Окей, сразу оговоримся, что у Tesla есть довольно продвинутая версия автопилота FSD v12 beta, но поскольку в России машины пока обновляются до FSD v11, во время последнего теста Model 3 Performance я попробовал именно её. Интересно, кстати, что в США для активации селфдрайва нужно заплатить $10 тысяч, а наши автовладельцы включают его бесплатно. При этом на Урале система работает в усечённом режиме без навигации, например, плохо различает скоростные лимиты. Так что сделаем скидку на все эти обстоятельства.
Я попробовал автопилот на загородных трассах, для которых FSD v11 в большей степени и предназначен. Его первая задача — контролировать скорость с учётом обстановки, и тут особенных проблем нет. Только этим никого не удивишь, и адаптивный круиз-контроль есть сегодня у кучи машин, включая Skoda Octavia. У Tesla он работает здраво, но и воображения не поражает. Скажем, ехали мы по трассе, в правой полосе стояли дорожные рабочие, я перешёл в ручной режим и стал перестраиваться. Риска столкновения не было, но машина всё же жмакнула по тормозам, чего-то испугавшись. Говоря откровенно, я ждал от Tesla большей разборчивости. Ещё лет пятнадцать назад Volvo S60 вот также дёргался, замечая пешеходов в нерасчётных местах, и это порой раздражало. Я думал, за эти годы электроника стала деликатней, но как будто нет.
А вот с рулёжкой всё хуже. В принципе, Tesla вполне держится в полосе и адекватно подруливает, хотя опять же, я помню то же самое в исполнении Skoda Superb. Вот только после ряда смертельных аварий Tesla обязывает держать руки на руле и прилагать к нему небольшое усилие, что вообще-то сильно утомляет. Забудешь потянуть руль — автопилот выключится (после предупреждения). Потянешь слишком сильно — автопилот выключится. В результате, чувствуешь себя авиадиспетчером, который должен в совершенно скучных обстоятельствах концентрировать внимание и постараться не уснуть. Как по мне, вести машину куда приятнее и проще, чем следить за силой давления на руль.
Разметка на трассе была не везде. То есть везде, но не всегда видимая для тесловских камер. И чувствовалось, что машина начинает материться и бубнить под нос «Как вы, черти, тут ездите?». На тесловском экране виртуальная разметка в этих случаях выглядит танцем пьяного жениха, а потеряв её окончательно, машина слишком смещается от правой обочины. То есть едет примерно посредине двухполосной односторонней дороги. Когда разметка появляется снова, Tesla довольно резко возвращается в полосу. Наверное, тесловоды привыкли к таким фокусам и реагируют философски, но лично мне было как минимум неуютно.
В итоге я не увидел никакого смысла в таком автопилоте, потому что на трассе я вполне способен держаться в полосе сам. Если бы можно было отвлечься от дороги — другое дело. Но пока вся ответственность лежит на водителе, машина буквально заставляет тебя быть на стрёме, и удовольствия от такой автоматизации примерно ноль.
Я не хочу сказать, что автопилот вообще и тесловский в частности — это бесперспективно. Наоборот, я фанат этой идеи и верю, что она ещё высадит из-за руля таксистов. Просто я готов оценить автопилот, который делает всё сам и ответственность тоже несёт сам. Чтобы я забылся на заднем сиденье и кайфовал от того, как мягко, быстро и предсказуемо рулит киборг.
Это время ещё настанет. что видно даже по версии FSD v12 тесловского автопилота: посмотрел тест-драйвы, и общее впечатление — шаг вперёд. Меня, например, впечатлило, как технично автопилотируемая Tesla ехала по парковке супермаркета в оживлённое время. Она аккуратно просачивалась через толпы пешеходов с тележками, не теряя времени, но и не пугая их. Так что я не ставлю крест на идее автопилота, просто версия FSD v11 именно в России работает так, что проще самому. Хотя владелец Tesla говорит, что кайфует от автопилота в пробках, и тут я готов поверить на слово.
О пробеге на одной зарядке в холодную погоду писал ранее.