11 марта – День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК), который был сформирован в феврале-мае 1943 года и оснащен оружием и техникой, изготовленными трудящимися Свердловской, Челябинской и Пермской области безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы.
Известно, что на Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил), как на самое большое предприятие в стране по выпуску танков Т-34, была возложена почетная обязанность изготовить 60 танков Т-34 (30 единиц техники к 15 марта и 30 – к 1 апреля 1943 г.). И все боевые машины должны были быть изготовлены сверх плана и в срок. В июле 1943 г. в состав корпуса входило 202 танка Т-34. Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна выпустил 145 танков Т-34 для УДТК.
В собрании Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранится картина известного советского художника А.П. Бубнова «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу».
Размер живописного произведения – 220х330 см, соответствует масштабу изображенного события. В книге «Художники на Урале» искусствовед Б.В. Павловский так описывает картину: «Художник Бубнов рассказал о передаче колонны танков Уральскому танковому корпусу. Яркий солнечный день, громады цеховых корпусов. На главной улице завода стоит колонна танков. По обе стороны ее – сотни рабочих. В левом углу картины – трибуна, на которой стоят лучшие люди завода. У самой трибуны развевается знамя. Картина показывает торжественный день в жизни завода – передачу новой колонны танков фронту».
Картина была написана по заказу Нижнетагильского краеведческого музея для выставки «Тагил в Великой Отечественной войне», которая должна была «отобразить достижения Н. Тагильской промышленности и сельского хозяйства в дни войны». Интересный факт: подготовка этой выставки началась за год до Победы, в 1944 году. Она открылась в мае 1946 г. и стала первой выставкой, посвященной тагильчанам – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Все предприятия Тагила приняли участие в ее создании: были собраны деньги, выбраны ответственные лица и, самое главное, предоставлены экспонаты.
Помимо документов, фотографий, графиков роста выпуска оборонной продукции и образцов этой продукции, выставку должны были украсить зрелищные живописные полотна и скульптурные портреты. Для привлечения «дополнительных сил», в том числе маститых авторов, секретарь Нижнетагильского горкома ВКП (б) Е.Ф. Колышев подготовил обращение к заведующей отделом культуры Управления пропаганды ЦК ВКП (б) т. Зуевой с просьбой «разместить заказы на несколько картин в Московском Союзе Советских художников и приобрести красок и прочих материалов из художественного фонда Комитета по делам искусства при СНК СССР». В качестве обоснования было указано, что «трудящихся в городе художников и художественных материалов недостаточно, чтобы охватить весь объем работы».
Объем был действительно большой: «15 тагильчан – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда в виде бюстов и портретов. На темы о героизме тыла будут написаны девять живописных панно».
В советский период подобные обращения были обычной практикой.
Автор картины, Александр Павлович Бубнов (1908 – 1964) – живописец, график и иллюстратор, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Выпускник Высшего художественно-технического института (1926 – 1930), А.П.Бубнов жил и работал в Москве и с 1929 г. принимал участие в выставках Ассоциации художников революции (АХР) и других.
Еще в 1937 г. он привлек к себе внимание искусствоведов работой «Октябрины» и эскизом картины «Яблочко» на тему революции и гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны А.П. Бубнов создал ряд работ, посвященных военным событиям: «Умирали, но не сдавались», «На новую огневую позицию», «Бородинское поле в 1942 году», портрет Александра Матросова. Художник активно участвовал в работе над серией плакатов «Окна ТАСС», был автором плакатов.
Выставки его работ состоялись в 1948 г., 1968 г. (обе в Москве), 1960 г. (Вышний Волочок, Иваново, Кострома, Владимир). Произведения А.П. Бубнова экспонировались также на зарубежных выставках: в Филадельфия, в Нью-Йорке, в Париже, в Варшаве и др.). Полотна А.П. Бубнова хранятся в музеях России и бывших республик Советского Союза, включая Государственную Третьяковскую галерею.
О том, как работали художники в Советском Союзе, сохранились воспоминания Л.А. Лысенко, дочери художника А.Г. Лысенко, лауреата Сталинской премии, дважды председателя живописной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), опубликованные в статье Е. Карцевой «Жизнь художника в СССР»: «Существовали комбинаты: живописного искусства, графического искусства, декоративно-прикладного искусства и т.д. Для того, чтобы вступить в комбинат живописного искусства необходимо было быть членом союза. Туда художники и устраивались на работу, получая заказы на картины от фабрик, заводов, санаториев, домов культуры, шахт и так далее. В советское время предприятиям ежегодно выделялись на культуру немалые деньги, которые те должны были в течение года потратить. Они обращались в комбинаты и заказывали то, что им было нужно».
