Даже не канат а пуповина, которая тянется из советского периода жизни автора ( и моей тоже) - детство и юность конца 70х - начала 90х. Мы с Эдуардом почти ровесники. И хотя действие его книг ( я тут говорю о " Провинциальном цикле ") разворачивается в наше время , десятые годы нового тысячелетия, Веркин обустраивает экспозицию романов так, будто это милая Совдепия.
Во первых - провинция, маленькие городишки, в которых мало чего изменилось с 70-80 годов прошлого века. Во вторых - автор любыми способами лишает героев интернета и сотовой связи ( глухомань , нет вышек, нет сети). И в третьих - сами сюжеты произведений , не особо привязаны к современности - это могло произойти и в семидесятых и в двухтысячных.
Веркин четко выстраивает свою мета - реальность, где герои, в каждом из произведений, двигаются словно по замкнутому кругу - это Дом Культуры, кладбище, железнодорожные пути, реки, озёра, лес, больница, городской парк, библиотека. И вырваться из этих рамок героям очень сложно или даже невозможно - местность крепко держит, засасывает как трясина. Книги Эдуарда мне напоминают фильмы Романа Михайлова , где герои зачастую не могут разобрать где сон а где явь.
Главный герой этих произведений , по сути один человек - ещё не оформившийся толком парень ( или молодой мужчина как в " Чагинске"), ищущий, рефлексирующий, инфантильный зачастую, не плохой, но и хорошим его трудно назвать.
И друзья во всех этих повестях у героя одинаковые - балагуры и страшные вруны, хулиганы и полные отморозки - как Чугун, брат главного героя в книге " Друг Апрель ".
Интересные, странные девушки.
И обязательно бабки - везде у Веркина есть заметная бабка, а в " Снарк, Снарк " - старуха Снаткина, просто одна из главных персонажей.
Тут понятно , почти все мы росли с бабками, я дак с прабабушкой, а взрослых в те годы, днём и на улицах мало было, все всегда на работе.
Местные краеведы, провинциальные олигархи, чучельники, работники газетенок и домов культуры , городские юродивые, мутные легендарные личности прошлого возведённые, за неимением других, в героев города и превращенные в миф - вся эта кавалерия переходит из одного произведения в другое, в разных обличиях и превращает цикл Веркина в определённую вселенную.
И везде у Веркина есть какая то мистическая тайна - Шушун - снежный человек, таинственные провалы в земле, подземные реки, метеориты, вытекающие из земли туманные газы, землетрясения, мрачные туб- диспансеры - всё это марево окутанное сомном городских легенд и баек - рассасывается под конец книги - просто психосфера местности такова, что лезут в голову человекам разные домыслы.
Проза Эдуарда разная - от истерического хохота, как в "Кусателе ворон " ты можешь резко погрузиться в беспросветный депресняк - " Друг Апрель ", в котором настолько всё безысходно и реалестично сурово, что поселок из фильма " Облако - рай" , кажется сущим Лас Вегасом и такая гамма эмоций происходит в твоей душе что невольно вспоминаешь мультик Билла Плимптона " Your Face ".
Оглушающая напрочь книга словно поезд , коих в романе достаточно, проехал с грохотом по твоему мироощущению.
Невероятно лёгкий живой язык, множество сленговых слов, блестящий юмор ,бесконечное количество разных баек- историй, яркие персонажи, интересные исторические факты , детальные описания людей и местности - всё это делает Веркина одним из самых сильных писателей современной России. Но главное его книги полны доброты и мудрости , они не отпускают ( как Чагинск), ты постоянно мысленно возвращаешься к этим ситуациям, героям и улыбаешься или морщишься от нахлынувших чувств.
И мне кажется давно нужно экранизировать Веркина, а получится или нет трудно сказать.
" Глобус " Иванова получился , может и Эдуарду попадётся умелый и умный режиссёр с достойным сценарием.
Похмелье после Веркина изумительное , ходишь ошарашенный с задумчивой полуулыбкой и радуешься , что не все книги этого автора ты пока прочёл. Из минусов - очень трудно переключиться на другого писателя.
Эдуард Веркин в первую очередь для тех, кто не забыл свою безбашенное детство, переходящее в скорострельную юность.