Найти тему
Flondi

Антиутопия в играх:

Как часто вы слышите это слово? Крупные корпорации всё больше и больше проникают в нашу жизнь, а правительства только и делают, что «закручивают гайки».

Разумеется жанр антиутопии, становится всё популярнее и популярнее. Различные авторы индустрии обращаются к этой атмосфере полной разрухи, чтобы высказаться о современных тенденциях и поразмышлять, к чему это может нас привести.

Что есть эта ваша Антиутопия?

Все любят говорить об антиутопиях, говорить об Оруэлле или Замятине, с умным видом приводить примеры в виде Bioshoсk или Мора. Но никто, толком, ответить не может, что это вообще такое — антиутопия?

Ну что-же. Представим себе радужный мир, где у каждого есть всё, что нужно. Каждый живёт как хочет и делает, что хочет. Всем всё хватает и никто ни в чём не нуждается. В этом мире нет войн и конфликтов. Все счастливы! Представили? Так вот это — утопия! Примерно такой мир хотели построить антагонисты из Bioshok.

Антиутопия, это то же, только наоборот. Тут уже мир, без счастья и радости. Если в утопии всё хорошо, то в антиутопии всё плохо. Постоянные войны, конфликты, бедность, тоталитаризм, промывка мозгов и всё в этом роде. Разницу можно проследить и, непосредственно, в значении слова. Утопия — идеальное общество. Соответственно, антиутопия — неидеальное общество.

-2

Антиутопии могут быть не только про общественное устройство. Бывают антиутопии: политические — власть жесткого диктатора и создание людоедского строя; экологические — планета покрывается многочисленными заводами, природа умирает в мучительной агонии; технические — условная нейросеть захватила человечество и теперь мучает его до конца дней.

Антиутопия зародилась, в какой-то степени, как ответ на утопию. Ранние произведения в этом жанре представляли собой сатиру над «проектами идеального общества». Подобное можно найти ещё в античности, например комедия «Женщины в народном собрании» явно была сатирой на «Государство» Платона.

Хотя, по большей части, антиутопия — это прежде всего критика общества. Такое видение жанра появилось в Новое время. Её можно найти, например, в «Гулливере». Многие писатели тех времён, критиковали мораль, философию, одержимость к деньгам и наукам.

В XIX веке антиутопия становилась всё более популярна. В текстах отражались проблемы и взгляды того времени. Например, идея, что бедность возникает из-за лени. Некоторые предлагает «гражданство за продуктивность труда», другие думают о создании «лабораторий» с «нумерацией людей» и присмотром «врачей-полицейских». Влияние на жанр оказала также и евгеника, которая была, например, в «Войне Миров» Герберта Уэллса. В этом романе, марсиане представлялись обществом, отказавшимся от этой науки, поэтому являющиеся уродливыми.

Истина нередко высказывается в форме шутки.Герберт Уэллс, Война Миров
Марсиане из «Войны Миров»
Марсиане из «Войны Миров»

Я думаю, что индустриальный век был самым тяжёлым временем для человека за всю историю цивилизации. Даже средние века выглядят более щадящими. Критиковалась американская демократия, предвещалось, что страна умрёт от революции бедных. Разумеется, распространён антисемитизм, что я осуждаю: власть в мире захватывают евреи-банкиры, мстящие за гонения своего народа.

Антиутопия прошла долгий путь и она всегда была неразрывно связана с временем. Все писатели стремились показать через антиутопические произведения проблемы общества, будь то бедность, технологии или неравенство, или возникающие угрозы перед ним: социализм, революционные настроения или какой-либо «злой» народ.

Произведения Антиутопии в литературе

Да, мы уже упомянули некоторых представителей жанра. Но сейчас я предлагаю вам те романы, которые не только стали культовыми, но и повлияли на те игры, которые мы рассмотрим дальше.

Мы. Прежде чем говорить о Джордже Оруэлле, необходимо обратиться к Замятину. Именно его роман «Мы» стал прародителем «1984».

«Мы» был написан в 1920 Евгением Замятиным, находящимся под впечатлением от Октябрьской революцией. Его роман показывал угрозу, что может принести миру утопия, воплощённая в реальность.

В коммунизме Замятин видел не борьбу с религией, а его замену. В романе на место Христа, приходит Великий Инквизитор. Но главным посылом является это унификация всего. Происходит победа рационального на иррациональным. Каждая деталь в жизни человека регламентируется. В антиутопии люди превращены лишь в инструмент, в винтики, если позволите. Вместо имён у людей номера, эмоции запрещены, для инакомыслящих проводится лоботомия.

Стоит сказать, что важнейшей чертой романа является противостояния свободы и счастья. Большинство людей, живущих в этом государстве, счастливы, хоть и несвободны. Возникает выбор между «счастье без свободы или свобода без счастья»

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера. Замятин — Мы
-4

Тот самый Д-503 (имя главного героя «Мы»)

Романы Джорджа Оруэлла. Разумеется, было бы глупо обойти их стороной, в частности 1984. Пожалуй эта наиболее из известнейших утопий в мире. В этом романе сконцентрирован самый сок. Тут тебе и мрачнейший тоталитаризм с «большим братом», и «новояз», и прослушка мыслей, и всякие министерства, например «Министерство правды», которое распространяло пропаганду или «Министерство любви», где наказывались «мыслепреступники».

