1 марта свой профессиональный праздник отмечают эксперты-криминалисты. Криминалистика тесно связана с естественными науками, поэтому непрерывно развивается. В ней применяются все научно-обоснованные методы исследований. Но любая криминалистическая экспертиза не может состояться без людей, беззаветно преданных своей профессии. Наш сегодняшний герой - ветеран экспертно-криминалистической службы с 23-летним стажем Рустам Идрисов.
В криминалистическую службу отделения МВД города Агидель Рустам Ильгизович попал почти сразу, поработав два месяца в патрульно-постовой службе. За плечами были техникум и срочная служба в армии. «Трупов не боишься? Фотографировать умеешь?» - обратился к молодому милиционеру криминалист-эксперт Джаудат Аширов. Получив положительный ответ, он стал наставником молодого специалиста.
Вместе они помогли раскрыть немало преступлений в городе. Джаудат Аширов неоднократно поощрялся, в том числе награждён медалями «За отличие в охране общественного порядка», «За боевое содружество», «За безупречную службу» «За отличие в службе», грамотами министра внутренних дел России и министра внутренних дел по Республики Башкортостан. В 1998 году старшего эксперта майора милиции Джаудата Аширова перевели в Уфу, и на должность старшего эксперта назначили Рустама Идрисова.
Это были девяностые годы, об электронной базе данных и тем более экспертиз ДНК даже и не мечтали. Фотоаппарат, документы в бумажном виде и лупа - вот чем приходилось тогда орудовать.
«Основная задача экспертов - в кратчайшие сроки тщательно осмотреть место преступления, обнаружить, зафиксировать и изъять улики - вещдоки. Ими может оказаться всё, что угодно, - рассказывает Рустам Ильгизович. - Любая мелочь: следы рук, подошв обуви, волосы, капли крови, окурки, слюна, микроволокна от одежды. Многое эксперту может рассказать и след от орудия взлома (в случае краж с проникновением), оброненная гильза, шапка, носовой платок, царапина на двери или дверной коробке... Абсолютно «чистых» преступлений не бывает. Преступник пока летать не умеет, всегда оставляет какие-то следы. Задача эксперта - их найти. Раньше снимали следы пальцев, переводили на бумажный носитель, и сверяли лупой с отпечатками из бумажной картотеки. Когда изучаешь следы рук, все равно, что книгу читаешь».
Сегодня сотрудники экспертно-криминалистического отдела используют в своей работе самые передовые методы. В настоящее время они проводят семь видов традиционных экспертиз: дактилоскопические (исследуются отпечатки рук, трасологические (следы обуви, орудия взлома, отпечатки колес транспортных средств), почерковедческие, холодного оружия, технико-криминалистические экспертизы документов, баллистические (огнестрельное оружие); две специальные - автотехнические (при ДТП), физико-химические экспертизы (выявление наркотических веществ и их прекурсоров) и т.п.
Значительную помощь экспертам в их нелегком труде оказывает автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система «Папилон». Она позволяет в считанные минуты обрабатывать следы рук и устанавливать личность подозреваемого.
ИЗ ИСТОРИИ
105 лет назад при Центральном управлении уголовного розыска Народного комиссариата внутренних дел РСФСР были созданы кабинет судебной экспертизы, регистрационное и дактилоскопическое бюро, ставшие с 1 марта 1919 года экспертными подразделениями Наркомата внутренних дел РСФСР. В Башкирии в октябре 1923 года в составе Уголовного Розыска создается регистрационно-учетное отделение штатом 5 человек: начальник отделения, дактилоскопист, регистраторы и фотограф. Примечательно, что главным фотографом тех лет была женщина - Зоя Наугольникова. В 1924 году отделение преобразуется в Бюро научной техники раскрытия преступлений. В 1931 году в правоохранительных органах Башкирии впервые появляется должность эксперта, функциональные обязанности которого связаны только с экспертно-криминалистической деятельностью. В 1948 году образуется научно-техническое отделение со штатом 4 человека. Отделение выполняло до 200 экспертиз в год. Низкое количество выполняемых экспертиз объясняется низкой технической оснащенностью и постоянными выездами экспертов на осмотры мест происшествий по всей республике. С 1958 года начинают образовываться криминалистические лаборатории в городских отделах внутренних дел. В Агидельском ГОВД штатная единица эксперта-криминалиста была введена в декабре 1994 года. На эту должность был назначен майор милиции Аширов Джаудат Фуатович. В 2008 году в ОВД по г. Агидель установлены автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система «Папилон» и «живой сканер ДС-40».
Рустам Идрисов начал работать в милиции после срочной службы в армии.
В нашей беседе Рустам Ильгизович рассказал интересные случаи из своей практики.
- Рустам Ильгизович, по фильмам мы знаем, что криминалисты выезжают на место преступления первыми, и у них всегда с собой чемоданчик. Что в нем?
- В чемоданчике - фотоаппарат, порошки для выявления следов пальцев и рук, специальные пленки, чтобы изъять следы, химические реактивы, линейка, бинт для забора крови для анализа. гипс для изъятия следов обуви. Сейчас большим подспорьем является анализ ДНК, в Уфе проводят геномную регистрацию ДНК: у судимых берут буккальный мазок на анализ, благодаря чему раскрываются преступления многолетней давности.
- Приходилось ли проявлять смекалку, чтобы найти следы преступника?
- Надо думать как преступник, представлять все его действия, чтобы правильно идти по его следу.
- Вы помните свое первое расследование?
