Найти тему
Записки дилетанта

Украденная память.

Что может быть ценнее человеческой памяти? наверное, то, что позволяет человеку вспоминать. К этому можно отнести материально-культурные ценности, их исчезновение равносильно потере генетической памяти. Начиная войну против Советского Союза, Гитлер ставил первоочередной задачей на равне с завоеванием территорий - уничтожение генетической памяти русского народа. Говоря "русский народ", я подразумеваю не только этнически русских, но и остальные народы, народности, которые населяют и населяли территорию сначала Российской Империи, потом уже Советского Союза. Представители всех национальностей сделали свой неоценимый вклад в национальное состояние и возвели нашу страну на пьедестал почета.

Борьба с культурным наследием

-2

С началом военных действий, как и на территории Западной Европы, уже летом 1941 года начал действовать "Оперативный штаб" рейхсляйтера Альфреда Розенберга, министра занятых нацистами восточных территорий. Этот штаб готовил, разрабатывал и реализовывал планы вывоза культурной собственности народов Советского Союза. Рейхсмаршал Герман Геринг настраивал как военные, так и идеологические структуры на сотрудничество с ним:

"Борьба... против враждебных мировоззренческих сил является во время войны первоочередной задачей национал-социализма... Поэтому я приветствовал решение рейхсляйтера Розенберга создать во всех занятых областях оперативные штабы с целью фиксации и транспортировки в Германию культурных ценностей... Всем учреждениям партии, государства и вермахта поэтому предписывается предоставлять любую мыслимую поддержку и помощь штабсфюреру оперативных штабов рейхсляйтера Розенберга".

Все украденное по плану немцев должно было оказаться в строящемся музее Führermuseum в Линце, правда, этот проект так и не был реализован. Немецкие военные вывозили ценности со всех оккупированных территорий, чтобы в будущем они составили фонд Führermuseum, именно по этой причине многие произведения искусства оказались в Германии. На сегодняшний момент обнаружена лишь мала часть утерянного. До сих пор иногда на рынках появляются картины и другие ценности, в том числе и детали Янтарной комнаты.

С началом захвата территорий, что бы сохранить определенный статус, немецкое командование, пыталось втереться в доверие к гражданам СССР, проживающих на территории сегодняшней Белоруссии и Украины. Помня о том, что советское правительство запретило любую религию, они благосклонно позволяли функционировать церквям, но до определенного момента. Когда нацисты поняли, что духовенство не идет с ними на контакт, не настраивает жителей против власти советов, началось беспощадное разграбление церквей. Вывозилась церковная утварь, иконы. Выносилось буквально все, что могли вынести и вывезти.

Что касается структуры Оперативного штаба, то она была довольно гибкой и разветвленной: координацию деятельности различных подразделений осуществляло берлинское центральное управление, в его ведении (помимо европейских) находились так называемые Главные рабочие группы "Прибалтика" ("Остланд") и "Украина". "Прибалтика", созданная 20 августа 1941 г. и базировавшаяся в Риге, и "Украина" с основной базой в Киеве, созданная 3 октября 1941 г., осуществляли учет культурных ценностей на оккупированных территориях СССР. Систематизация и описание произведений искусства, вывозимых с оккупированных территорий Северо-Запада, выполнялись в структурах "Оперативного штаба" Розенберга в Риге. Довольно подробные списки культурных ценностей практически не содержат информации о том, из каких музеев они были вывезены. Гитлеровских историков искусства не интересовало происхождение награбленных ими сокровищ "неполноценных народов".

Украсть нельзя оставить.

Софийский собор В.Новгород
Софийский собор В.Новгород

Великий Новгород - жемчужина древнерусской архитектуры. 19 августа 1941 года советское командование приняло решение оставить город. На разграбление было оставлено богатое культурное наследие. Ни один памятник древнерусской культуры не был эвакуирован. Древние книги, музейные экспонаты царских одеяний и прочее - весь город был разрушен, а вместе с ним было разрушено и культурное наследие.

Войска вермахта, которые занимались изъятием ценностей, вывезли из Софийского собора новгородского Кремля древние иконы, в том числе храмовый чудотворный образ св. Софии и царские двери из иконостаса Рождественского придела собора, так же были вывезены живописные полотна. В феврале 1942 года были вывезены ценные книги и рукописи. Сначала их перемести во Псков, затем переправили в Ригу. Наиболее ценные из них были показаны на организованной в апреле 1942 г. в рижском штабе рейхсляйтера Розенберга выставке "Новгородские библиотеки и их сокровища". Среди них Евангелие 1644 года в окладе из церкви Николы в Наволоке (под Крестцами), Евангелие 1606 года из Юрьева монастыря, "Житие и чудеса св. Моисея, архиепископа Новгородского" XVII века, Евангелие 1663 года из Старой Руссы и ряд Евангелий XVII-XVIII веков в серебряных окладах.

Согласно подробному докладу Главной рабочей группы "Остланд" берлинскому руководству Оперативного штаба "Об обработке Новгородской библиотеки", всего в Ригу из Новгорода было направлено 33 892 тома. К документу приложены списки книг на 68 листах по разделам "Археология", "Этнография" и "Раритеты". Среди них 1260 экз. Библии, Евангелия и другие книги XVI-XVIII вв., принадлежавшие Новгородскому музею, происходящие из различных собраний - Новгородской церковной библиотеки, библиотек братства св. Софии, Юрьева монастыря, Софийского собора, личных библиотек архиепископа Арсения и архиерея Григория Лубинского, а также ряда церквей под Новгородом. Более точных данных о количестве и о перечне похищенного и утраченного во время ведения активных боевых действий реликвий, на сегодняшний нет.

