Политический некролог Дональда Трампа писался много раз. Его доминирующее выступление на республиканских праймериз в супервторник 5 марта знаменует собой еще один пример того, как он пережил тех, кто вычеркнул его из политики.
Хотя Трампу еще предстоит официально выдвинуть свою кандидатуру от Республиканской партии на президентских выборах 2024 года, знаменитый в политической Америке «супервторник», когда в большинстве штатов проходят предварительные выборы (так называемые праймериз), в ходе которых определяются выборщики от штатов на партийные съезды по выбору кандидатов в президенты США, не принес никаких особых сюрпризов.
Дональд Трамп одержал уверенную победу в четырнадцати штатах из пятнадцати, а его единственная соперница, кандидат от двухпартийного американского истеблишмента Никки Хейли не имеет дальнейших избирательных перспектив.
С тех пор, как Трамп впервые баллотировался на пост президента в 2015 году, было много моментов, которые могли положить конец его политической карьере, в том числе:
* В 2016 году появилась запись, в которой он, казалось, хвастался сексуальным насилием над женщинами. Лента «Аccess Hollywood» стала "катализатором" скандала вокруг выплаты порноактрисе 130 000 долларов, чтобы заставить ее молчать о предполагаемых отношениях.
* Его антагонизм по отношению к герою вьетнамской войны Джону Маккейну в 2015 году, семьям убитых американских солдат и ветеранам-инвалидам. Выпады против НАТО.
* Его комментарии после митинга “Объединим правых” в Шарлотсвилле в 2017-ом, когда он сказал, что среди группы сторонников идеи «превосходства белой расы» есть «замечательные люди».
* Попытка первого импичмента в 2019 году за злоупотребление властью и препятствование работе Конгресса
* Критика его действий во время пандемии COVID, унесшей жизни 400 000 американцев, пока он был президентом.
Проигрыш Джо Байдену на выборах 2020 года, что привело, в первую очередь, к обвинениям в подстрекательстве к захвату Капитолия 6 января, и его второму импичменту.
Многие думали, что Трамп будет изо всех сил пытаться дистанцироваться от беспорядков в Капитолии. А немалое число наблюдателей предсказывало, что политическая карьера Трампа завершилась после 6 января 2021 года. Это особенно верно в отношении республиканской элиты, которая публично хвалила Трампа, пока он был у власти, но в приватном порядке не скрывала желания, чтобы он исчез из общественно-политической жизни.
Но даже один из самых проницательных лидеров конгресса, лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл не смог предвидеть, что Трамп будет сохранять железную хватку в Республиканской партии почти десять лет.
Макконнелл и другие республиканцы осуждали действия Трампа, призывали даже к «судебному разбирательству боем» после мятежа 2021 года, но в конечном итоге решили не голосовать за вынесение ему приговора во втором процессе импичмента за его поведение 6 января. Причина: они предполагали, а многие – были уверены, что судьба Трампа в политике и так предрешена.
Они, похоже, пришли к выводу, что дальнейшее голосование было бы не только излишним, так как от Трампа не ожидали возвращения на политическую сцену. Продолжение процесса импичмента нанесло бы ненужный ущерб их собственной политической карьере.
Уход Трампа из Белого дома в 2021 году дали его недоброжелателям шанс совершить прощальные обряды в отношении его политического будущего.
К тому же многие кандидаты-республиканцы, которых он поддержал на промежуточных выборах 2022 года, выступили неудачно, что стало одним из худших результатов таких выборов Республиканской партии в современной истории.
Все это привело многие республиканские и консервативные элиты к выводу, что, независимо от каких-либо моральных возражений против Трампа, он все же, в целом, оказался лузером, не заслуживающим поддержки.
Влиятельная деловая газета WSJ (Wall Street Journal ) 9 ноября 22 года вышла с таким заголовком: «Трамп - самый большой неудачник Республиканской партии… он потерпел неудачу в 2018, 2020, 2021 и 2022 годах».
Многие консерваторы повернулись в сторону губернатора Флориды Рона Десантиса как очевидному наследнику бывшего президента.Другие тосковали по сенатору от Южной Каролины Тиму Скотту или Н. Хейли, бывшему губернатору и послу в ООН, в качестве следующего «лица» Республиканской партии.