Своего рода посредником выступил московский художник А.Н. Побединский. Выпускник того же Высшего художественно-технического института, что и А.П. Бубнов, А.Н. Побединский до войны работал во Всесоюзной торговой палате, принимал участие в оформлении павильонов Советского Союза на выставках за рубежом (Лейпциг, Будапешт), а в Москве оформлял проспекты и каталоги, выполнял рекламные плакаты, в том числе внешнеторговые. С 1935 г. А.Н. Побединский был автором иллюстраций для журналов «Вожатый», «Затейник», «Пионер», «Техника-молодежи». В годы войны А.Н. Побединский активно занимался творчеством, принимал участие в выставках, в том числе и на Урале.
Уже скоро он телеграфировал директору Нижнетагильского краеведческого музея Н.Т. Грушиной: «Телеграфьте согласие. Заключение договоров художников Бубнов митинг тридцать Нисский бои пятнадцать. Срок первое февраля. Побединский».
Таким образом, в создании выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» приняли участие приглашенные столичные художники: А.Н. Побединский, В.Ф. Штраних, Л.А. Шматько, А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов.
Интересно, что к началу работы над заказами для выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов были хорошо знакомы друг с другом.
В 1942 г. А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов выступили в качестве консультантов при подготовке выставки «Урал в Великой Отечественной войне». Выставка открылась в 1942 г. в Свердловске в фойе Филармонии. К 1944 г., когда Нижнетагильский краеведческий музей сделал заказ на написание картин, А.П. Бубнов был уже известным художником.
В феврале 1945 г. в Москве заседала комиссия по приему заказанных для выставки живописных полотен и скульптур. В состав комиссии входили представители Оргкомитета Союза Советских художников СССР: народный художник РСФСР С.В. Герасимов, народный художник РСФСР М.Г. Манизер, заслуженный деятель искусств Г.Г. Ряжский, и представители Выставкома: председатель Нижнетагильского горисполкома И.А. Непомнящий, директор завода, Герой Социалистического Труда, генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя НКВД СССР, генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В. Суворов и художник А.Н. Побединский 25 февраля 1945 г., комиссией были приняты картины: «Воздушный бой летчика Пологова» (художник Г.Г. Нисский), «Митинг на танковом заводе» (художник А.П. Бубнов), «Колхозное стадо коров «тагилок» (художник А.А. Пластов), «Строительство 3-й домны» (художник В.Ф. Штраних).
Выставка «Тагил в Великой Отечественной войне» открылась в мае 1946 г., и написанные на заказ картины и портреты стали достойным ее украшением. В настоящее время они находятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника и периодически экспонируются на выставках, посвященных тагильчанам-участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла:
Митинг по передаче колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу, который был запечатлен на картине, в действительности состоялся на территории Уральского танкового завода №183 им. Коминтерна весной 1943 г. В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится фотография «Митинг по случаю передачи танков Уральскому добровольческому танковому корпусу», на которой запечатлены директор Уральского танкового завода Е.Ю. Максарев и парторг ЦК ВКП(б) на УТЗ С.А. Скачков, стоящие на трибуне. Также в фондах Выставочного комплекса АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» хранится фотография, сделанная на том же митинге, но с другого ракурса. На фотографии также запечатлены Ю.Е. Максарев и С.А. Скачков. Фотография датирована 1943 г.
На картине запечатлено реальное событие, на ней можно узнать реальных людей – директора Уральского танкового завода Ю.Е. Максарева и главного конструктора, одного из создателей танка Т-34 А.А. Морозова. Но тем не менее, есть основания предполагать, что данная картина была написана по заданному сюжету и, с большой вероятностью, с использованием фотографий.
Например, трибуна действительно находится на территории АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», однако по внешнему виду и расположению она отличается от трибуны, изображенной на картине.
Отсутствуют какие-либо данные о пребывании А.П. Бубнова в Нижнем Тагиле, нет документов о расходах на проезд, а также воспоминаний и упоминаний о пребывании автора картины в Нижнем Тагиле.
В середине 2000-х гг. картина А.П. Бубнова «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу» прошла реставрацию: был укреплен красочный слой, устранены деформации, изломы, поверхностные загрязнения; затонированы утраты, холст был натянут на новый подрамник. Планируется, что в будущем картина займет достойное место в новой экспозиции «Музея Горнозаводской истории».
Мария Раисовна Габтрахманова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»