В юго-восточной части Минска, рядом с деревней Красное Урочище, находилась крупная танковая бригада Красной Армии перед Второй мировой войной. В связи с подготовкой страны к конфликту, весной 1941 года бригада была переформирована в танковую дивизию. В этом районе были построены цеха для ремонта боевых машин. После захвата деревни фашистскими войсками, они организовали здесь крупный ремонтный узел, обслуживающий танки и автотранспорт вермахта. Завод "Гросс-К-Верк" был построен на предприятии "Даймлер-Бенц" и здесь трудилось более 5000 человек.
В 1944 году, после освобождения оккупированных территорий, цеха завода использовались для сборки грузовиков из США в рамках программы ленд-лиз. Затем завод начал выпускать крупнотоннажные грузовики на основе документации из Ярославля. Было решено выпускать аналоги ЯАЗ-200. Грузоподъемность этих машин составляла 7 тонн, и они также могли тянуть прицеп весом до 9,5 тонн. МАЗ-200 стал первым грузовиком, на котором были применены синхронизаторы передачи, насос-форсунки и тахометр. Двигатель, разработанный на базе мотора GMC, был модернизирован и его мощность увеличена с 71 до 120 лошадиных сил. МАЗ-200 отличался от ярославского аналога формой передней решетки с вертикально расположенными ребрами.
В 1948 году завод расширился и начал работать на полную мощность. Через три года, при годовом плане в 15 тысяч машин, Минский автозавод выпускал на 10 тысяч единиц больше. Завод также выпускал сверхпроизводительный 40-тонный самосвал МАЗ-530 с колесной формулой 6х4, который получил Гран-при на выставке в Бельгии в 1958 году.
В 1965 году завод перешел на серийное производство грузовых автомобилей семейства МАЗ-500. Эта легендарная бескапотная машина имела мощность 180 лошадиных сил и выпускалась с 1966 по 1977 годы. Она была очень надежной и активно использовалась в Советской Армии. На базе МАЗ-500 выпускались различные модификации, включая самосвалы, седельные тягачи и лесовозы.
В 1977 году завод начал выпуск новой модели МАЗ-5335, которая производилась до 1990 года. В 1981 году была запущена серия МАЗ-5432 и тягачи МАЗ.
В 1981 году на заводе начали выпускать новую серию МАЗ-5432 и тягачи МАЗ-6422. У новых машин уже были мощные дизельные двигатели с диапазоном мощности от 230 до 400 лошадиных сил.
Управление МАЗ можно считать самым прогрессивным в стране - они своевременно модернизировали конвейер, следили за мировыми тенденциями в автомобильной индустрии и оперативно изменяли модельный ряд своих популярных и наиболее востребованных грузовиков. Поэтому завод был награжден многими правительственными наградами СССР. Кстати, миллионный автомобиль МАЗ появился 14 апреля 1989 года. Эта почетная цифра досталась седельному тягачу МАЗ-64221. В 90-е годы завод активно сотрудничал с западными концернами и совершенствовал свою продукцию. В 1991 году завод начал выпуск низкопольных автобусов, а затем троллейбусов под маркой МАЗ. Через 10 лет автобус МАЗ-107 был признан лучшим автобусом 2001 года.
В 1997 году МАЗ подписал договор о сотрудничестве с MAN. Плоды этого сотрудничества стали видны уже через 5 лет: грузовой транспорт МАЗ несколько лет подряд получал призы на российских и международных выставках.
Впоследствии команда МАЗ приняла участие в ралли Дакар, на что было потрачено четыре года. После спортивной рекламы завод открыл сборочные цеха в Иране и Азербайджане.
К сожалению, в июне 2021 года завод попал под антибелорусские санкции, которые были введены странами ЕС в знак несогласия с политикой президента Лукашенко. Таким образом, история успешного предприятия МАЗ может получить новый развитие.
На сегодняшний день российский рынок автомобилей проходит через определенные изменения, где можно выделить как успехи, так и некоторые недостатки. Сотрудничество российских марок сейчас в основном осуществляется с китайскими компаниями. И уже есть успешные проекты, которые вышли на рынок и пользуются спросом.