Псков, оккупированный вермахтом 9 июля 1941г., стал в 1942-1943 гг. "перевалочным пунктом", через который переправлялись художественные ценности из других регионов Северо-Запада для отправки в "Оперативный штаб" Розенберга в Ригу и далее, на территорию Германии. (Причем практически все огромное псковское музейное собрание к началу оккупации так же осталось неэвакуированным. Точное количество утраченных художественных ценностей Пскова, как и в случае с Новгородом, не выяснено до сих пор). До 1944 г. Псков был основной базой хранения культурно-художественных ценностей, вывезенных нацистами не только из псковского региона и Новгорода, но и Тихвина, Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа.

СС как ценители искусства

-4

Наряду со штабом Розенберга действовала, зачастую открыто конкурируя с ним, "Зондеркоманда Кюнсберга". Этот батальон под руководством штурмбанфюрера Эриха фон Кюнсберга находился в непосредственном подчинении министерства иностранных дел Третьего рейха и, соответственно, у его главы Иоахима Риббентропа. У команды Кюнсберга были представительства в Варшаве и в Риге. С 1941года три из четырех рот Кюнсберга действовали на территории СССР, приданные группам армий "Север", "Центр" и "Юг".

Вывозились архивы и библиотеки, документы о новейших проектах в военной области, а также в сфере сельского хозяйства и промышленности. Так, например, вторая рота Кюнсберга вывезла сокровища Екатерининского дворца Царского Села (г. Пушкин). Со стен были сняты китайские шелковые обои и золоченые резные украшения, был увезен и уникальный наборный паркет. Из Александровского дворца в Царском Селе были вывезены уникальная старинная мебель и богатая библиотека в 6-7 тысяч томов на иностранных языках (включая древние раритеты) и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском, являющихся библиографическими редкостями.

Риббентроп в 1942 году отчитался Гитлеру о вывозе сокровищ из Царского Села:

"Из Екатерининского замка в безопасное место осенью 1941 г. был вывезен Янтарный кабинет.., причем были вынуты отдельные детали. Кабинет временно разместили в Кёнигсбергском замке... Тогда же было вывезено 18 грузовиков наиболее ценной мебели и др. произведений искусства, и прежде всего картин, в Кенигсберг для лучшей их сохранности".

Янтарная комната была выставлена в Кенигсбергском замке. В пяти железнодорожных вагонах, отправленных в Кенигсберг, находились не только янтарные панели, но и огромное количество самых разных произведений искусства.

Так же в 1942 году на советской территории начала действовать группа "Аненэрбе" - подразделение Военного института Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков, в 1941 г. включенного рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером в состав СС. Эта группа, действовавшая на оккупированных нацистами территориях республики СССР, была ориентирована на выявление и вывоз на территорию рейха археологических коллекций и предметов доисторического периода, а так же ранних периодов существования человеческой цивилизации. Официально-эта группа проводила исследования с целью сбора доказательной базы наличия ранних германских поселений на оккупированных территориях, а так же выявить позитивное влияние арийской расы на становление не германской расы.

Культурных богатств России хватит на всех

-5

Не только Германия вывозила культурные ценности с территории нашей страны. "Отличились" и такие страны как Финляндия, Испания. То с каким вандализмом испанские военные относились к культурным ценностям, вводил в ужас видавших немецких офицеров. Их действия вносили диссонанс в уже упорядоченную систему выбора и изъятия ценностей. Как пример можно привести разжигание печей с целью отопления места прбывания церковным иконостасом. Еще одним примером, есть сожжение Знаменского собора в Новгороде, по причине неокуратного обращения с огнем, солдатами Голубой дивизии.

С Финляндией, вышедшей из войны в 1944 году и заявившей о своем нейтралитете, ситуация во многом еще более парадоксальна, нежели с Испанией, вывозившей художественные ценности хаотично и, так сказать, без государственной установки. Именно Финляндия была единственным государством - союзником гитлеровской Германии, имевшей намерения расширить свои границы за счет никогда не принадлежавших ей территорий России (включая Восточную Карелию) и государственные планы вывоза художественных ценностей с оккупированных территорий.

При Министерстве образования Финляндии в декабре 1941 г. была создана Государственная научная восточно-карельская комиссия. Причем по прямой аналогии с нацистскими археологическими изысканиями, целью которых были "доказательства пребывания германской расы на восточных территориях", комиссия должна была "направлять упомянутые исследования так, чтобы сформировать общее представление о новых территориях, которая "доказывала бы их безусловную принадлежность Финляндии".

В октябре 1941 г. в результате экспедиции в финно-угорскую коллекцию Национального музея поступило 410 предметов. Кроме того, с этой территории было вывезено более 500 уникальных карельских икон, в тот же период в отдел нефинской этнографии поступило около 400 русских экспонатов. Финны вывезли около 900 предметов культа из церквей Кижей и других храмов. Они составили основу "русской коллекции" финского Национального музея... Совместных российско-финских проектов, касающихся отечественных культурных утрат, не существует.

И таких примеров существует огромное количество. Вторая мировая война лишина нашу страну не только огромного количества человеческих жизней, но и культурного наследия, которое увы, как и потерянный генофонд, не восполнимо.

Война не закончена, пока не похоронен последней солдат, гласит старый афоризм. Увы, война не закончена и до тех пор, пока не выяснена судьба художественных ценностей, ставших ее жертвами.