Главное темой Оруэлла, что можно обнаружить ещё в «Скотном Дворе», было злоупотребление властью. 1984 — сатира на капитализм и модерн. Роман не является критикой исключительно коммунизма и сталинизма, как считают некоторые. Оруэлл пишет о слишком сильном государстве, которое проникает во все аспекты жизни общества и следит за каждым шагом человека.

Главной силой в Океании, государстве в мире 1984, были, так называемые, пролы — массы людей, пролетариат, который подчиняется большому брату. Эти люди не развращены властью и почти не подвергаются идеологической промывке. Они понимают своё положение, но противостоять интеллигенции они не могут.

— Сколько я показываю пальцев, Уинстон?
-Четыре.
— А если партия говорит, что их не четыре, а пять, — тогда сколько?. Джордж Оруэлл — 1984

451 градус по Фаренгейту. Роман-антиутопия Рэя Брэдбери говорит о государственной цензуре, демонстрируя это на примере сожжения книг и притеснения свободолюбия в людях. Кроме того, Рэй говорит об опасности средств массовой информации и об их влиянии на умы простых людей. Роман был написан в пятидесятые, во времена, когда в США шла активная борьба с коммунистами и широкой цензурой.

— Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их? — Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову. Рэй Брэдбери — 451 градус по Фаренгейту

Ну что-же. Теперь, когда мы слегка прошлись по истории антиутопий, пришло время поговорить об её проявлении в игровом мире!

-5

«Это было только начало. Там, где сначала жгут книги, в конце сожгут людей» (Гейне)

Большой брат всегда рядом!

Поговорим, для начала про достаточно очевидных представителей, рассказывающих про силу государственного аппарата. Конечно, данная черта присуща не одному тайтлу в этом жанре, но некоторые из них показывают это наиболее наглядно.

Первое, что приходит на ум — Inside от разработчиков Limbo. Игра является нагляднейшей антиутопией, хотя в ней нет ни диалогов, ни предыстории, ни разумного объяснения происходящего. Всё отдано на интерпретацию самим игроком.

Самое начало игры уже говорит нам о всём мраке, что будет показано дальше. Это и преследующие мальчика собаки, и заброшенная ферма с мёртвыми свиньями и отупевшими людьми. Уже в моменте со шлемом мы видим яркую деталь: один человек владеет разумами других. В какой-то момент мальчик, главный герой, приходится делать вид, будто он подконтролен.

Игра в целом является не только политической, но и технологической антиутопией. Шлема контроля поражёнными, устройства позволяющие находиться под водой, испытания над людьми. Но всё же главной темой игры является управление людьми. Даже мальчик, по сути, всю игру является подконтрольным нам, игрокам. Об этом говорит секретная концовка, где герой отключает кабель и мы теряем управление.

-6
-7
-8

О контроле государства за всем и вся нам также повествует всеми любимая Papers, Please. Разумеется, это больше сатира на государственный строй того же советского союза, это прослеживается даже в гимн Арстотцки — величественное и тяжёлое звучание, под стать гимнам империй.

Игрок, как сотрудник иммиграционной службы, должен работать на государство, взамен получая квартиру. Правительство с каждым днём даёт всё больше ограничений на въезд и выезд, тем самым закручивая гайки сильнее. Представлена в игре и контрабанда, и революционеры, и различные ненормальные.

Но всё же, главной особенностью является возможность выбора. В игре 20 различных концовок, которые могут привести к тому или иному исходу, начиная от голодной смерти, заканчивая заточением в государственной тюрьме. Именно возможность выбора, как и в «1984», является важной темой антиутопий. Каждый человек сам решает, какие решения ему принимать и по каким законам жить.

-9

Игра отличается интересной стилистикой, и я даже не про пиксельность, а про всю эту атмосферу холодной империи. Интересные визуальные решения нам показывает Beholder.

В Beholder уже непосредственно мы становимся тем самым контролирующим государством. Мы обязаны следить за жителями и обо всём докладывать вышестоящим чинам. Однако, что интересно, делаем мы это не так технологично как в 1984: смотрим в замочную скважину, подслушиваем разговоры, стоя за углом, расспрашиваем и запугиваем людей.

Но проблема перед нами не только в этом. Перед Карлом, главным героем, стоит моральный вопрос: содействовать контролю, идти на шантаж и угрозы, чтобы получить хоть какие-то деньги для семьи или стать другом для обычных людей, помогая им в решении проблем, но тем самым выступая против государства. Механики игры достаточно глубокие и интересные. Поддерживать баланс здесь крайне трудно.

-10
-11

Утопия пошла не по плану

Но, как уже было сказано выше, антиутопия — это не только про чернуху и мрак. Антиутопия вполне себе может выглядеть красиво и порядочно. Как, например, в Mirror’s Edge.

На первый взгляд, Город Зеркал прекрасное место для жизни. Нет преступности, везде чисто и спокойно. Белые тона, цвета свободы и мира, преобладают во всём. Но, разумеется, всё не так просто. Всё это было достигнуто с помощью тотального контроля над СМИ и жизнью людей. Государство лишь создаёт видимость демократии.

И именно для обхода тотальной слежки и бегает наша героиня, доставляя конфиденциальные письма, в обход государственной машине. Вопрос тут похож на «Мы» Замятина «комфорт или свобода?», о чём говорят и сами создатели:

«Mirror’s Edge спрашивает, как много своей личной свободы вы готовы отдать ради комфортной жизни. Это не об одной девушке, борющейся с диктатурой полицейского государства. Это гораздо тоньше» Оуэн О’Брайен — главный продюсер игры журналу Game Developer