Найти тему
Захар Прилепин

КАКОЙ ТАМ ОСКАР

Прекрасная статья Ричарда Семашкова (рэпер Рич)

КАКОЙ ТАМ ОСКАР

Да, «Оскар». Да, надоело. Да, до сих пор следим. Да, премия вражеская. И да, до сих пор интересно. Фильмы бывают крайне любопытными, что уж греха таить.

И да, наше постсоветское кино — это испытание не для слабонервных.

Но пока мы учимся ходить (снимать — зачёркнуто) заново, всегда можно вернуться назад лет на 60-70 и вспомнить, что мы всё умели. Про человека всё понимали. И вообще, к искусству относились внимательно. Не ради денег делали, переводя на современный язык.

Был я недавно на показе фильма «Осенние свадьбы» в питерском Доме кино (программа Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Кино про любовь»). Снял Борис Яшин, 1967 г.

Сюжет: беременная деревенская женщина ходит по учреждениям, добиваясь, чтобы ее расписали с отцом будущего ребенка, трагически погибшим от взрыва мины, оставшейся на колхозном поле со времен войны...

Как же это красиво сделано. Сколько любви, сколько одиночества, сколько полутонов, сколько всего сложного в простом и простого в сложном. Как это профессионально!

Фальшь, пошлость и кринж отсутствуют как понятия. Будто тогда всего этого не существовало.

Смотришь на эти живые и точные персонажи и думаешь: «А что, так можно было жить? Ну или хотя бы так можно было снять?!»

Ну и в очередной раз: а как можно было это даже не потерять, не продать, не слить, а просто забыть?

Забыть то, что мы умели делать кино. Не фильмы. Не клипы. А кино. Умели вытачивать алмазы, умели обрамлять кристаллы. Умели в человеческое. В литературу. В психологию.

После фильма мы дружной компанией сидели с исполнительницей главной роли Валентиной Теличкиной и говорили про кино.

И знаете, я бы мог в теории поверить тем мутным ребятам, которые рассказывают нам про то, что Совок только в кино делал людей из людей. Только там была чистота, благородство, стать, мудрость, сложность. Но я несколько часов наблюдал за семидесятидевятилетней народной артисткой, и всё вышеперечисленное спустя столько лет сохранилось в её глазах, в речи, в манерах.

Это кино было правдой. Эти люди жили и работали в этой стране. Мы были круче, прости господи, Голливуда. Мы были тоньше европейского кино. Мы были старой Италией. Мы были прогрессивной Францией.

Мы были Россией.