- В 1995-96 годы почти ежедневно поступали по несколько сообщений о пропаже счетчиков электроэнергии с подъездов. В это время массово стали устанавливать счетчики в гаражах. Преступника мы быстро обнаружили по отпечаткам пальцев. Оказалось, это был местный электрик, который принимал заявки на установку счетчиков в гаражах. Заказчикам он говорил, что сам принесет счетчик. Покупкой новых приборов он себя не озадачивал, попросту крал их в подъездах. Вечером он наблюдал, в каких квартирах не горит свет - значит, хозяев нет дома, и глубокой ночью снимал их счетчики. Когда мы предъявили ему оставленные отпечатки пальцев, ему ничего не оставалось делать, кроме признания.
- Следы рук на всех предметах остаются?
- Да, даже на бумаге. Единственное, на тканевой поверхности нельзя их найти, но зато там остаются потожировые следы, по которым проводится специальная экспертиза. Для эксперта самое главное - найти след. Так, благодаря тому, что я нашел след от пальца, удалось установить личность преступника, который совершил серию краж в Нефтекамске. В Агидели произошел подобный случай - у женщины из шкафа пропали 200 тысяч рублей. Никаких следов взлома не было. Но преступник оставил единственный след на поверхности шкафа. Потом мы выяснили, что это был установщик дверей. Когда ему заказывали работу, один экземпляр ключа оставлял себе, пока устанавливал двери, наблюдал в квартире, откуда хозяева берут деньги, чтобы с ним расплатиться, и возвращался в квартиру, дождавшись, когда хозяева уйдут.
Вспоминается серия угонов автомобилей, четыре года не могли найти преступника. В данном случае найти его просто помог случай. Однажды сотрудники ГАИ сняли отпечатки пальцев с пьяного водителя. Когда его «пальчики» загнали в базу данных, установили, именно эти следы оставил человек на угнанной машине. Мужчина потом рассказал, что он приехал в Агидель к своей девушке, но свидания не получилось, он с ней поругался и уехал обратно в пьяном виде и попал в поле зрения дорожных инспекторов.
- Есть примеры наиболее интересного и эффективного использования криминалистических средств методов в раскрытии и расследовании преступлений?
- В ноябре 1997 года в одной из квартир города Агидель была совершена кража денег - 19 млн рублей. Человек копил деньги на новую машину, продал старую. Преступник проник в квартиру, спустившись с крыши на балкон и сняв стекло на форточке. Выяснили, что вор работал в резиновых хирургических перчатках, но когда спускался по канату, напальчник одной перчатки оторвался, и на стекле остался след пальца. Было понятно, что вор работал по наводке - он взял только деньги и ушел через дверь. Принадлежность следов установили при ручной проверке дактилокарт. Гражданин долго отпирался, думал, что мы не докажем его виновность. У эксперта нет права на ошибку. Мы предъявили ему порванные перчатки и ему осталось только признаться, что работал по наводке местного «авторитета». Мы долго готовились к обыску в квартире наводчика, нужно было непременно найти деньги и вернуть хозяину. Обыск в квартире не дал результатов, вышли в колясочную, там стоял холодильник. Деньги мы нашли в замороженной тушке курицы.
- В последние годы появляются все новые и новые методы идентификации, которые могут найти применение в криминалистике. Помимо ставших уже традиционными отпечатков пальцев или ДНК, уникальными для каждого человека оказались и волосы. Вам приходилось проводить такие расследования?
- Было ДТП со смертельным исходом. В машине находилось несколько человек, один из них погиб. Участники ДТП утверждали, что именно погибший был за рулем. При сильном столкновении автомобиля водитель и пассажир, сидящий впереди, ударяются головой о лобовое стекло. В данном случае стекло треснуло, и в трещинах мы обнаружили волосы пострадавших. Мы сняли все волосы со стекла, произвели идентификацию и выяснили, что погибший сидел на заднем сиденье.
- Приходилось ли вам наблюдать за работой паталогоанатомов?
- Не только наблюдать, но и участвовать в их работе, частенько после обнаружения трупа с травмами криминального характера и при обнаружении неопознанного трупа.
Первый случай с «расчлененкой» я расследовал один в 1996 году. Мой начальник был тогда в отпуске. Мужчина убил свою жену и расчленил тело в ванне, чтобы вынести его по кускам.
Однажды весной нашли утопленника, который утонул еще осенью по первому льду. Чтобы идентифицировать его, нам с патологоанатомом нужно было сделать отпечатки с пальцев. Для этого пришлось снять с пальцев эпидермис, натянуть его на свои пальцы, предварительно надев хирургические перчатки.
- Как вы относитесь к современным художественным фильмам про расследования?
- Считаю их фантастическими. Может, действительно настанет время, когда преступления можно будет раскрывать с помощью одной пробирки или одним кликом компьютерной мыши. Но пока приходится работать. Люблю цикл документальных передач «Следствие вели» с Леонидом Каневским. Там рассказывают о реальных расследованиях, которые проводили ветераны криминалистической службы. Иногда ставлю себя на их место.
- Спасибо.
Остается добавить, что только добросовестное отношение и творческий подход к делу сотрудников правоохранительных органов при осмотре мест происшествия позволяет разобраться в самых сложных и запутанных ситуациях. Не зря среди следователей и экспертов бытует мнение, что грамотно проведенный осмотр места происшествия - это 90 процентов успеха при раскрытии и расследовании происшествий и преступлений. Рустам Идрисов, совершенствуя свои знания, используя экспертно-криминалистические методы исследований, внес весомый вклад в общее дело борьбы с преступностью. За добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей и достигнутые положительные результаты в борьбе с преступностью и охране общественного порядка за период службы награжден медалями и почетными грамотами МВД Республики Башкортостан и МВД Российской Федерации.
Автор:Ирина Вильданова