Ну что ж, мы добрались наконец до последнего города в запланированном нами на май путешествии - Самаре, приехав туда из Ульяновска.
И значит вы читаете последнюю статью этого цикла. Уже в третий раз я планирую свои путешествия, потому как не знаю заранее, что посмотреть в городах по пути, на что особо стоит обратить внимание. Ну раз я, так и так, роюсь и подыскиваю информацию, почему бы не поделиться ею с вами, мои читатели?
Итак, Самара - город миллионник, центр крупнейшей, после столичных, городской агломерации в России. Население Самары - 1 160 тысяч человек (девятый по численности город в стране), агломерации - 2,7 миллиона.
Самара - крупнейший промышленный центр. Только нефтеперерабытывающих заводов в её городах-спутниках четыре (считая один нефтехимический)! В самарской агломерации строят самолёты и ракеты, делают автомобили, спускают на воду корабли.
А началось всё в 1586 году, когда стрельцами под началом князя Засекина, была основана крепость у впадения реки Самары в Волгу, как раз напротив Журавлёвских гор. Крепость была деревянной и главной её целью было - обеспечивать безопасность проходящих по великой реке торговых судов. Делалось это ещё во времена ногайцев. Их заверили, что крепость будет охранять ногайские территории от племён восточных степей и от казаков заодно. В то время ногайцы и Москва были уже несколько десятков лет повязаны тесными узами, поэтому разрешение на постройку было получено. Крепость сгорела в XVIII веке и больше не восстанавливалась. В советские годы на её месте обосновался завод клапанов. Теперь и завода не осталось - на историческом месте возвели на память одну из башен.
Но история Самары предположительно уходит в ещё большую древность. Арабы и европейцы упоминали о река Самарха (Самур) и расположенном на ней поселении. По речке проходила южная граница Волжской Булгарии. Понятно, что здесь точно был приграничный город, довольно важный для международной торговли. Но на вопрос, где он находился, способны ответить только археологи, а им под городской застройкой копать ох как неудобно!
Уже в середине XVII века Самара становится уездным городом сперва Казанской, затем Астраханской, а впоследствии Симбирской губерний. Два века прошло до того, как Николай I издал указ о создании губернии Самарской. К концу XIX века регион вышел на первые места в России по сбору пшеницы, а в 1877 году в город приходит железная дорога.
В начале века XX в Самаре проживало уже больше 150 тысяч жителей! Город сильно вырос на границе веков, поэтому основную архитектурную ценность представляют здания в столь модном тогда стиле модерн. В Самаре даже есть музей модерна, ведь он диктовал свои законы не только в архитектуре, но и во многих других направлениях искусства и прикладного творчества.
Об Октябрьской революции самарцам объявил со сцены цирка "Олимп" (ныне - филармония) Валериан Куйбышев. Его имя носила Самара почти весь советский период. В довоенное время город был центром Средневолжского края. Те времена дали Самаре здание театра оперы и балета (1931 год постройки) на перестроенной громадной площади имени Куйбышева и конструктивистскую фабрику-кухню (1932 год), в плане похожую на серп и молот, в которой теперь после реконструкции разместился филиал Третьяковской галереи.
Во время Войны в Самару были эвакуированы десятки предприятий. Кое-какие в срочном порядке создавались прямо в городе. Например, здесь выпускали самый массовый самолёт в истории авиации - штурмовик Ил-2.
Кроме производств в Самару перебралось в 1941 году и правительство. Город стал до 1944-го столицей СССР, причём вполне серьёзно. На все наркоматы не хватило помещений, и некоторые разместились в Сызрани. Здесь даже подготовили бункер для Сталина (сейчас в нём музей), но руководитель страны, генштаб и Комитет обороны остались в Москве. В Самару также были эвакуированы Мосфильм и Большой театр, он занял здание местного оперного.
Эвакуация заводов во время Войны дала огромный стартовый толчок для развития промышленности в Самаре. Я уже рассказывал выше о значимости города в экономике России, в том числе и о его роли в военно-промышленном комплексе.
После Войны город активно рос и развивался. В 1967 году в Самаре родился миллионный житель. Спустя 20 лет открыло свои двери метро - самое короткая (всего десять станций) и наименее загруженная система метрополитена в России. Самарцы надеются, что с вводом станции "Театральная" в центре, а сейчас метро не доходит даже до старого города, поток пассажиров значительно увеличится. Но о строительстве второй и, тем более, третьей линии, речь пока не идёт.
Переход к новой России город выдержал достойно, некоторые предприятия закрылись, но основа сохранена и сейчас. Население снизилось процентов на десять от максимума 1987 года и ныне стабилизировалось. В 2018 году в Самаре, как и в посещённых ранее Казани, Нижнем Новгороде и Саранске, проходили матчи чемпионата мира по футболу, а это дало городу возможность обновиться к празднику спорта, привести в порядок аэропорт и гостиничный бизнес.
В общем, Самара - это красивый и мощный финальный аккорд в нашем путешествии. Оттуда, из аэропорта Курумоч, мы вылетаем домой 11 мая. Теперь осталось планы реализовать. А в дорогу нам уже через три недели, осталось подождать совсем немного. Буду вести репортажи с мест.
Выражаю огромную благодарность фотографам, чьи снимки я использовал в этой серии статей. Спасибо вам и извините, что не указал ваших имён. Надеюсь, что сайты, с которых я брал ваши фото (а названия сайтов я указывал везде), обладают правами на эти изображения.
А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #Россия #Самара #проекты