезда», впечатлял и снаружи. По описанию, данному самим автором, « В этом здании воплощены известные корбюзианские принципы: здание на опорах, ленточное остекление, свободный фасад (в данном случае полностью остекленный), плоская кровля. Дом культуры состоит из двух блоков: одного – с концертным залом на 1200 мест, библиотекой, танцзалом и второго – с лекторием на 420 мест. Они объединены вставкой административной части комплекса.»
Кстати, таких больших и масштабных витражей, какие требовались для остекления «Звезды», в стране не делали. Однако для ЗИМа невозможного не было! Для изготовления витражей была запущена специальная линия. Заводских строителей Ю.В. Храмов называл соучастниками творческого процесса.
Завершенное в 1970-м году здание Дома культуры завода имени Масленникова «Звезда» специалисты признали одним из наиболее изящных и тонких авторских произведений того времени.
К сожалению, в ходе проведенной в конце 1990-х реконструкции часть модернистских находок Юрия Храмова была утрачена.
Стали неузнаваемы детали прежде воздушных интерьеров, прозрачное остекление фасадов заменили на довольно несуразные тонированные стеклопакеты, разрушившие саму концепцию прозрачности и связи с внешним пространством.
Позже к фасаду пристроился вертикальный объем с лифтом, ведущим на третий этаж в галерею ресторанов.
В настоящее время бывший заводской клуб, переживший само великое предприятие, служит молодежным развлекательным центром и продолжает оставаться значимым культурным объектом города.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете