Практически все абоненты сталкивались с нежелательными звонками от мошенников и рекламных отделов различных компаний. Случается это даже с теми, кто не разбрасывается своими данными и с осторожностью оставляет номер только в тех случаях, когда это необходимо. Причина повсеместности звонков от мошенников заключается в том, что «слив» номера может произойти практически где угодно.
Утечки данных компаний
Номера абонентов изначально могут добываться с помощью взлома. Для этого хакеры ищут уязвимости в защите базы данных компаний, а затем получают доступ к списку клиентов и их номерам. Чаще такое случается с более мелкими организациями, которые не вкладывают достаточно средств и усилий в систему безопасности. Однако многое зависит и от навыков хакеров — известны случаи утечки данных и у крупных компаний.
Столкнуться со взломом могут магазины, в том числе и онлайн маркетплейсы, различные сервисы, клиники, службы доставки и другие компании — те, где клиентам приходится оставлять номера для связи или подтверждения личности. Вот более подробный материал на эту тему.
Продажа клиентской базы
Нередко за «сливы» номеров ответственны и сами сотрудники. Мошенникам намного проще подкупить работника организации, который сможет получить доступ к клиентской базе и отправить им не только номера, но и ФИО клиентов, а иногда и адрес, последние цифры карты и другие данные. Кроме того, покупка номеров у работника компании напрямую позволяет аферистам своевременно пополнять базу новыми потенциальными жертвами.
Передача номеров банками и операторами
Жалобы абонентов говорят и о том, что утечка номера может произойти и в тех компаниях, которые должны уделять особое внимание защите данных клиентов. Так, некоторые начинали получать звонки от спамеров сразу после оформления SIM-карты или банковской карты. Причиной мог стать соответствующий пункт в договоре между клиентом и компанией — многие организации оставляют за собой право передавать данные о клиенте третьим лицам, т.е. своим партнерам. Среди них могут быть и различные рекламодатели, которые и начнут атаковать абонента спамом и предложениями оформить услуги или купить товар.
Объявления о продаже товаров и поиске работы
Часто мошенники обращаются к открытым ресурсам — туда, где пользователи сами оставляют номер в открытом доступе для связи. Среди них могут быть платформы для объявлений о продаже и предоставлении услуг, а также мобильные приложения и сайты для размещения вакансий. Обычно для поиска номеров мошенники используют автоматические программы и ботов. Они сканируют объявления, которые находятся в свободном доступе, а затем выбирают из них нужную информацию: ФИО, возраст, номер телефона, адрес проживания.
Сайты, на которых мошенники могут найти полную анкету о человеке, намного опаснее. С их помощью аферисты создают персонализированные схемы обмана — жертвы склонны сильнее доверять мошенникам, если те знают о них личную информацию. Так злоумышленникам проще представляться сотрудниками полиции или других государственных структур.
Данные на сайтах, форумах, интернет-ресурсах
Мошенники могут взламывать и данные различных сайтов. Интерес для злоумышленников представляют те ресурсы, где для регистрации аккаунта нужно оставить номер телефона. При этом взламывают их обычно чаще, чем сайты крупных компаний: если ресурс не подразумевает проведение каких-либо платежей, то и его безопасность нередко хромает. Если при регистрации есть возможность указать не номер, а адрес электронной почты, то выбирать рекомендуется именно этот вариант.
Таким образом, мошенники получают номера абонентов разными способами, предугадать которые невозможно. В результате полностью избавить себя от нежелательных звонков получится вряд ли, но можно принять меры предосторожности:
- Воспользоваться виртуальным ассистентом, которые сам отвечает на вызовы, записывает их и отправляет абоненту.