Но, в конечном итоге, ни один из этих потенциальных преемников Трампа не смог заручиться поддержкой бывшего президента.
Что характерно, почти все соперники Трампа по Республиканской партии в 2024 году – в тот или иной момент – горячо поддержали его, осудили уголовные обвинения против него и даже пообещали поддержать его кампанию 2024 года, независимо от того, будет ли он осужден. Поэтому неудивительно, что, несмотря на короткие периоды критики Трампа – к примеру, прямые выпады Н.Хейли на его умственные способности и психическое состояние… - одобрение фигуры Дональда Трампа республиканцами никогда серьезно не подвергалось сомнению.
Действительно, с момента его избрания в 2016 и по сегодняшний день совокупный рейтинг одобрения Трампа среди республиканцев редко опускался ниже 74%, несмотря на – или, возможно, потому, – что в настоящее время ему предъявлено 91 отдельное уголовное обвинение!
Хотя платформа и позиции Трампа, возможно, и менялись в течение президентских кампаний, в личности, характере самого кандидата произошло поразительно мало изменений. К огорчению его недоброжелателей – и радости его сторонников - время, проведенное в Белом доме, тоже не изменило его.
Однако и время, проведенное Трампом вне Белого дома, похоже, не изменило ни его самого, ни общественное мнение о нем.
Оппоненты Трампа предполагали, что скандалы, которые гарантированно обрекли бы на гибель политическую карьеру любого из обычных политиков, задвинут и этого «возмутителя спокойствия» в политические маргиналы.
Напротив, скандалы только укрепили позиции Трампа и его решимость вновь стать президентом Америки. Его знаменитая фотография была выставлена напоказ как сторонниками Трампа (как свидетельство того, что они считают политизированной системой правосудия), так и его недоброжелателями (в доказательство, что они считают поведение Трампа преступным). Но Трамп и здесь пошел поперек всех: выставил ее в своем аккаунте в Х (заблокирован в РФ) с надписью «Никогда не сдавайся». И его сторонники стали массово распространять в сетях этот снимок с надписью, но со своими лицами.
«Дело не только в том, что они собираются оставаться с ним в пожарах. Дело в том, что пожары только укрепляют связи между ними», - прокомментировал этот жест профессор Чикагского университета Хауэлл на американском ресурсе nrp /«Национальное общественное радио»/.
Трамп не похож ни на одного другого политика в современной американской истории. Его политическая устойчивость в глазах избирателей Республиканской партии наглядно показывает, что страна находится в эпицентре исторического изменения партийного расклада. Низкие налоги и благоприятная для бизнеса политика, инициированная Рональдом Рейганом, больше не «работают», не оказывают влияния на политиков-республиканцев.
Многочисленные сторонники Трампа хотят его возвращения во власть так же сильно, как боец победы на ринге, с которым они отождествляют себя. Ники Хейли не смогла стать таким человеком для большинства избирателей-республиканцев.
Между тем в кругах приближенных Байдена надеются, что бывший президент своей непредсказуемостью еще сильнее активизирует разнородную коалицию «Трамп никогда».
Как известно, в апреле 23 года Байден загадочно обмолвился на обеде с журналистами в Белом доме: «Не сравнивайте меня со «Всемогущим», сравните меня с альтернативой».
О чем это говорит? Джон Байден надеется, что альтернативой на президентских выборах 2024 года станет человек, который укрепит базу «Нет трамперам», достаточно большую, чтобы склонить чашу весов на несколько тысяч голосов в колеблющихся штатах. Результаты последнего голосования среди республиканцев за Хейли увеличивают эту вероятность.
Джаред Мондшайн
(ист. - The Conversation, пер. с англ. Л. Лаврова)
Об авторе: Директор по исследованиям в Центре изучения США. Работает в различных областях, включая внешнюю политику, торговлю и инвестиции, а также инновации.
Аналитические статьи Джареда Мондшайна появляются в таких медиа, как ABC, BBC, CNN, Foreign Policy, MSNBC и Sky News, а также во всех крупных австралийских СМИ.
Был аналитиком в Bloomberg BNA в Вашингтоне, округ Колумбия, где занимался вопросами трансграничного налогообложения. До прихода в Bloomberg BNA работал научным сотрудником