Найти тему

Предстартовый финансовый план

После того, как Вы определились с направлением, которое принесет вам не только финансовое, но и моральное удовлетворение, соответствует вашим жизненным ориентирам, определились – с кем вам идти – самому или с партнером, следующий этап – это просчет финансовой модели.

Перед тем как ввязываться в достаточно трудоемкий процесс, необходимо просчитать, какой финансовый результат вы сможете получить при реализации вашей задумки и какие ресурсы для этого потребуются. Для чего это нужно делать? Возможно, после расчетов даже при отличной настройке бизнеса, вы увидите недостаточный финансовый потенциал направления, непосильный объем инвестиций, не устраивающие вас сроки окупаемости проекта и так далее.

Грамотное финансовое планирование - основа успешного старта
Грамотное финансовое планирование - основа успешного старта

Необходимо сделать очень важную ремарку в этой статье – перед тем как приступать к финансовому планированию, вы должны обладать знаниями о технологическом процессе, знать большинство острых углов и нюансов. Почему это архиважно? Финансовое планирование будет несостоятельно, если вы не учтете технологические особенности бизнеса, то есть будете тыкать «пальцем в небо». Как сказал Уоррен Баффет – «Никогда не инвестируй в бизнес, в котором ты ничего не понимаешь». Для того, чтобы эти знания иметь, можно воспользоваться следующими вариантами:

· пригласить партнера (повара), который обладает технологией;

· самому знать технологию (быть специалистом в данном вопросе, например работая ранее по найму);

· провести разведку на действующих предприятиях;

· заплатить денег за подробную консультацию и получение данных.

-2

Пример из практики: оценивая малое производство по изготовлению наполнителей для мебели, при более глубоком анализе, оказалось, что заложенный в финансовый план объем производства был нереалистичен в связи с тем, что технология производства при текущей стоимости выбранного оборудования предполагала складские помещения большие, чем было заложено. В итоге площадь помещения, которое было выбрано (а равно и арендная плата за него) была крайне недостаточна. Получив больше данных методом разведки на действующем производстве и платной консультации стороннего технолога, были выработаны две альтернативы: увеличить площадь складских помещений равно с увеличением ежемесячно арендной платы, либо закупка более технологичного и дорогого оборудования за счет дополнительной обработки продукта, позволяло сократить сроки созревания конечного продукта. При просчете в годовой перспективе, выяснилось, что выгоднее купить более дорогое оборудование.

Без этого анализа технологии, финансовый план был бы нежизнеспособным и привел бы к крайне негативным финансовым последствиям.

Учтите все нижеперечисленные моменты при финансовом планировании
Учтите все нижеперечисленные моменты при финансовом планировании

Итак, какие моменты требуется отразить в финансовой модели:

· нужно сделать финплан с горизонтом на 1-3 года;

· на этапе планирования старайтесь максимально учесть все расходы – ФОТ, налоговые отчисления, аренда, обслуживание оборудования, закупка сырья, логистика и т.д. Расходы должны быть реальными (например, на персонал – закладывайте бюджет, который позволит вам нанять достойный персонал);

· понятно, что предугадать все невозможно, всегда закладывайте непредвиденные расходы в размере не менее 5% от остальных расходов;

· не завышайте доходы;

· финплан должен учитывать ваш постоянный рост, иначе смысла в таком бизнесе не будет;

· предусмотрите подушку на случай кризисов. Создайте правило, по которому определенный процент от доходов откладывайте на отдельный счет. Мы живем в очень динамичное время, когда внешние угрозы могут остановить ваш бизнес (пример – пандемия). Чтобы не потерять персонал – имейте подушку, чтобы продержаться 3-6 месяцев без доходов;

· если у вас производство – обязательно предусмотрите расходы на амортизацию оборудования. Причем не эфемерно в бухучете, а реально на отдельный счет. Пример – у вас производственная линия стоимостью 12 млн. рублей со сроком службы 10 лет. Значит ежемесячно на отдельный счет откладывайте 100 т.р., чтобы на момент выхода из строя у вас были средства на капитальный ремонт или приобретение нового оборудования;

· спланируйте период, когда пойдут первые доходы от продажи товаров/услуг, период выхода на точку безубыточности и окупаемости. Эти данные нужны для того, чтобы понимать, сколько денег вам нужно на запуск и ликвидацию кассового разрыва, сколько нужно инвестиций на беспроблемный запуск;

· если инвестиции будут заемные – то погашение кредита и проценты по нему так же учитывайте в затратах;

· важно так же учесть расходы на себя – ЗП или дивиденды, это будет мотивацией для вас в реализации проекта, иначе на определенном этапе интерес к проекту пропадет. Создайте правило, по которому после выхода на безубыточность вы забираете определенный процент доходов лично себе.

Финплан будет тем документом, по которому вы будете оценивать эффективность проекта, необходимо в будущем отслеживать еженедельно или ежемесячно, как вы двигаетесь – согласно плану или отстаете от него.

И помните – человек единственное на земле существо, которое может планировать и предугадывать будущие события. Именно это свойство позволило людям преуспеть. Поэтому если хотите преуспеть и вы – всегда оценивайте ваши начинания методом планирования будущих результатов.