Найти тему

Инженер-кинематик Александр Руденко оживляет на «Царь-Макете» миниатюрные механизмы

Александр Руденко за работой
Александр Руденко за работой

Волшебные руки мастера

Первая интерактивная сценка на макете –  это ремонтное депо в городе Пскове. По рации слышу сообщение одного из смотрителей: - Не двигается кран-балка в депо!

- Принято, поправим, - отвечает инженер-кинематик Александр Руденко.

За пару минут мастер налаживает работу кран-балки. И сценка оживает, как по волшебству.

Тестировал игрушечные краны

Александр Руденко закончил МИСИ. По профессии – инженер-проектировщик автомобильных дорог.

- В детстве у меня были игрушки с мелкими деталями. Я собирал радиоуправляемые машинки, мастерил из дерева лодки, сооружал и тестировал игрушечные башенные краны. От отца осталась небольшая мастерская. Мне были доступны все необходимые инструменты и материалы: куски железа, деревянные бруски, обрезки пластика.

Во взрослой жизни Александру доводилось заниматься только с крупными предметами.  Работал, к примеру, некоторое время оператором асфальтного завода, где двигатели и шнеки у дорожной техники были больше, чем сам человек.  А самый маленький болтик имел диаметр три сантиметра.

Шоколадная фабрика
Шоколадная фабрика

Тайны Шоколадной фабрики

Александр работает в музее «Царь-Макет» с 2019 года.

- Когда я устроился на работу, мне дали тестовое задание. Предложили сделать в миниатюре какой-нибудь станочек. Я уже не помню причину, но почему-то решил смастерить конвейер. Этот конвейер никуда не пошел. Он до сих пор лежит на полке в мастерской, - улыбается Александр. – А далее передо мной поставили задачу - создать с нуля Шоколадную фабрику.

На «Царь-Макете» мы решили создать собирательный образ кондитерского предприятия.

Первое время долго совещались и согласовывали, какими станками и сценками наполнять помещения фабрики.

Не хотелось показывать старые образцы оборудования. Но современное производство полностью закрытое. С внешней стороны виден только огромный короб, внутри которого что-то движется, перемешивается, кипит и бурлит.

- Мы создавали станки по фотографиям тридцатилетней давности. В те годы на кондитерских предприятиях использовалось открытые машины. Можно было наблюдать весь процесс приготовления кондитерских изделий.

- Работая в команде с программистами, я отвечал за механическую часть. Оборудование и конвейеры для Шоколадной фабрики полностью сделаны мной, от чертежей на компьютере до окончательной сборки.

На первом этаже работает конш-машина. Она представляет собой цистерну, внутри которого крутятся два каменных ролика.

На кондитерских фабриках конш-машины размалывают до мельчайшего состояния зерна какао-бобов. В итоге получается жидкая субстанция, из которой делают шоколад. Первая конш-машина появилась в Швейцарии в 17 веке. В настоящее время это оборудование также применяется на производстве, только в более крупном масштабе. Универсальные конш-машины на 3000 кг загрузки могут производить до 6000 шоколадной массы в сутки.

На втором этаже фабрики можно увидеть и более современное оборудование. Например, станок по производству киндер-сюрпризов.

Шоколадная фабрика
Шоколадная фабрика

Создатель Американских горок

Над рабочим столом Александра Руденко, на верхней полке, стоит макет Американских горок.

- Многие мастера до меня пытались его оживить. Но этот набор оказался всего лишь игрушкой, которая включалась не более трех раз. Я изучил конструкцию, понял, что работать она не будет и предложил создать новые Американские горки.

С предложением Александра согласились. В Сочи-Парке не хватало аттракционов.

- Одно время на макете было много поломок, - рассказывает мастер. -  Специалисты, которые создавали сценки до меня, не учитывали важные факторы. Например, они думали, что если просто уменьшить механизм в 87 раз, то он будет также хорошо работать. Это ошибочное мнение. В большом механизме о таком явлении, как пыль, не думают. А в миниатюрных сценках, если пыль попадает в шестеренки, механизм выходит из строя. Необходимо понимать, нужна ли защита от пыли или нет, нужно ли смазывать механизм или нет. Потому что смазка притягивает к себе пыль, как магнит.

В первые год работы на «Царь-Макете» Александр доводил до ума многие сценки, иногда полностью переделывая всю механику. Занимался не исправлением какой-то проблемы, а создавал по сути новое решение.

Американские горки
Американские горки

Но в какой-то момент на макете все стало исправно работать, и тогда я переключился на Американские горки, - рассказывает Александр.

Первое время Американские горки в Сочи-Парке работали нестабильно. Вагончики останавливались то и дело на середине пути, и кнопка запуска отключалась.

- Новый аттракцион тестировали более месяца, - объясняет Александр. - Невозможно было проверить отдельно каждую функцию механизма.  Проверяли все сразу: и движение вагончиков по заданной траектории, и каждый отдельный участок аттракциона.  Поэтому сроки создания новой сценки затянулись.

Американские горки, созданные Александром Руденко, стали украшением Сочи-Парка на «Царь-Макете».

Американские горки
Американские горки

Портальный кран

Александр Руденко пока единственный кинематик на «Царь-Макете»

- С теми задачами, которые ставят передо мной, я справляюсь. Но, чтобы открыть быстрее вторую часть макета, нам нужны новые специалисты.

Для второго зала в настоящее время Александр создает механику для БелАЗов. Это огромные самосвалы, которые будут установлены в карьерах.

- Основной мой проект – это портальный кран. Его нижняя часть представляет портал – широкие ворота, сквозь которые будут проезжать поезда. Также я работаю над сценкой действующего вулкана, - завершает свой рассказ Александр Руденко.

Автор статьи: Анна Ванян