Найти в Дзене

Как написать книгу. Этап четвертый: пишем черновик

После того, как вы написали синопсис своей книги (хотя бы примерный), самое время приступать к ее написанию. И вот тут многие авторы попадают в следующую ловушку и зависают на многие годы. И эта ловушка называется "редактура на этапе написания". Делать этого нельзя категорически!

20% усилий дают 80% результата. Все давно знают это правило, но как оно работает в контексте создания книги? Ваши 80% результата - это и есть ваша книга без редактуры.

Не секрет, что у нас в мозгу есть разные зоны. Левое отвечает за логическое мышление, правое - за творческое. Сочетание рационального подхода с иррациональным создают полноту, баланс. Но эти части мозга не работают вместе! Как вы уже могли догадаться, когда мы пишем - включается правое полушарие, творческое. А когда редактируем - левое. Что происходит, когда вы пытаетесь одновременно делать и одно, и второе? Ни одной из частей вашего мозга не удается раскрыть свой потенциал.

Поэтому запомните важное правило: сначала пишем, а потом редактируем!

Мозг не обманешь!
Мозг не обманешь!

Еще раз: первый вариант книги пишется БЕЗ ПРАВОК И РЕДАКТУРЫ (да, вот прямо так, капслоком). Конечно, можно незначительно править, но если вы работаете над книгой в день 2 часа и 1,5 из них каждый день уделяете правке написанного ранее - подход нужно менять.

Когда я писал свою первую книгу, я периодически правил какие-то фрагменты, но целиком я её прочитал только когда дописал финал. Почему я так делал? Потому что иначе написание книги превращается в бесконечное редактирование и подбор идеальных слов. Об этом говорит большинство состоявшихся писателей.

Сначала пишем черновик, а потом редактируем
Сначала пишем черновик, а потом редактируем

Моя ученица почти десять лет (!) пыталась писать книгу. Она постоянно искала идеальные слова, переписывала десятки раз один и тот же абзац. Как думаете, сколько страниц она написала за эти десять лет? Ответ - десять. По странице в год. Хотите также? Не думаю. После нескольких наших с ней бесед, когда мы выяснили причину этих постоянных исправлений (у нее был синдром отличницы - можете найти статью на эту тему на моем канале) она применила данный метод создания черновика без редактуры. И о чудо! Сейчас ее черновик полностью готов! А уже теперь, когда есть материал, можно приступить к редактуре. У вас будет полно времени, чтобы отшлифовать материал, но как можно заниматься шлифовкой того, чего еще нет?

У вас еще будет время превратить сырой текст в готовое произведение
У вас еще будет время превратить сырой текст в готовое произведение

И отсюда следующее правило: не перечитывайте написанное вчера! Скорее всего вам не понравится и вы все начнёте переделывать. То же самое вы сделаете завтра. И послезавтра. И так до бесконечности. Когда вы правите недописанную книгу, вы работаете с вырванным из контекста материалом. Так что, если не хотите писать книгу всю жизнь, запомните простое правило: сначала пишем книгу целиком, потом редактируем. Таким образом, вложив 20% усилий вы получите 80% результата - готовый черновик книги. И уже потом начинается другой этап работы - редактирование, вычитка, корректура. Это те самые 20% результаты, для которых нужно приложить 80% усилий и довести текст до блеска.

Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор двух книг "Курьер: Темная ночь души" и "Побочный Эффект".

Если вы готовы к написанию своей книги и хотите подробнее узнать о литературном наставничестве - напишите в комментариях или мне в телеграмм https://t.me/zorinaleksey