Исследователь и священник Стефан (Степан) Ляшевский в своем труде "Русь доисторическая" отмечал, что: "Без критического выяснения этого вопроса никак нельзя обойтись во введении в преисторию России...".
Он считал, что фраза многих историков и археологов о том, что
"С V века сарматы исчезают со страниц истории"
ничего не объясняет. По его мнению, такой большой культурный народ не мог исчезнуть сразу и навсегда.
Исследователь считал в качестве объяснения этому процессу не что иное, как то, что:
"...исчезли античные клички, а великий, очень многочисленный народ роксолан, или русколан, оставался и никуда не исчезал...".
Он сетует на то, что:
"...историки привыкли к исчезновению без остатка или с небольшим остатком некоторых народов...".
Получается, по аналогии с гуннами или готами, а также со скифами, официальная историография распространила и на русколанов из народа сарматов "...необъяснимый процесс исчезновения...".
На самом деле и другие народы никуда не исчезали, а были названы другими именами. Еще Егор Классен отмечал, что не один десяток, так называемых народов, были просто на просто придуманы греками и римлянами.
Роксоланы упоминаются у античного историка и географа Страбона, жившего с конца нашей эры по 23-й год нашей эры, в его «Географии».
Страбон отмечал, что роксоланы помогали скифам в их борьбе с Митридатом Евпатором. Тогда Царь роксолан Тасий пошел на союз со скифским царем Скилуром.
Что характерно, Страбон в своем труде отмечал, что:
«За Борисфеном же обитают роксоланы, последние из известных скифов…».
То есть Страбон роксоланов не относил напрямую к сарматам, но к скифам. Далее Страбон как бы разъясняет, что:
«…южнее роксоланов живут савроматы…».
Так же Страбон отделял роксоланов и язигов от «каких-либо других племен из кочующих в кибитках…».
Это означает, что роксоланы и язиги не являлись в то время номадами, в отличие от других кочевников.
Аппиан считал роксолан сильным народом, который часто нападал на земли Рима, находящиеся на реке Дунай. Исходя из его описания, они проживали в первых столетиях нашей эры не только между Доном и Днепром, но и в южной Польше (Западная Галиция), Червонной Руси (Восточная Галиция) и на Киевщине. Безымянный географ Равенны располагал роксолан также в Литве и в близлежащих рядом землях.
Римский историк Тацит сообщал о победе роксолан, когда они в 67 – 68 годах в количестве 9000 кавалеристов вторглись в римскую Мизию, где разбили 2 римские когорты.
Но на следующий год, при императоре Отоне, римляне по официальной версии, одержали победу над роксоланами. По Тациту следует, что роксоланы покинули свои строевые порядки и рассыпались отдельными группами для грабежа. После этого римляне на них набросились и начали уничтожать. Причиной такого быстрого поражения роксоланов от римлян был талый снег (оттепель началась). Тяжелые роксоланские кавалеристы под тяжестью доспехов катафрактариев утопали в рыхлом снегу. Часть воинов успела спешиться, но другие вместе с лошадями падали и были в скорости добиваемы римлянами.
Тацит так описывал то сражение:
«…В тот день, однако, шел дождь, лед таял, и они не могли пользоваться ни пиками, ни своими длиннейшими мечами, которые сарматы держат обеими руками; лошади их скользили по грязи, а тяжелые панцири не давали им сражаться…».
Вообще, с роксоланами Тацит не был знаком лично, а знал о них от других источников и не отделял их от кочевников. Но вот Плиний, живший в одно время с Тацитом, отделял роксолан от сарматов.
Впрочем, исследователь Ляшевский считал, что в противовес сообщению Тацита о разгроме 9-ти тысяч роксолан в 68 - 69-х годах римлянами имеются предания о том, что все было наоборот. Русколаны дошли до Троянова вала (Мезия) и их тяжелая кавалерия разбила латинов.
Русский ученый М.В. Ломоносов в 18-м веке считал, что название роксоланы было искаженным греками названием русов.
Если «лан» означает страна и земля, значит роксоланы - это никто иные, как «русскоземельцы», то есть жители Русской земли.
Позднее уже историк Д.И. Иловайский имел мысль о том, что русы и роксоланы - одни и те же жители русских земель.
Иловайский ссылался на французского исследователя Мальте-Брюн который считал, что Роксоланы (росхолане) выделившись из суроматских племен, пришли из Азии в Европу. Тех, которые пришли из земель Трои, стали называть венетами или венедами.
Далее в своем труде Ляшевский отмечал:
"Ни многочисленные "сарматы" ни их самое большое племя роксолане, или по-современному русколане, занимавшие территорию Великой Сарматии... никуда не исчезали...".
Они, по мысли исследователя, продолжали жить на исконных русских землях.
Также, по мнению Ляшевского, столица русколанов располагалась на месте станицы Цимлянской, которая сейчас затоплена.
При хазарах крепость называлась Саркелом, а после возвращении ее Святославом стала носить имя Белая Вежа. Хотя исследователь считал, что такое имя было у крепости еще во времена Аскольда.
У гетского историка 6-го века нашей эры Иордана упоминаются некие россомоны, которые все так же «случайно» оказались жителями тех же земель, что до них роксоланы.
Впрочем, Иордан их еще называл антами, которые были побеждены сыном Германариха Винитарием. А анты - это одни из предков словенорусов.
Сирийский исследователь Захария в середине 6-го века упоминал народ «рос» и локализовывал его, наверное, тоже «случайно» там же, где ранее жили роксоланы (западнее реки Дон). Одни случайности? Да это закономерность!
Вот и ответ на вопрос: Куда делись роксоланы? Они остались жить на тех же землях, где позже возникло Древнерусское государство под названием Русь. Они и были предками русских.
Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Из-за катастрофического падения показов в ленте, статьи можно прочитать зайдя на канал. Заранее Вам благодарен!