Перед началом Великой Отечественной войны сотрудниками Московской Газодинамической лаборатории под руководством Владимира Андреевича Артемьева и Николая Ивановича Тихомирова была создана многозарядная пусковая установка, размещенная на грузовом автомобиле. Она получила обозначение БМ-13 «Катюша»
Уже в июле 1941 года «Катюша» была использована в бою под руководством капитана Ивана Андреевича Флёрова. Было дано два залпа по станции «Орша» и скопившиеся немецкие войска и техника были полностью уничтожены.
Происхождение ласкового прозвища «Катюша» установки БМ-13 достоверно установить затруднительно, существует несколько версий. Согласно одной из них название появилось, благодаря маркеру «К», который означал, что модель собрана заводе имени Коминтерна.
Характеристики:
Годы эксплуатации: 1941 – 1980 гг.
Количество человек в боевом расчете: 5-7
Скорость передвижения: до 40 км/ч
Калибр: 132 мм
Скорострельность: 16 выстрелов за 7-10 секунд
Время выпуска полного комплекта снарядов: 7-10 секунд
Масса в боевом положении – 6, 8 т.
Диапазон действия этого грозного оружия был весьма широк. «Катюша» использовалась не только против пехоты и вооружения противника, но также для уничтожения укреплённых рубежей обороны, которые сдерживали продвижение советских войск. Не одно значимое сражение Великой Отечественной войны не прошло без БМ-13.
На базе установки БМ-13 стали развиваться новые версии системы залпового огня, такие как «Град» и «Ураган».